Что такое оккультизм

Аватар пользователя Виталий Андрияш
Систематизация и связи
Трансреальная философия
Ссылка на философа, ученого, которому посвящена запись: 

 Наука относит оккультизм к шарлатанству, логично ознакомится с противоположной точкой зрения. Предлагаю несколько выдержек, по этому поводу, из работ Шри Ауробиндо.

 

Оккультизм – это знание и правильное использование скрытых сил Природы. Оккультные силы – это те силы, которые можно познать, только проникнув за покров видимых явлений. Особенно это относится к силам тонкого физического и супрафизического планов.

Сама наука в определенном смысле является оккультизмом; ибо она выявляет формулы, скрытые Природой, и использует их знание, чтобы высвободить ее потаенные энергии, которые она не включила в свои обычные функции, а также организовать и поставить на службу человеку ее оккультные силы и процессы, обширную систему физической магии – ибо нет и не может быть никакой иной магии, кроме задействования тайных истин бытия, тайных сил и процессов Природы.

В распространенном представлении оккультизм ассоциируется с магией и магическими заклинаниями и формулами, а также предполагаемыми сверхъестественными механизмами. Но это только одна сторона; не является это и всецелым суеверием, как напрасно воображают те, кто не всмотрелся глубоко или не пытался взглянуть вообще на эту скрытую сторону тайной Силы-Природы или не экспериментировал с ее возможностями. Оккультные формулы и их применение, задействование механизма латентных сил могут быть удивительно эффективны в оккультном использовании умственной и жизненной энергий – так же, как это происходит в физической науке, но это лишь второстепенный метод и ограниченное направление. Излишнее сосредоточение на механизации и жестком формулировании, похоже, может привести к стерилизации или формализованному ограничению

 Особый дар халдейской линии дисциплины лежал в другом направлении. Здесь не столько культивировали высшие линии духовной реализации, сколько были заняты тем, что можно назвать срединными областями, оккультным миром. Эта материальная вселенная движима не физическими, витальными и ментальными силами, которые видимы и которые можно продемонстрировать, но другими тайными и тонкими силами; в действительности именно они являются мотивирующими силами, реальными факторами, которые инициируют и осуществляют движения в Природе, в то время как видимые силы и движения являются лишь внешними формами или даже масками. Этот оккультизм также широко практиковался в древнем Египте, откуда греки заимствовали несколько нитей. Мистерии – орфические и элевсинские – культивировали традицию в узком кругу и в очень эзотерической манере. Традиция продолжилась в христианской церкви и внутренней группе, сформировавшейся в ее сердце, которая практиковала и сохраняла живым нечто из этой древней науки. Внешние принципы и догмы церкви не допускали этого, считая ее черной магией, дьявольской наукой. Очевидная причина этого крылась в опасении, что если бы кто-то последовал этой линии оккультизма и ощутил силу, которую тот дает, он мог бы очень легко отклониться от прямого и узкого пути, ведущего к Духу и духовному спасению. В Индии также сиддхи или оккультные силы всегда избегались истинно духовными людьми, хотя их и искали многие, избравшие духовную жизнь, часто с разрушительными результатами. В христианстве бок о бок с главными святыми существовала группа или линия практикующих, которые следовали оккультной системе, хотя внешне соблюдали официальное вероисповедание. Любопытно отметить, что часто там, где оригинальный текст Библии говорит о богах, во множественном числе, имея в виду божеств или оккультные силы, официальная версия переводит это как «Бог», чтобы придать тексту необходимую теистическую ценность и атмосферу.

Но если оккультизма следует бояться из-за его неверного применения и потенциальной опасности, тогда и духовность нужно рассматривать в таком же ключе. Все хорошее в мире может быть искажено и стать опасным, но это не причина полностью избегать всего хорошего. Что необходимо – так это правильный подход и различение, практика и дисциплина. При взгляде с правильной точки зрения оккультизм предстает динамической духовностью; иными словами, он стремится выразить и осуществить, низвести в материальную жизнь силы и принципы Духа через посредство более тонких сил разума, жизни и тонкого физического. Оккультизма естественно избегают те, кто поклоняется трансцендентному Духу, Богу в Небесах и ищет его переживания, но это необходимый инструмент для тех, кто стремится проявить Божественное в конкретной форме.

Это знание оккультных миров основывается на существовании тонких тел и тонких миров, соответствующих этим телам. Они представляют собой то, что психологический метод именует «состояниями сознания», но эти состояния сознания действительно отвечают соответствующим мирам. Оккультный метод в таком случае состоит в том, чтобы осознать эти различные внутренние состояния бытия или тонкие тела и стать в достаточной мере их хозяином, так чтобы быть способным выходить из них последовательно, из одного за другим. Существует на самом деле целая шкала тонких уровней, восходящая или нисходящая в зависимости от направления, в котором вы идете, и оккультный метод состоит в том, чтобы уметь выходить из более плотного тела в более тонкое, снова и снова, вплоть до самых эфирных регионов. За счет последовательных экстериоризаций вы переходите во все более и более тонкие тела или миры. Это похоже на то, как если бы каждый раз вы переходили в другое измерение. Четвертое измерение физиков – это не что иное, как научное выражение оккультного знания. Если прибегнуть к другому образу, можно сказать, что физическое тело находится в центре – оно самое материальное, самое плотное и также самое маленькое, – и внутренние тела, более тонкие, все больше и больше выходят за пределы центрального физического тела; они проницают его, а затем расширяются дальше и дальше, как вода, испаряющаяся из пористой вазы и окутывающая ее своего рода облаком пара. И чем они тоньше, тем больше стремятся расшириться до масштабов всей вселенной: в итоге это приводит вас к универсализации – расширению до масштабов вселенной. И это совершенно конкретный процесс, который дает объективный опыт – переживание невидимых миров и даже позволяет вам действовать в этих мирах…

Все эти регионы, все эти сферы исполнены существ, каждое из которых населяет свою область, и если вы пробуждены и сознательны на каком-либо плане бытия, например, если вы выходите из более материального тела, вы пробуждаетесь на каком-либо высшем плане, то вы имеете ту же самую взаимосвязь с вещами и людьми на этом плане, какую имели в материальном мире. То есть, существует совершенно объективная связь, не имеющая ничего общего с представлением, которое у вас сложилось об этих вещах. Естественно, сходство возрастает по мере того, как вы приближаетесь к физическому миру, миру материальному, и даже приходит время, когда один регион оказывает прямое воздействие на другой. В любом случае в том, что Шри Ауробиндо называет надментальными мирами, вы найдете конкретную реальность, абсолютно независимую от вашего личного опыта; вы возвращаетесь туда и опять обнаруживаете те же самые вещи, с изменениями, которые произошли в ваше отсутствие. И вы устанавливаете отношения с их существами, идентичные отношениям, которые вы имеете с физическими существами, с той разницей, что там эти отношения более пластичны, гибки и непосредственны – например, есть возможность изменять внешнюю форму, видимую внешность, согласно своему внутреннему состоянию. Вы также можете назначить встречу с кем-то и быть в назначенном месте и встретить опять то же самое существо, с некоторыми изменениями, произошедшими в ваше отсутствие; это совершенно конкретно с совершенно конкретными результатами

Комментарии

Аватар пользователя rpa

.

Аватар пользователя fed

Ауробиндо хорошо написал. 

Аватар пