Что значит понять? Сопонятия и сопонятийность. Языковой разрыв между Сущим и Гологолом

Аватар пользователя Skachok
Систематизация и связи
Основания философии

Понять - это значит дословно по-нять, где нять означает брать, взять, имать, т.е. по-нять означает по-брать, по-взять, по-имать (поиметь). Кстати от слова "поимать" и произошло слово "понимать".

Понять - это значит буквально поймать и помять (пощупать) Умом мысль, т.е. оформить Умом мысль в понятие. Соответственно само понятие - это пойманая и помятая Умом мысль.

Как Ум оформляет мысль в понятие? На этот вопрос должна ответить Понятигология. Понятигология - это Гологол (учение) о Поняти. Слово "Поняти" - это действительно существующее старорусское слово, а не моя выдумка. Поняти - это и есть сам ход оформления Умом мысли в понятие.

Гологол - это слово, мысль, понятие, учение, часть речи и т.д.. Гологол - это также старорусское слово, которое позже превратили в церковнославянское слово "Глагол". Сущность всех ГОЛОГИЙ в том, что Гологол (учение) гологолит из себя Гологол (смысл).

Гологология - это Гологол о Гологоле, учение о принципе Всеединства1.
Логология - это Гологол о Логосе, учение о принципе Всеединства2.
Бытигология - это Гологол о Быти, учение о принципе оформления Бытия Сущего. Как и зачем осуществлено дарение Бытия Сущего (Es gibt Sein)? Дар напрасный, дар случайный, Бытие, зачем ты мне дано?
Понятигология - это Гологол о Поняти, учение о принципе оформления Умом мысли в Понятие. Как Ум дарит Понятие? Назад к Понятиям! Помыслить сопонятия и сопонятийность! Если понятийность - это просто способность мыслить через понятия, то сопонятийность - это способность мыслить через сопонятия, т.е. мыслить через понятия понятий. Классический пример сопонятия это Dasein.

Обратите внимание, все научные, философские и религиозные понятия это исключительно имена существительные, кроме Быти (Seyn) ну и возможно еще пары-тройки Гологолов или прилагательных. Имена существительные - это Сущее. Бытие (Sein) является субстантивацией изначального старорусского забытого слова "Быти". Бытие - это мнимое существительное, Сущесть Сущего, предметность предмета. А Быти - это несуществительное, не предмет и не предметность, следовательно Ни-что. Истина Быти (der Wahrheit des Seyns) не схватывается через Сущее. Истина Быти только переживается.

Все ЛОГИИ, такие как: онтоЛОГИЯ (онтос - сущее), гносеоЛОГИЯ (гнозис - знание), теоЛОГИЯ (теос - бог), феноменоЛОГИЯ (феномен - явление), антропоЛОГИЯ (антропос - человек) и прочие ЛОГИИ - все эти ЛОГИИ занимаются исключительно Сущим и они не в состоянии помыслить за пределами Сущего. Помыслить за пределами Сущего и должны ГОЛОГИИ, а именно Бытигология, учение о Быти, где понятие "Быти" это Гологол, а не очередное существительное и Понятигология, учение о Поняти, где Поняти - это также Гологол.

Мыслить Гологольно, а не стандартными существительными (Сущим), мыслить событийно, а не предметно, мыслить по-русски, а не по-гречески вот что я всем предлагаю начать. Нужно жечь Гологолом сердца как завещал Пушкин. Как перейти от предметного мышления к событийному мышлению? В этом могут помочь сопонятия "Бытиэ/то" и "Понятиэ/то". Бытиэ/то и Понятиэ/то можно с легкостью рукой пощупать. Через эти сопонятия надо мыслить языковой разрыв между Бытием (Sein) и Быти (Seyn), Понятием (Begriff) и Поняти (Begrif), в общем мыслить языковой разрыв между Сущим и Гологолом, в отличии от Dasein, через который мыслится лишь онтологический разрыв между Da-Sein и Das Sein.

Различение между Сущим и Гологолом - это языковое различение в отличии от онтологического различения Сущего и Быти. Это два совершенно разных различения, так как онтоЛОГИЧЕСКОЕ различение остается в рамках Логоса, а языковое различение это уже новые неведомые горизонты Гологола. Гологол - это новое непаханое поле, а Логос - это наоборот старое изношенное поле, которое сейчас уже не дает никаких всходов.

Языковой разрыв между Сущим и Гологолом собственно и мешает перейти от предметного к событийному мышлению. Этот разрыв устроил Логос своей молнией. Именно Логос субстантивировал Быти в Бытие, а Поняти в Понятие. И теперь данный разрыв надо преодолевать если мы хотим начать мыслить по новому. Преодоление этого разрыва не может быть плавным и безболезненым. Языковой разрыв по Хайдеггеру преодолевается только резким болезненным Скачком мышления, Скачком от предметного мышления к событийному мышлению. После Скачка сознание преображается в несчастное сознание, а Гологол-Колокол во всю звонит по Уму оглушая его и объявляя о том, что Событие состоялось, после чего сознание уже никогда не станет прежним. Только после События появляется возможность мыслить событийно, мыслить Гологольно.

Разрывы и переживания в сознании, например при пограничных ситуациях на грани между жизнью и смертью нельзя помыслить через Сущее, в частности через Сущности и Явления. Разрывы и переживания можно мыслить только Гологольно. Пример: мужик в лесу натыкается на медведя, на мужика бежит медведь и мужик впадает в ступор и накладывает в штаны, таким образом происходит Событие. И где же тут Гегелевское: "Все разумное действительно, а все действительное разумно", уважаемые кабинетные гегельянцы? Состояние твари дрожащей перед смертью, которую жареный петух клюет в темячко и по которой звонит Гологол вгоняя тварь в оцепенение и неопределенность нельзя передать через субъект-объектную парадигму, так как Событие это не предмет, а состояние неопределенности предмета, выворачивающее этот самый предмет наизнанку.

Единственные имена существительные, которое после События остаются достойными того, чтобы их помыслить - это Несущее, Ничто, Небытие и сам Гологол, в общем такие существительные которые отрицают сами себя. Попытки мыслить Небытие Сущего, мыслить Небытие Ума, Небытие Духа, Небытие Материи, Небытие Формы, Небытие трупа и т.д. могут дать нам очень многое. Также попытки мыслить Бытие Несущего, мыслить Бытие тысяченогого осьминога, Бытие пятиугольного треугольника, Бытие острого шара и т.д. могут нам помочь много что нового для себя открыть. Ну и конечно же мыслить Небытие Несущего, мыслить Небытие Летающего Макаронного Монстра тоже не повредит.

Общие выводы:
Бытие или Понятие - это предметность предмета, Сущесть Сущего.
Быти или Поняти - это Ни-Что, Гологол.
Событие - это дарение Бытия, Понятия и/или неопределенности.
Сопонятие - это Понятие Понятия. Примеры сопонятий: Dasein, Бытиэ/то, Понятиэ/то.
Предметное мышление - это мышление  сущностей и явлений.
Событийное мышление - это мышление переживаний и разрывов, в частности разрывов в языке и сознании.
Сущее предметно. Гологол событийственен.

Комментарии

Аватар пользователя Дилетант

Понять - это значит буквально поймать и помять (пощупать) Умом мысль, т.е. оформить Умом мысль в понятие. Соответственно само понятие - это пойманая и помятая Умом мысль.

Можно и так сказать. 
Но если мне было как-то, а потом стало тепло, то я это "тепло" ощутил. Однако, когда мне сказали, что такое называется "тепло", то я понял. 

Аватар пользователя нематериалист

Skachok, 26 Октябрь, 2021

"Понять - это значит дословно ... брать, взять, ..."

"Понять - это значит буквально... (пощупать) Умом мысль..."

"Обратите внимание, все научные, философские и религиозные понятия это исключительно имена существительные..."

"Мыслить Гологольно, а не стандартными существительными (Сущим), мыслить событийно, а не предметно, мыслить по-русски, а не по-гречески вот что я всем предлагаю начать."

Начну с конца того, что я от цитировал из вашего топика, а именно - "Мыслить... событийно, а не предметно, мыслить по-русски." Думаю, что делать это не возможно, по причине того, что мыслить можно и события, и предметы, и всякое такое, что кажется вне событий и вне предмета. Мыслить можно объемно-пространственное, так сказать мыслить архитектон, подверженный воздействию гравитации, мыслить можно о философии, вернее ее предмете, и предмете ее категорий. Здесь, на мой взгляд, необходимо отделить процесс мышления от "предмета" мышления, и попытаться понять, что иногда этот "предмет" просто без предметен, и главное, событием не является. В этом случае, мыслить его непосредственно, не представляется возможным, а по-русски, тем более.

"Предметность" всецело вытекает из вашего посыла, выложенного в начале топа, а именно - "Понять - это значит буквально поймать и помять (пощупатьУмом (мысль)." Есть "предметность", которая дана, в данном случае в "ума-ощупывании". Раз есть "предметность", есть и понимание. "Предметность" можно и помыслить.

Если "действие" очевидно, то понять (взять и пощупать) его легко. Понятно, что "мужик… натыкаясь на медведя, … впадает в ступор и накладывает в штаны, таким образом происходит Событие." имеющее неприятный запашок. Здесь есть две сущности – мужик и медведь, и есть действия этих сущностей с результатом в штанах. В данном случае «Гегелевское (высказывание): "Все разумное действительно, а все действительное разумно" вполне справедливо.

Если "действие" не очевидно, - то что невозможно взять и пощупать, но что имеет место быть в качестве без сущего нечто, то "Понять" его не представляется возможным, хоть по-китайски, хоть по-французски, по указанной вами причине, - нечего взять и пощупать. Но, поскольку, непонятным образом это без сущностное нечто имеет место "быть", то оно попадает под Гегелевское "действительное", поскольку действует на Вас (что выражено вашей реакцией), - Вы об этом нечто, в обличие "действие", рассуждаете и пишите. Ни о чем, Вы рассуждать и писать не можете, поскольку ничто не может воздействовать на Вас. В этом смысле, самого по себе "действия" не бывает. Представьте само действие описанное вами - "... впадает в ступор и накладывает ..., таким образом происходит Событие." То что Вы пытаетесь представить по словом "Событие", является результатом действия "пощупать умом". 

На мой взгляд, в топе есть все составные части, позволяющие "поймать" и "пощупать" именно "умом" "события", которые без "предметно", сами по себе, не существуют, позволяющие понять почему "... все научные, философские и религиозные понятия это исключительно имена существительные...".

Аватар пользователя Skachok

Здесь, на мой взгляд, необходимо отделить процесс мышления от "предмета" мышления, и попытаться понять, что иногда этот "предмет" просто без предметен, и главное, событием не является. В этом случае, мыслить его непосредственно, не представляется возможным, а по-русски, тем более.

Не процесс мышления, т.е. Бытие мышления надо мыслить, а свои События, моменты неопределенности, которые вне предметного описания. Мысля Бытие мышления мы неизбежно скатываемся в предметность предмета. А вот мысля разрывы Бытия в пространстве, времени и сознании, мысля переживания, мысля откровения, т. е. мысля Быти мы и соприкасаемся с непосредственным. Но чтобы эту неопределенность помыслить, для начала нужно вообще пробиться к этому самому откровению, сделать принудительный Скачок в неопределенность. Истина Быти содержится в личном сокровенном живознании, которое есть живое знание, т. е. дорассудочное единство сознающего и сознаваемого, неотчужденность сознающего от сознаваемого. Истина Быти за гранью представления, так как представление и подразумевает как раз эту отчужденность сознающего от сознаваемого через рассудок, книги, технологии и прочее. То, что Истина Быти за гранью представления это не означает, что она не имеет место.

Здесь есть две сущности – мужик и медведь, и есть действия этих сущностей с результатом в штанах.

Это только на словах, а не в переживании есть две сущности.

В данном случае «Гегелевское (высказывание): "Все разумное действительно, а все действительное разумно" вполне справедливо.

А самоубийство тоже разумно и действительно? А ЗДЕСЬ тоже все разумно и действительно? Это только в рамках философских кабинетов и книг все разумно и действительно.

Аватар пользователя нематериалист

"... (пощупатьУмом... "

Вы нащупали нечто ценное - "... (пощупатьУмом... ", жаль что Вы не в состоянии оценить, то что нащупали умом, соответственно, не в состоянии и применить.

... надо мыслить, ... свои События, моменты неопределенности, которые вне предметного описания.

По причине того, о чем Вы написали - "Понять - это значит буквально поймать и помять (пощупатьУмом мысль.", "мыслить, ... свои События..., которые вне предметного описания.", не представляется возможным. Взаимоисключение обосновано вами, тем не менее, Вы закладываете противоречие в обоснованное взаимоисключение. 

Еще раз, "мыслить, ... свои События..., которые вне предметного описания.", без того, что бы "... буквально поймать и помять (пощупатьУмом...", невозможно. 

"Истина Быти содержится в личном сокровенном живознании, которое есть живое знание, т. е. дорассудочное единство сознающего и сознаваемого, неотчужденность сознающего от сознаваемого."

Все так, только стоит убрать налет мистицизма - оно, конечно живописно, но для дела бесполезно. "Истина Быти", то есть "(пощупатьУмом", "содержится в лично"(ти), как "живо(знание), которое есть живое знание, т. е. до рассудочное единство сознающего и сознаваемого, не отчужденность сознающего от сознаваемого."

Да, все так, только вот ваше "(пощупатьУмом" и приводит к "отчужденности  сознающего от сознаваемого.", при этом, процесс "(пощупатьУмом", дает эффект "живости" знания. Ваше "живознание", не более чем метафизика - проделки души, в которой знания, как таковые отсутствуют, иначе, не было бы нашего диалога. 

А так, все так, как Вы пишите, только вынуждено облекаете в форму иносказания, в вашем случае, мистицизма то, что не поддается иными способами описанию. Вы не обращаете внимание на то, что "(пощупатьУмом", это не то же самое, что пощупать руками, следовательно, для Вас нет разницы между  "не отчужденностьи "отчужденностью" "сознающего от сознаваемого", разницы между чувствами и ощущениями.

Аватар пользователя Геннадий Макеев

т.е. по-нять означает ... по-взять...

 Где "взять", там и "вязать" и "с-вязать"... т.е. некая связующая нить/нять.

 

 

Аватар пользователя Сергей Борчиков

Пока по форме

нематериалист, 29 Октябрь, 2021 - 05:21, ссылка

...всё так, как Вы пишите, только вынуждено облекаете в форму иносказания, в вашем случае, мистицизма...

Не хотел встревать в тему. Но поскольку срезонировал текст нематериалиста и я увидел, что не один так думаю, выскажусь.
Очень утяжеляющая и нарочито мистифицирующая форма изложения. Приведу примеры авторского философского новояза, а через тире давно устоявшиеся и общепринятые в философии эквивалентные нормы употребления:

Гологол - Логос.
Гологолить - Мыслить.
Гологолия - Логика.
Поняти - Понятие.
Понятигология - Теория понятия.
Бытигологолия - Онтология.
И т.д.

Зачем отказываться от уже апробированного и устоявшегося словоупотребления?
Отвечается, что якобы для чистоты русского языка. Но при этом используются иностранные слова и даже в качестве эквиваленций:

Dasein - Dasein.
Быти - Seyn.
И т.д.

а некоторые новоязные конструкции ни в какие ворота не лезут даже с точки зрения норм русского  языка:

Бытиэ/то
Понятиэ/то
И т.п., я уж не привожу здесь слова и слоги - иероглифы.

В итоге вместо того, чтобы заниматься философскими моментами, которые действительно (и с моей точки зрения, и с точки зрения нематериалиста) в посте имеются, огромная часть энергии уходит: у автора (Олега) - на языковые игрушки, а у читателей - на дешифрацию этих игрушек, вместо того, чтобы вникать в мысли.
Язык, слова должны быть незаметными подпорками мысли, а не претенциозно выпячивать себя, заслоняя мысль.

Аватар пользователя Skachok

Так как дикая манера нематериалиста отвечать самоповторами, а не своими словами выглядит на мой взгляд странно то отвечу Вам.

Приведу примеры авторского философского новояза, а через тире давно устоявшиеся и общепринятые в философии эквивалентные нормы употребления:

Это не совсем эквиваленты.

Гологол имеет семантику части речи, обозначающей процесс, действие, состояние чего нет в Логосе. Гологол - это Истина Сущести1, а Логос - это Истина Сущести2.

Гологолить - это не только мыслить, но и произносить речь, оформлять понятия. Тем не менее Гологолить это в первую очередь произносить речь.

Гологолия - это Вы уже придумали.

Поняти - это процесс понятия, а не само понятие. Понятие - это только результат Поняти.

Бытигология - это учение о Быти, а не о Сущем, как в Онтологии. Бытигология - это и есть та фундаменталь-онтология, которую Хайдеггер хотел построить. Но ему мешал Логос. Логосом нельзя помыслить состояния неопределенности. Цель Бытигологии - схватить Истину Быти.

Зачем отказываться от уже апробированного и устоявшегося словоупотребления?

Действительно, а зачем отказываться от устаявшего? Ведь мы все в Логосе, в Платоне и Аристотеле, в онтоЛОГИЯХ, гносеоЛОГИЯХ, антропоЛОГИЯХ. Зачем все менять? Мы что зря на философских факультетах все эти ЛОГИИ изучали? Мы зря дюже заумные книжки чтоли читали? Переживания? Откровения? Зачем если в книжках об этом можно узнать у Экхарта и у Беме.

огромная часть энергии уходит: у автора (Олега) - на языковые игрушки, а у читателей - на дешифрацию этих игрушек, вместо того, чтобы вникать в мысли.

Они на то и Разрывы, что оставляют после откровения лишь как вы говорите "языковые игрушки". Это все результат отчуждения Сущего от Гологола, лишь бы человек от Сущего не отрывался.

Язык, слова должны быть незаметными подпорками мысли, а не претенциозно выпячивать себя, заслоняя мысль.

Уж такова данная экспериментальная философия, в которой я не знаю куда меня ведет Гологол. Скорее не я пытаюсь понять Гологол, а наоборот Гологол меня пытается понять.

 

Кстати раз уж Вы заглянули хотелось бы узнать, почему у Вас Событие не трансценденталия? Потому что Событие это "химера" поэтому мы ее не будем рассматривать?

Аватар пользователя Сергей Борчиков

Олег, я не против экспериментальной философии, сам занимаюсь экспериментальной философией, я лишь призвал не путать эксперименты в области философии и метафизики с экспериментами в области языка и филологии. Вы порой так передавливаете новояз, что окружающим (тоже экспериментаторам) практически невозможно коммуницировать с Вами. Или у Вас тема для одного себя?..
А по содержанию темы я высказался ниже - ссылка.

Аватар пользователя Владимир Р

Вот же олухи царя небесного во всей красе:crying 

Сергей Борчиков, 29 Октябрь, 2021 - 07:58, ссылка

Язык, слова должны быть незаметными подпорками мысли, а не претенциозно выпячивать себя, заслоняя мысль.

 Сергей, а может у вас в голове и мыслей то никаких нет!? Пока одни подпорки из вашей подкорки торчат! Сделайте милость, блесните мыслью!? Не выпячивайтесь!

Аватар пользователя нематериалист

Сергей Борчиков, 29 Октябрь,

 Решил дождаться ответа Skachok на последний комментарий:

Skachok, 29 Октябрь,

"... дикая манера нематериалиста отвечать самоповторами, а не своими словами выглядит на мой взгляд странно то отвечу Вам."

 Уважаемый Сергей Борчиков.

На мой взгляд, автор топа тему полностью исчерпал еще на стадии "старта". Она для него была решена и закрыта, и в следствии таковых "Событий", в момент "Разрыва", выставлена на показ, с надеждой, что в "событийный разрыв" попадет собеседник, и по достоинству оценит озвученные мысли.

Мысли, опять таки на мой взгляд, действительно хороши, особенно одна из них: - "Понять - это значит буквально поймать и помять (пощупатьУмом (мысль)." До такого откровения снисходил, на сколько помню, незабвенный Энгельс. К сожалению, и в том и другом случае, откровения, остались лишь откровениями - стадии осознания они так и не достигли. Отсюда и реакция Skachok - "... дикая манера нематериалиста отвечать самоповторами...", причем, "... не своими словами...". То, что кажется "дикой манерой", на самом деле, является лишь дикой реакцией психики - дикой, поскольку, в данном случае, не осознана. Ирония в том, что реакция остается дикой и в том случае, если "предмет" вызвавший реакцию осознан. 

Что касается "философских моментов", "которые действительно (и с моей точки зрения, и с точки зрения нематериалиста) в посте имеются", то Вы правы - это всего лишь моменты, по крайней мере для меня. Систематически я философией не занимаюсь, как и не занимаюсь философией вообще. Моменты философские, как Вы справедливо отметили, у меня действительно присутствуют, но лишь как элементы, возникающие в системе восприятия. Всеобщность мне не доступна - универсальность восприятия, вполне.

Обратите внимание, все научные, философские и религиозные понятия это исключительно имена существительные, ... Имена существительные - это Сущее. Бытие (Sein) является субстантивацией... Бытие - это мнимое существительное, Сущесть Сущего, предметность предмета. А Быти - это несуществительное, не предмет и не предметность, следовательно Ни-что. Истина Быти (der Wahrheit des Seyns) не схватывается через Сущее. Истина Быти только переживается.

Skachok, 26 Октябрь

То, что Вы, возможно, называете философскими моментами, на мой взгляд правильные по сути, но эти моменты, все те же философские откровения. По форме они банальны, по сути - отрефлексированы: - "несуществительное Быти", то есть "Ни-что"  ниспосланы не весть откуда. Есть в этом нечто абсурдное, бессмысленное - "Гологолить Ни о чем". Но если попытаться осознать откровения, к чему я пытался сподвигнуть автора, и что вызвало "дикую" реакцию, то в этом кажущемся абсурде можно узреть противоречие и нелогичность - "несуществительное Быти", то есть "Ни-что". Логическая ошибка вызвана тем, что "Понять - это значит буквально поймать и помять (пощупатьУмом (мысль).". Поскольку "несуществительное Быти" "пощупать" не представляется возможным, а (пощупатьУмом, не хватает того самого Ума, то автор делает подсознательный вывод, что это "несуществительное Быти",  есть "Ни-что". Поскольку "Ни-что" не бывает, то, разумеется, исчезает с поля зрения, но остается в подсознании, и "несуществительное Быти".  На виртуальной арене виртуального кина появляются "События", которые, как представляется автору и нужно "Гологолить". Но "События" вне философии, по причине того, что они очевидны, мы вполне представляем как мужик от испуга накладывает в штаны - это из области художественной литературы. Философы не могут быть живописцами, поскольку орудуют тем, что есть, но что не возможно представить - "не существительное Бытие", которое есть "Что-то" не определяемое.

 

Аватар пользователя Skachok

То, что Вы, возможно, называете философскими моментами, на мой взгляд правильные по сути, но эти моменты, все те же философские откровения.

Это не откровения. Откровения сталкивают нас лицом к лицу с мистической неопределенностью. А философское балобольство каким мы тут на этом форуме занимаемся, это наоборот попытка уйти от этой встречи с неопределенностью, спрятаться за Сущее.

Поскольку "Ни-что" не бывает, то, разумеется, исчезает с поля зрения, но остается в подсознании, и "несуществительное Быти".

Это в каком еще подсознании остается Ничто? В моем или Вашем? Или может все таки Ничто вообще нигде нет? Нет ни в какой предметной форме. Ни в подсознании, ни в сверхсознании, вообще нигде.

Но "События" вне философии, по причине того, что они очевидны, мы вполне представляем как мужик от испуга накладывает в штаны - это из области художественной литературы.

Хайдеггеру, Делезу, Бадью и Болдачеву События не очевидны, а Вам очевидны? Я Вас поздравляю и завидую Вам, у Вас суперспособности к философии.

Философы не могут быть живописцами, поскольку орудуют тем, что есть, но что не возможно представить - "не существительное Бытие", которое есть "Что-то" не определяемое.

Те кто в Платонах и Аристотелях да, те не могут быть живописцами. Живописцами были только досократики, а все остальные это балоболы паразитирующее на Логосе.

Аватар пользователя Сергей Борчиков

нематериалист, 30 Октябрь, 2021 - 07:55, ссылка

Уважаемый Сергей Борчиков.
Что касается "философских моментов", "которые действительно (и с моей точки зрения, и с точки зрения нематериалиста) в посте имеются", то Вы правы - это всего лишь моменты, по крайней мере для меня. Систематически я философией не занимаюсь, как и не занимаюсь философией вообще. Моменты философские, как Вы справедливо отметили, у меня действительно присутствуют, но лишь как элементы, возникающие в системе восприятия. Всеобщность мне не доступна - универсальность восприятия, вполне.

Спасибо. Я рад за Вас. Я как раз, наоборот, занимаюсь философией, и пытаюсь выстроить Систему понятий (см. в параллели) и даже больше - универсальных категорий. Различные восприятия мне как человеку знакомы, но что значит из них выстроить систему, мне совершенно неведомо. А также неведомо, по каким критериям то или иное восприятие квалифицировать как универсальное. С удовольствием бы послушал Ваши ответы.

Аватар пользователя нематериалист

Сергей Борчиков, 30 Октябрь

Различные восприятия мне как человеку знакомы, но что значит из них выстроить систему, мне совершенно неведомо. А также неведомо, по каким критериям то или иное восприятие квалифицировать как универсальное. С удовольствием бы послушал Ваши ответы.

Послушать "ответы" и понять их, суть разные вещи. Пример: Я писал о том, что, - "Моменты философские,... , но лишь как элементывозникающие в системе  восприятия." Я пишу о психа-физиологических процессах, в результате которых, при определенных условиях, возникают понятия, которые и выражают определенные (в философии не определяемые) психа-физиологические процессы. Вы апеллируете к самим понятиям, то есть к конечному результату психа-физиологического процесса, причем, без относительно процесса, в отрыве. Разумеется, при подобном подходе у Вас выстраивается некая система из слов, суть которых, - определить понятия понятиями. Как здесь, на форуме, принято выражаться, у Вас отсутствуют основания. Если быть точным, у Вас исчезают основания понятий, и остаются лишь понятия сами по себе, при этом, Вы не обращаете внимание (не осознаете), что понятие, это лишь эманация процесса восприятия в качестве метафизического явления. Разумеется, подобная позиция ведет к тому, что человеку "знакомо" понятие восприятия, но что это такое, "совершенно неведомо". Из понятия бессмысленно "выстраивать систему" и определять "критерии" по которым можно "квалифицировать" восприятие, "как универсальное". По этой причине нет необходимости разбираться в ваших "Системах понятий" и "универсальных категориях", как таковых. В этом плане, как я отмечал, мне интересна не философия, а сам философ.

Философ пишет:

Таким образом, я даю расширенное определение понятия, которое имеет три фазы.

Понять – значит
1) схватить и интуитивно чувственно помять некую мысль,
2) выразить или оформить эту мысль через слово/термин,
3) и самое главное – увязать и выразить эту мысль через другие понятия.

Сергей, говоря о том, что "С удовольствием бы послушал Ваши (мои) ответы.", Вы лишь пытаетесь продемонстрировать свою степень превосходства. На деле, ваше превосходство, лишь ваша метафизическая иллюзия, основанная на количестве слов. К сожалению, Вы успешно миновали стадию понимания этих слов, и понять кого либо, в том числе и мня, уже не в состоянии, поскольку, не в состоянии понять даже себя. Тем не менее, попробуйте для начала понять то, что написали, возможно тогда Вы поймете то, что я написал в первом абзаце.

1) схватить и интуитивно чувственно помять некую мысль. 

2) выразить или оформить эту мысль через слово/термин. - "Язык, слова должны быть незаметными подпорками мысли" (Сергей Борчиков, 29 Октябрь).

3) главное – увязать и выразить эту мысль через другие понятия. (понять понятия понятиями или через понятия).

По вашему - понять, это схватить мысль и интуитивно чувственно проделать с ней что то непотребное, ну, там , помять эту мысль. Далее, выразить или оформить помятую (уже понятую) мысль, через слово. А чтобы помятая мысль стала более понятной (домятой), надо эту помятую мысль выразить и увязать через другие понятия (видимо, одного интуитивно чувственного мятия мысли не достаточно для понимания, впрочем, я чуть не забыл о философе). Иначе говоря, для понимания философских мыслей одних словей не хватает, нужны еще и "другие понятия", через которые мысля выражается, а главное, увязывается (быть может в систему). 

 

 

Аватар пользователя Сергей Борчиков

Психо-физиология философа и понятия

мне интересна не философия, а сам философ

Да я разве против. Поэтому и попросил Вас помочь мне. Потому что я за свою жизнь освоил и сам спродуцировал множество понятий, но всегда основания их находил среди самих понятий. Например, основанием понятия кошка, собака, медведь, слон - является понятие млекопитающие. А основанием понятия млекопитающие является понятие животные. Если идти так дальше, то самым предельным основанием всех понятий является Абсолют. Но это если идти вверх.
Но Вы идете вниз и убеждаете меня, что в основании моих понятий лежат какие-то психофизиологические процессы. Я нисколько не против. Просто не копенгаген в псих-физиологии. Поэтому и попросил Вас: покажите во мне лично какие основания лежат, например, в моем понятии Абсолют. А поскольку у меня много оппонентов, отрицающих понятие Абсолют, хочется знать, какие психо-физиологические основания лежат у них у их понятия "Не-Абсолют". Жду.

Вы правы, мне совершенно неведомо, что такое восприятие, кроме ширпотребного определения из учебников по психологии, типа такого, из Википедии:

Восприя́тие, перце́пция (от лат. perceptio) — система обработки чувственных данных, включающая бессознательную и сознательную фильтрацию, обладающих целостностью... Целостность восприятия – свойство восприятия, состоящее в том, что всякий объект, а тем более пространственная предметная ситуация воспринимаются как устойчивое системное целое.

Правда, во всех этих учебниках ни слова ни говорится о понятии, тем интересней будет послушать от Вас.

Вы лишь пытаетесь продемонстрировать свою степень превосходства.

Уж коли Вы взялись разбираться в моей личности, то облегчу Вам работу и сообщу, что я давно преодолел такой "детский" феномен, как превосходство одной личности над другой. С другой стороны, у меня есть понимание превосходства одной теоретической точки зрения над другой, безотносительно к личностям. Пока вижу: в силу того, что Вы сами сказали (что не  занимаетесь философским системоконструированием), что мой подход в этом аспекте превосходит Ваш подход, уточню: не я, а методология. Однако Ваш психо-физиологичекий подход, однозночно превосходит мой аналогичный подход, да это я и сам Вам сказал, что не копенгаген в психо-физиологии. Поэтому хотелось бы не просто деклараций, что Ваш подход боле эффективен, но и демонстрации его на примере конкретных понятий . В чем психо-физиологические основания понятий: сущее, животное, кошка, бытие, трансценденталия, отрицание трансценденталии, Абсолют, отрицание Абсолюта и т.д. Конкретно каждого.

Аватар пользователя нематериалист

Сергей Борчиков, 31 Октябрь,

... основанием понятия кошка, собака, медведь, слон - является понятие млекопитающие...

Давайте облегчим задачу, сделаем ее привычно наглядной. Попробуйте дать определение кубу, без вики и прочих словарей. Просто свое личное определение и только кубу без отношений к геометрическим формам. 

Понятие кошка и прочие животные формируются в детском возрасте, когда о "млекопитании " ребенку ничего не известно. Любой ребенок, за исключением младенцев, на слух, издаваемым звукам, по рисунку, фотографии, наяву, без усилий определит (не понимая каким образом), кто есть кто, и, более или менее опишет устно или нарисует Вам то, что он определил. Собственно описание или рисунок будет определением. (Вы, здесь на ФШ, при помощи схем пытались определить колбасность колбасы - привет из детства).

Очевидно, что основанием понятия кошка, не является понятие млекопитающее (попробуйте по собственному совету студентам, но применительно к себе, обнулить диамат - частное, общее, всеобщее, а за одно и вытекающую логику в виде Абсолют-Не Абсолют). Основанием является метафизический образ кошки. "2) выразить или оформить эту (этот) мысль(метафизический образ) через слово/термин".

Метафизический образ формируется в детстве - пример ваша кошка, на основании пункта "1) схватить (взять) и интуитивно чувственно помять некую мысль кошку". Но здесь есть загвоздка. Почему и как конкретная кошка, от непосредственного хватания, взятия и мятия, то есть физических действий по отношению физическому объекту, становится и метафизическим образом на который навешивается ярлык, согласно пункта 2)? Более того, почему медведь, которого многие и не видели, вполне себе поддается описанию - суть, определению (людьми, которые его и не мяли). Иначе говоря, каким образом и почему формируется метафизический образ в виде субъекта, без мятия? И более сложный вопрос, каким образом и почему формируется метафизика без образа, без наличия объекта? (сущность философии) Ответ - в особенности нашего восприятия, а не в условных знаменателях.

Особенность восприятия - "Понять - это значит буквально поймать и помять (пощупатьУмом (мысль)." До такого откровения снисходил, на сколько помню, незабвенный Энгельс. К сожалению, и в том и другом случае, откровения, остались лишь откровениями - стадии осознания они так и не достигли.". (нематериалист, 30 Октябрь)

Комментировать определение из вики, пока нет смысла. Определение менялось много раз, поскольку оно не о том.

И так, куб, что это такое.

Аватар пользователя ЛАС

ПОНЯТЬ-ЗНАЧИТ ИСХОДИТЬ ИЗ ПОНЯТИЯ 

Понять - это значит дословно по-нять, где нять означает брать, взять, имать, т.е. по-нять означает по-брать, по-взять, по-имать (поиметь). Кстати от слова "поимать" и произошло слово "понимать".

ЛАС

 Это только этимология.

 По сути понять, значит исходит из понятия, но не конечного, т.к. его причина в бесконечном понятии.

Это при условии, если Гегель для вас действительно авторитет.

"Феноменологии духа" Гегеля

http://philosophystorm.ru/fenomenologiya-dukha-gegelya

Бесконечное понятие разума

http://philosophystorm.ru/beskonechnoe-ponyatie-razuma

Бесконечное понятие духа (про медведя)

http://philosophystorm.ru/beskonechnoe-ponyatie-dukha-0

Аналогичные темы:

Бесконечное понятие человека

http://philosophystorm.ru/beskonechnoe-ponyatie-cheloveka

БЕСКОНЕЧНОЕ ПОНЯТИЕ (понятие понятия) человека: и выводы из философии, истории (марксизм), социализма

http://philosophystorm.ru/beskonechnoe-ponyatie-ponyatie-ponyatiya-cheloveka-i-vyvody-iz-filosofii-istorii-marksizm-sotsializm

Леонид Санталов: Всеобщее понятие марксизма тождественно всеобщему понятию истории

http://philosophystorm.ru/leonid-santalov-vseobshchee-ponyatie-marksizma-tozhdestvenno-vseobshchemu-ponyatiyu-istorii

Пример: мужик в лесу натыкается на медведя, на мужика бежит медведь и мужик впадает в ступор и накладывает в штаны, таким образом происходит Событие. И где же тут Гегелевское: "Все разумное действительно, а все действительное разумно", уважаемые кабинетные гегельянцы?

Объяснение в генезисе духа:

 

Бесконечное понятие духа

http://philosophystorm.ru/beskonechnoe-ponyatie-dukha-0

 И первой формы  

Бесконечное понятие человека

http://philosophystorm.ru/beskonechnoe-ponyatie-cheloveka

После Скачка сознание преображается в несчастное сознание, а Гологол-Колокол во всю звонит по Уму оглушая его и объявляя о том, что Событие состоялось, после чего сознание уже никогда не станет прежним. Только после События появляется возможность мыслить событийно, мыслить Гологольно.

Разрывы и переживания в сознании, например при пограничных ситуациях на грани между жизнью и смертью нельзя помыслить через Сущее, в частности через Сущности и Явления. Разрывы и переживания можно мыслить только Гологольно.

ЛАС

НЕСЧАСТНОЕ СОЗНАНИЕ - рабское - это из особенности духа.

Насчет разрыва  - это инстинкт самосохранения, а причем  здесь СОЗНАНИЕ?

Аватар пользователя Skachok

Насчет разрыва  - это инстинкт самосохранения, а причем  здесь СОЗНАНИЕ?

Событие, Разрыв - это не только инстинкт самосохранения. В упрощенном виде мужик увидел медведя - Разрыв1, медведь побежал на мужика - Разрыв2, мужик впадает в ступор - Разрыв3. Далее сознание помрачается при ступоре - Разрыв4 (вот при чем тут сознание). И так далее и так далее. Срабатывание инстинкта самосохранения - это лишь один из Разрывов в огромной цепочке потока Разрывов в пространстве, времени, сознании и языке. Текст который я сейчас печатаю это тоже поток Разрывов.

Аватар пользователя ЛАС

Пусть будет по-вашему так,

 

Skachok, 29 Октябрь, 2021 - 16:52, ссылка

Всем кому не понятно как можно мыслить событийно отсылаю вот к этим лекциям - https://www.youtube.com/watch?v=miwx_K6a6ls&list=PLOSmS2TBK70BE0-K0hZTKXc1O3js0BGTZ

 

этот мистицизм (разрывы, удивление...) меня не интересует, я за фундаментальное познание того, что уже есть.

Аватар пользователя Skachok

Всем кому не понятно как можно мыслить событийно отсылаю вот к этим лекциям - https://www.youtube.com/watch?v=miwx_K6a6ls&list=PLOSmS2TBK70BE0-K0hZTKXc1O3js0BGTZ

Также рекомендую послушать как мыслили событийно Ницше, Хайдеггер, Делез, Бадью и прочие современные философы за последние 200 лет в этих лекциях - https://www.youtube.com/watch?v=mgEvD1RrjQ4

Аватар пользователя Владимир Р

Skachok, 26 Октябрь, 2021 - 16:16

Мыслить Гологольно, а не стандартными существительными (Сущим), мыслить событийно, а не предметно, мыслить по-русски, а не по-гречески вот что я всем предлагаю начать. Нужно жечь Гологолом сердца как завещал Пушкин 

Такого необразованного басурманина как Skachok я в жизни не видел! Ещё и на Пушкина кивает!laugh

Аватар пользователя Skachok

Такого необразованного басурманина как Skachok я в жизни не видел! Ещё и на Пушкина кивает!laugh

И не говорите. Откуда только такое необразованное ничтожество, которое смеет на великого Пушкина тыкать пальцем, могло взяться!

Аватар пользователя Владимир Р

Skachok, 29 Октябрь, 2021 - 20:03, ссылка

И не говорите. Откуда только такое необразованное ничтожество, которое смеет на великого Пушкина тыкать пальцем, могло взяться!

 

Да, ладно!? Моська когда лает на слона, тоже думает что она мамонт! Так и Skachok, кивнул на Пушкина зевая, - и уже Байрон!laugh

Аватар пользователя Сергей Борчиков

Понять – значит выразить через понятия.
Три фазы понятия

Я ответил на вопрос Олега в заголовке еще три года назад в Теории понятия:

Сергей Борчиков, 15 Март, 2018 - 10:38, ссылка

Понять – это выразить через понятия.

В принципе, моему определению не противоречит определение Олега:

Skachok, 26 Октябрь, 2021 - 16:16, стартотопик

Понять – это значит дословно по-нять, где нять означает брать, взять, имать…

и определение М. Грачева:

mp_gratchev, 15 Март, 2018 - 14:50, ссылка

Понять – это поймать (смысл). И уже затем  «выразить» пойманный смысл… через речь…

Но я определяю сказанное Олегом и Михаилом как первую фазу понимания. Потому что они не дают ответа на вопрос: а что значит схватить, брать, мять, имать мысль/смысл?
А если начинают определять, то вынужденно прибегают к словам «форма» и «оформление» мысли.

Skachok, 26 Октябрь, 2021 - 16:16, стартотопик

Понять – это … оформить Умом мысль в понятие. Соответственно само понятие – это пойманая и помятая Умом мысль.

Оформление – это не интуитивное и чувственное мятие мысли, а уже некая осознанная процедура ее выражения по каким-то алгоритмам и правилам, например языковым или логического определения. Но это тоже лишь вторая фаза понимания, поскольку опыт показывает, что выражение (оформление) понятия в одном слове, есть на самом деле не понятие, а ТЕРМИН.
Потому что на самом деле человек может интуитивно схватить какую-то мысль и мять ее до потери пульса, но он всё равно не будет знать, что он мнёт. Он может дать ей имя, например «Быти/ту-ту», но что такое «Бити/ту-ту» невозможно будет понять, если не удастся выразить этот термин через другие термины и понятия и увязать в какие-то понятийные цепочки.

Вы думаете этой увязкой сам Олег не занимается. Во-первых, он сам в заголовке темы говорит о сопонятиях, а во-вторых, когда начал отвечать на мою критику его новояза, он тотчас разразился большим постом – ссылка, в котором как раз это и делает, а именно: помогает пониманию его терминов «Гологол», «Поняти», «Бытигология» и др., увязывая их с другими понятиями, например, истина, сущность, бытие, учение и т.д.

Таким образом, я даю расширенное определение понятия, которое имеет три фазы.
Понять – значит
1) схватить и интуитивно чувственно помять некую мысль,
2) выразить или оформить эту мысль через слово/термин,
3) и самое главное – увязать и выразить эту мысль через другие понятия.

Аватар пользователя Skachok

Огромное спасибо Сергей за столь ценное пояснение сути Понятия.

Оформление – это не интуитивное и чувственное мятие мысли, а уже некая осознанная процедура ее выражения по каким-то алгоритмам и правилам, например языковым или логического определения.

Да полностью согласен, оформление вторично по отношению к первичному интуитивному схватыванию.

Он может дать ей имя, например «Быти/ту-ту», но что такое «Бити/ту-ту» невозможно будет понять, если не удастся выразить этот термин через другие термины и понятия и увязать в какие-то понятийные цепочки.

Так в том то и дело, что Бытиэ/то это не просто Понятие, а это Сопонятие, это если угодно постсобытийный факт Разрыва между Сущим и Гологолом. Поэтому с ним все так сложно. Хайдеггеру свой Dasein из за похожего Разрыва также увязать было непросто. Да и надо ли заниматься этим вязанием, если Dasein и Бытиэ/то как я уже говорил можно рукой пощупать? Это все равно, что заниматься понятийным описанием Моны Лизы да Винчи. Да конечно можно картину подробно во всех деталях понятийно описать, что где нарисовано, какими красками, но это уже будет отчуждение от первичного эстетического схватывания.

Понять – значит
1) схватить и интуитивно чувственно помять некую мысль,
2) выразить или оформить эту мысль через слово/термин,
3) и самое главное – увязать и выразить эту мысль через другие понятия.

Вот на третьей фазе у меня проблемы с тем, чтобы увязать Гологол с Логосом, увязать неувязаемое так как ни Гологол полностью не редуцируется к Логосу, ни Логос полностью не редуцируется к Гологолу. Как кстати и Дао полностью не редуцируется к Логосу. Поэтому по сути остается только заниматься самовязанием, вязать Гологол с сами собой. Выражать Гологол через Гологол. По другому никак.

Аватар пользователя Сергей Борчиков

Да полностью согласен, оформление вторично по отношению к первичному интуитивному схватыванию.

Отношение первичности и вторичности намного сложней и двунаправленней в системе трех фаз понятия. Если взять момент интуитивности, то действительно первична первая фаза, вторая - вторична, а третья - вообще третична. Потому что если начать увязывать понятия (3-я фаза), не помяв их и не оформив в термины, то получается полная софистика и белиберда. Но если взять момент логической оформленности, то первична 3-я фаза, вторая - от нее зависима, а третья вообще - ущерб, потому что человек плавает в собственной бесформенной интуиции и совершенно не понимает, что мнет.

Да и надо ли заниматься этим вязанием, если Dasein и Бытиэ/то как я уже говорил можно рукой пощупать?

Во-первых, Вы путаете денотат (объект) понятия и само понятие. Пример по аналогии: надо ли заниматься пониманием, чем кошки отличаются от собак, медведей и тигров, если можно их руками пощупать и даже покормить? Но хоть защупайтесь, Вы никогда не поймете, к одному виду, роду, классу животных они принадлежат или нет, одинакавое у них ДНК или нет. Так и останетесь на уровне эмпирического щупанья и поглаживанья, если руку не откусят.
Во-вторых, уже многократно отвечал интуитивистам, подобным Вам: а что Вы делаете на ФШ? Если Вы нащупали Dasein и Бытиэ/то, то зачем сами занимаетесь тут вязанием понятий вокруг них, заводя бесконечные темы и споря словесами с оппонентами?

Вот на третьей фазе у меня проблемы с тем, чтобы увязать Гологол с Логосом, увязать неувязаемое так как ни Гологол полностью не редуцируется к Логосу, ни Логос полностью не редуцируется к Гологолу. Как кстати и Дао полностью не редуцируется к Логосу.

Та же самая путаница денотата и понятия. Например, Вы никогда не увяжете кошку, собаку, медведя и тигра, они просто разорвут друг друга на части. И не редуцируете, потому что редуцируются понятия, а не предметы (животные). А вот понятия "кошка", "собака", "медведь", "тигр" Вы спокойно увяжете, например, в общее понятие "животные" или в общее понятие "млекопитающие" и сможете редуцировать к пра-понятию "первое млекопитающее", которым, кстати, является австралийская мышка. Аналогично, наверное, нельзя увязать Гологол, Логос, Dasein, Бытиэ/то, Дао, если это разные реальности. Но никто не мешает, осмысляя их, увязывать их понятия. Например, "Гологол" и "Логос" относятся к роду мышлений, "Dasein" и "Бытиэ/то" относятся к роду реальностей, а "Дао" и "Абсолют" - к роду метафизических субстанций.

Аватар пользователя Skachok

Но если взять момент логической оформленности, то первична 3-я фаза, вторая - от нее зависима, а третья вообще - ущерб, потому что человек плавает в собственной бесформенной интуиции и совершенно не понимает, что мнет.

Помимо этих двух подходов можно еще выделить промежуточный момент интуитивной дологической дорассудочной оформленности, то есть когда наиболее важна вторая фаза но с опорой на первую. В данном подходе происходит как вы говорите плавание в интуиции но с особым дологическим и дорассудочным пониманием. Такое понимание можно условно назвать веданием. Dasein и Бытиэ/то на мой взгляд и надо именно ведать, пасти как некоторые говорят, а не логически "обосновывать", упаси Гологол "обосновывать" Dasein в конъюнциях, дизъюнкциях и кванторах. Или по Вашему понимать что-то можно только логически? Логическое понимание "правильно", а дологическое ведание "неправильно"?

что Вы делаете на ФШ?

Знакомлюсь с разнообразными философскими точками зрения, при этом точками зрения именно живых людей, а не мертвых.

зачем сами занимаетесь тут вязанием понятий вокруг них, заводя бесконечные темы и споря словесами с оппонентами?

Для того, чтобы слышать обратную реакцию, как вот сейчас от Вас. И да, тем я завел ничтожно мало, их далеко не бесконечное кол-во. И эти темы на мой взгляд далеко не тривиальны, как может Вам показаться. Кто нибудь еще на этом форуме до меня ставил так радикально Логос и все производные от него ЛОГИИ под вопрос? Кто нибудь до меня предлагал альтернативу Логосу?

Аватар пользователя Сергей Борчиков

И эти темы на мой взгляд далеко не тривиальны, как может Вам показаться.

Вы плохо читаете, а посему приписываете мне неуважение. Я вам уже ответил и ранее отвечал, что по содержанию не считаю Ваши темы тривиальными. А по форме - форме игрушек в новояз считаю слабостью и отвлечением от сути на второстепенности.

особым дологическим и дорассудочным пониманием.

Я тоже с Вами согласился, но расширил Ваше понимание признанием трех фаз:
- фаза 1 - дологическое и дорассудочное понимание,
- фаза 2 - дологическое, но рассудочное понимание,
- фаза 3 - логическое понимание.

Ратование Вами лишь за одну первую фазу ни в коем случае не отрицает двух вторых фаз, а если отрицает, то точно является ограниченностью. Три больше одного.

Или по Вашему понимать что-то можно только логически? Логическое понимание "правильно", а дологическое ведание "неправильно"?

Вы снова плохо читаете, в прошлом ответе я сказал, что только (одно) логическое познание ведет к софизмам и белиберде спекуляций чистого разума, по Канту, граничащей с фикциями чистого разума. Я за три фазы вкупе, в синтезе, в интеграции, в единстве. Или Вы хотите утвердить одну фазу - первую, наплевав на логос?

С.Б.: "Что Вы делаете на ФШ?"

Знакомлюсь с разнообразными философскими точками зрения...
Для того, чтобы слышать обратную реакцию...

Зачем, если достаточно дологической фазы и Вы и так прекрасно мнёте понятия без этих точек зрения и реакций???

Аватар пользователя Skachok

Или Вы хотите утвердить одну фазу - первую, наплевав на логос?

Логос больше связан не с логикой, а скорее с риторикой. Логос - это язык философии, который выходит за пределы логических ограничений. Если бы я сказал, что нужно наплевать на Логос, я бы не упоминал Логологию. А что вообще представляет из себя Логология? Предлагаю на суд фрагменты современного французского философа Барбары Кассен из книги "Эффект софистики" раздела "От онтологии к логологии", чтобы немного развеять мою "белиберду":

1. Логология - это восприятие онтологии как дискурса, это указание на перформативную автономность языка и на порождаемый им эффект мира.

2. Трактат Горгия весь целиком есть опровержение поэмы Парменида: отправной точкой он избирает речь другого, одновременно как повествовательную процедуру и как тематическое повествование, и наглядно показывает вытекающие из нее катастрофические последствия: онтология, пойманная на слове, — это логология; если Парменид не будет непоследователен, он неизбежно окажется Горгием. В полной симметрии с этим примером доказательство через опровержение отправляется от того, что высказывает противник принципа, если он хоть что-нибудь говорит — пусть даже только для того, чтобы заявить свой отказ, — и наглядно демонстрирует вытекающее отсюда и губительное для него следствие: что он подчиняется принципу в тот самый момент, когда он его оспаривает; софистика, пойманная на слове, становится аристотелевской; если Горгий говорит (а именно это обычно делают софисты), он может говорить только как Аристотель.

3. Если аристотелевской семантике удается блокировать логологические последствия гиперонтологии, то только потому, что наряду с онтологией в собственном смысле слова она очерчивает место и для вновь востребованной логологии. Во избежание того, чтобы все, что ни говорится, превращалось тем самым немедленно в бытие, как у Горгия и у Антисфена, необходимо и достаточно оставить словам возможность обладать значением без денотата.

4. Аристотелевская логология, вместо того, чтобы конкурировать с онтологией в устроении мира, создает параллельные миры, где в истинных высказываниях небытию и небытиям предписываются несуществующие предикаты — не предикаты, как у Платона, лжи, которая есть, но предикаты истины, которой нет. Так из аристотелевской онтологии вытекает возможность одной из посылок логологии: говорить о вещах, которые не имеют ни существования, ни, следовательно, сущности, ни определения; отказаться от интереса к их физическому и феноменальному денотату — вот где открывается возможность выдвинуть на первый план чистый смысл, смысл сам по себе. Точно так же, как парменидовская онтология превратилась в софистическую логологию, логология превратится в литературу: предельный случай, узаконенный интерпретацией legein ti как semaine in ti.

5. Legei ho legôn [..] logon, "высказывающий высказывает [...] высказывание": в этом нанизывающем сцеплении глагола, а затем субъекта и предиката, вытекающих друг из друга, мы имеем то, что я назвала бы принципом софистического тождества, где дискурсивная автономия сворачивается и замыкается в логологию, в самодостаточную сферу, аналогичную сфере "есть". Роль этого принципа — служить насмешкой над принципом онтологического тождества, с одной стороны, построенного в Поэме, начиная с первого "есть", а с другой стороны, — искони выведенного и бесконечно толкованного: "сущее есть бытие", образец совершенной закругленности. (почти один в один как мое изречение: Гологол гологолит Гологол).

6. Онтология: дискурс служит представлением бытия; цель его — высказывать бытие. Логология: дискурс творит бытие; бытие есть эффект высказывания. В одном случае внешний мир навязывает себя, он требует, чтобы его высказали; в другом случае дискурс создает внешний мир. Мы понимаем, что одним из этих эффектов мира может быть риторический эффект, проявляющийся в поведении слушателя, но это не более чем один из возможных его эффектов. Если мы готовы еще признать идею соблазна, то только добавив внагрузку онтологию; эта добавка способна коренным образом изменить дело и помочь найти определение логологии: "Следовало бы распространить понятие соблазна", пишет Жан-Франсуа Лиотар. "[...] Отнюдь не «адресат» соблазна соблазняется его «отправителем». Нет, сам денотат, значение — они претерпевают соблазнение ничуть не меньше, чем его жертва [...]". Софистический дискурс — это не только перформанс, нарративное исполнение в эпидейктическом значении данного термина, это от начала и до конца перформатив в том смысле, какой вкладывает в него Остин: "How to do things with words": это речь-демиург, она фабрикует мир, она заставляет его свершаться — всю меру чего мы сумеем вскоре оценить, обратившись к полису и политике.

7. Идея логологии.

На этот раз пункт отправления лежит для нас На пути к языку. "Задача нашей мысли сегодня, — говорит Хайдеггер, — взять то, что было промыслено на греческий лад, чтобы промыслить его еще более по-гречески". Следовательно, должен существовать способ быть досократиком по-иному, — а именно, будучи, вслед за Хайдеггером, досократиком в еще большей мере. Я хочу предложить попытку совместного прочтения некоторых софистических фрагментов и отрывков из На пути к языку, не скрывая ни на мгновение односторонности моих предпочтений: речь идет просто о предположении, что некоторые из самых досократических строк Хайдеггера должны быть отнесены к логологическому типу.

Уже в самом утреннем из того, что достигло нашего слуха на всем протяжении западной мысли, присутствует соотнесенность между вещью и словом, которая, строго говоря, выступает в образе отношения между бытием и речью. Мысль, обуреваемая этой соотнесенностью, настолько сбивается с толку, что находит единственное слово, чтобы объявить о ней: logos. Данное слово вещает одновременно как имя бытия и как имя речи. Но еще сильнее приводит нас в замешательство тот факт, что, несмотря на такое положение, слово так и не становится предметом опыта — опыта, в котором слово само приходило бы непосредственно к слову соразмерно с этим отношением.

Мы готовы, между тем, утверждать, что именно в таком опыте, невозможность, "запретность" которого соучаствует в самом слове, встречаются, как две сходящиеся в одной точке крайности, и софистика, и На пути к языку. И тут, и там слово практикуется не постольку, поскольку оно выражает и означает, — таков ведь обычай современной мысли, продолжающей процесс усадки аристотелизма, — но и не слово постольку, поскольку в нем высказывает себя бытие в своей с ним сопринадлежности, столь надежное укрытие которой предоставляет Поэма и из которой с необходимостью должно воспоследовать тождество: здесь практикуется "слово ради слова". Legein logou kharin, бастион софистического сопротивления Аристотелю; или, как говорит Хайдеггер по поводу стихотворения Стефана Георге, "слово ради слова — его не найти там, где судьба отпускает для сущего слово, которое, давая ему имя, учреждает его, с тем, чтобы оно было и, бытийствуя, сверкало лучами и распускалось. Слово ради слова — поистине сокровище [...]".

Слово, высказывание — не имеет бытия: "оно дает" (es gibt), но не "оно есть". "Слово: то, что дает. Дает что? Если следовать поэтическому опыту и древнейшей традиции мысли, слово дает: бытие" (178). Главенство логоса, ставящее его на место бытия по мере того, как последнее изглаживается и удаляется, перед лицом сущего, в которое рискует превратиться бытие, им порождаемое, поэтическое могущество, о котором с такой настойчивостью говорит Хайдеггер, куда ближе к дискурсивной демиургии в духе Горгия ("logos — великий владыка: наделенный самым крошечным и самым незаметным телом, он творит божественнейшие дела", Похвала Елене, 8), чем к парменидовской одноитожести.

Само собой разумеется, что приближение к концу с такой же непреложностью, как и начало, требует обозначить различие в интенции, тем более, что в данном случае оно в точности совпадает — и первостепенную важность этого обстоятельства трудно переоценить — с различием в языке: между эффектом и изъятием из общего правила, между дискурсом и речью. Чтобы поставить точку в рассуждении о вечно двусмысленном характере самой структуры, достаточно было бы прочитать целиком фрагмент Новалиса, озаглавленный "Монолог", тот самый фрагмент, который служит Хайдеггеру отправной точкой и целью движения в его последнем докладе "Путь к языку" (1959). Целиком, или хотя бы почти целиком, с тем, чтобы контекст высветил софистический характер единственной фразы, которая дает пищу размышлению Хайдеггера:

Диковинная вещь в глубине своей речь и письмо: истинная беседа, подлинный диалог — это чистая игра слов. Невообразимо смехотворна ошибка людей, которые воображают, будто они говорят за сами вещи. Главного же свойства языка — что он озабочен исключительно самим собой — не замечает никто [именно эту фразу Хайдеггер цитирует в первом абзаце и за две страницы до конца своего доклада]. Вот почему язык — такая дивная и такая плодотворная тайна: когда кто-то говорит просто ради того, чтобы говорить, тогда он и выражает самые великолепные истины. Но стоит ему захотеть, напротив, высказать нечто конкретное, как тут же злокозненный язык заставляет его произносить худшие из нелепиц, причудливейшую чепуху. Отсюда, конечно, и берется та ненависть, которую питает к языку столько серьезных людей. Им бросается в глаза его резвость и проказливость, но они не видят, что бессвязная болтовня и столь презираемая ими небрежность поистине составляют бесконечно серьезную грань языка [...]

Мы можем, таким образом, надеяться, что не будет сочтена пристрастной попытка одновременно охарактеризовать позднего Хайдеггера и софистику с помощью общего имени "логология", имени, предложить которое отважился Новалис. Не пристрастной, но все-таки не без той самой "проказливости", которую с такой обходительностью в начале "Монолога" упоминает Новалис, но никогда не принимает в расчет Хайдеггер. Различие между философствующей или раздумчивой логологией Хайдеггера и логологией софистической аналогично различию между "речью" и "дискурсом": одна из них облечена данностью, а другая вся в эффектах. Аналогичным образом это различие перекраивает и два восприятия поэзии, одно из которых начинает видеть в поэзии взлет, хранящий на себе печать коронованного поэта и его посвящения, а другое — нечто выходящее из крылатых машин, запускаемых профессионалами. "Поэт — вещь легкая, крылатая и священная", говорил Ион: логология распределяет крылья между священным и легкомысленным.

Все эти напряжения и недоумения запечатлены в изобретении, а, может быть, и заимствовании (окончательной ясности в этом предмете, похоже, достичь невозможно) слова "логология", которое Новалис, не вдаваясь в определения, избирает в 1798 г. для того, чтобы квалифицировать принадлежность некоторых своих "фрагментов". Задача его — осмыслить в их переплетении грядущую философию и грядущую поэзию: "Чем для логологии являются созданные до сего дня философии, тем будут созданные до настоящего времени поэзии для той поэзии, которая должна прийти и непременно придет [...] Логология приведет за собой неизбежную революцию" (фр. 41). Именно автотелический, самоцельный характер языка дает, с точки зрения "Монолога", "наиболее точное и ясное представление о сущности и функции поэзии" (фр. 194); он открывает путь к "анекдоту", при том что "чистый поэтический анекдот прямо соотносится сам с собой и ни к чему иному, кроме себя, интереса не питает" (фр. 195), и к "роману", который "как таковой не содержит никакого определенного результата, не служит ничему конкретному" (фр. 198). Все это выводит нас на орбиту софистики. Но философия все-таки остается в выигрыше -слишком трудно, по-видимому, избежать того, чтобы "просто так" не попало рано или поздно в подчинение какому-то из видов "ради истины" (пусть даже она и несет на себе отметину множественного числа): "Когда кто-то говорит просто ради того, чтобы говорить, тогда он и выражает самые великолепные истины"—таков в точности вердикт Монолога. Неудивительно, что логология Новалиса обнаруживает в себе сократические черты, ибо "сократизм — это искусство находить местоположение истины из любой заданной точки" (фр. 95). А поэзия — даже если она по-ницшевски понимается на веселый лад как "великое искусство созидания трансцендентального здоровья", которое "забавляется и по своей прихоти распоряжается унынием и бодростью, удовольствием и болью, истиной и ложью, здоровьем и болезнью*', — даже тогда в конечном счете она стремится к одной и только одной "высшей цели: возвысить человека над самим собой (фр. 40). В итоге оценка, которую Новалис дает софистике в этих же самых фрагментах, вполне соответствует точке зрения традиционной истории философии: он колеблется между осуждением софистов, а среди них и тех, кто стал "скептиком из ненависти к философии", просто как "врагов философии", заслуживающих того, чтобы "с ними и обращались как с таковыми" ("Логологические фрагменты", № 14), и признанием за ними "дара философской рассудительности", той критической энергии, из которой бьет ключом самая современная из жизненных сил: "Философиствовать — значит изгонять флегму, оживлять" (ibid.,№ 15).

Главное здесь, на мой взгляд, заключается в том, чтобы мы, вновь беря на вооружение термин "логология", не искали в нем в который раз инструмента одностороннего подтверждения ценности, в данном случае — ценности софистики; с его помощью мы скорее должны выявлять, чем в своей деятельности и по своим возможностям язык отличается от онтологии (включая и отжившую онтологию, отжившую как этап или почившую в коме). Это замечательно тонко почувствовал Жан Дюбюфе, совсем недавно обратившийся к интересующему нас термину, — ведь дух, сопутствовавший его рождению, в противовес кодированию явлений открывает простор для расширяющейся автономии и для ориентации на относительность:

Заголовок, данный "Логологическому кабинету", исходит из идеи логоса второй ступени, который, перестав быть кодом, соответствующим явлениям и объектам внешнего мира, начинает разрастаться сам из себя. Итак, машина разобрана, и колеса крутятся сами по себе. Термин "логос" понимается здесь в смысле системы понятий, которые были избраны нашими цивилизациями в целях анализа нашего мира и составили наш словарь и полный набор клавиш нашей мысли; из этого, однако, следует, что тот логос, который мы считаем нашим (и по поводу которого мы тешим себя иллюзией, будто он представляет собой единственно возможный логос), есть продукт произвольного (или утилитарного) отбора ограниченного числа понятий, который с тем же успехом мог оказаться иным, — а это, по сути дела, ставит под вопрос сам логос в привычных его очертаниях. Наша цель — создание механизма, позволяющего перепутать расстановку вех, образующих координатную сетку нашего умственного пространства, и сделать ее подвижной с тем, чтобы она утратила однозначную ориентацию и лишилась предпочтительного направления на полюс, а точнее, заставить его повернуться лицом к бесконечному числу направлений, каэюдое из которых без каких-либо преимуществ может служить для него направлением на полюс. На временный, относительный и подвижный полюс.

Зачем, если достаточно дологической фазы и Вы и так прекрасно мнёте понятия без этих точек зрения и реакций???

Если бы я прекрасно мял понятия, то меня бы на этом форуме не было. Стало быть все не так уж и прекрасно и нужна обратная связь.

Аватар пользователя Сергей Борчиков

Логология vs логика синтеза

Логос больше связан не с логикой, а скорее с риторикой.

Это так думают логологики, например, Барбара Кассен, Вы, Юрий Кузин.
Я думаю, что логос связан с логологией в силу причастности к фазе 2, а в силу причастности к фазе 3, он связан с Логикой. Так думали Гегель, Витгенштейн, так на ФШ думает Андреев. Вы с нами, что будете делать?

Барбара Кассен, книга "Эффект софистики"

Книга интересная, но у меня сейчас совершенно нет времени, поскольку занят теорией трансценденталий. Отложил до лучших времен.

Логология: дискурс творит бытие.

Верно, но ни Вы, ни Юрий Кузин не дали мне ответа на вопрос. Слово, дискуср, логология, действительно, могут творить бытие, но они также творят и мифы, фикции, иллюзии разума. Каким образом вы, логологики, отличаете ложь от истины, химеры от бытия?

Стало быть всё не так уж и прекрасно и нужна обратная связь.

Вот сами и сказали. Поскольку между нами (членами ФШ) нет никакой ни физической, ни социальной связи, а есть только словесная и логическая, а словесная связь, как видим,  не оправдывает своего предназначения: люди спорят и ругаются, бывает и посылают друг друга куда подальше, то остается уповать на логику - логику синтеза.  

Аватар пользователя Skachok

Вы с нами, что будете делать?

Действительно, а что с Вами радостными и счастливыми панлогистами мне делать? Логически "обоснуйте" почему и зачем мне вообще нужно что-то с Вами делать?

Каким образом вы, логологики, отличаете ложь от истины, химеры от бытия?

Как будто Вы четко отличаете "химеру" от "Истины"! По каким "критериям" Вами были отобраны 12 трансценденталий, среди которых нет например Мира, События или Идеи вполне себе фундамендальных понятий? По каким "критериям" Вы эти 12 трансценденталий отчаянно пытаетесь склеить изолентой?

Вопросами истинности вообще по хорошему должна бы заняться отдельно Алетология (от слова Алетейя), но ее во внятном виде нет как таковой.

И с чего Вы взяли что я какой-то там логологик, если я вообще то про Гологол как альтернативный язык мудролюбия глотку тут рву?

остается уповать на логику - логику синтеза.

О какой "логике синтезе" на правах Вашего панлогизма с другими непанлогистами со мной, Ильей (Whale) или Кузиным вообще может идти речь если Вы даже с коллегами панлогистами, в частности с Андреевым не можете толком договориться?

Разговор с Вами думаю пора закруглять так как он явно зашел в тупик. При всем уважении, но у нас позиции радикально противоположны.

Аватар пользователя Сергей Борчиков

Пути и методы

В квалификации философов и методов, я исхожу из трех фаз понятия:
1) мистики, интуитивисты,
2) логологики, гологологики, рассуждателяи, софисты,
3) логики, панлогисты.
Поэтому когда касаюсь логики я, действительно, панлогист, а когда касаюсь интуиции и мыслечувствия, я мистик в духе В.С. Соловьева. Так же, как и Вы, когда чувствуете и переживаете мысль, Вы интуитивист, а когда вещаете об этом на страницах ФШ для всех окружающих Вы гологологик.

Если у меня в жизни и есть моменты радости и счастья посреди печалей, то уж поверьте, они никак не связаны ни с логикой, ни с панлогикой, ни с интуицией и тем более логологикой на ФШ, а с жизнью.

Если бы я четко отличал химеры от истин, то был бы, как говорится Богом, только он есть трансценденталия "истина" (verum). Или, на худой конец, Юрием Кузиным, вещающим истину в последней инстанции. У меня тоже много иллюзий и химер, как и у Вас, и у Андреева. На то она и философия, чтобы постоянно блуждать, сомневаться, искать пути отказа от химер и приближаться к божественной истине.
Например, я сто раз отвечал по 12-ти трансценденталиям. Я не только не уверен в их числе, но я прошу окружающих давайте искать более точное решение. На днях прочитал современного автора, что трансценденталий на самом деле всё-таки 3, остальные от лукавого, а у другого - что их даже больше, а именно 15. Вот и Вы предложили еще три, но тоже не предложили логического объяснения, почему эти 3. И, Вы правы, логику надо искать.

Поэтому без логики интеграции и синтеза тут не обойтись. Другого пути (на фазе 3) просто нет. Есть еще два пути: один (от фазы 2), тот который, похоже избираете Вы с Андреевым, просто послать коммуникацию на фиг и выйти из дискуссии (нет дискуссии, нет проблем, как говорил один политический деятель), а второй (от фазы 1) - раствориться в интуитивном, чувственно-духовном резонансе, не думая, а лишь ощущая, например, к чему призывает Феано (но это не путь философии, а скорее путь веры и эзотерики).

Аватар пользователя Skachok

без логики интеграции и синтеза тут не обойтись

Ну так это Вы такую задачу ставите, а у меня вообще другая задача, а именно преодолеть Логос, произвести переоценку вообще самой логики как таковой. Вы же ведь тут у нас главный местный "синтезатор"! Ну так и синтезируйте сами, а не надейтесь, что кто-то Вам действительно поможет. Мудролюбие - это все таки как ни крути думай сам и о своем, а не думай сообща и об общем. По крайней мере на мой взгляд. Я на себя роль синтезатора-подмастерья не собираюсь возлагать. Других синтезаторов-подмастерьев где-нибудь ищите. Успехов Вам Сергей в синтезаторстве.

Аватар пользователя Сергей Борчиков

Слово "преодолеть" двусмысленное.
Если Вы в него вкладываете смысл "похерить" логику, то нам, действительно, не по пути.
А если Вы в него вкладываете смысл гегелевского термина "снять", т.е. кардинально изменить, сохраняя, то я двумя руками "за" и буду Вам сознательным сторонником.
Я в свое время тоже предпринял такую попытку, правда, назвал новую логику - ноологикой (в теме "Система категорий (ч.31 ноологика -5)"):

Сергей Борчиков, 12 Апрель, 2018 - 18:08, ссылка

Цель... объединить материю (живую плоть) мышления с логическими мыслеформами (логикой). Результат такого объединения В.И. Моисеев назвал "Математической феноменологией" или "Физико-логикой",  а я предложил называть "Ноологикой". Подробнее ниже.

Но дело не в названии. Дело в деле. Мне тогда не удалось довести это до воплощения из-за очень обширного материала (объема) по логике, который предстояло переосмыслять. Может быть, Вам удастся.
Олег, я тоже желаю Вам успехов и буду ждать.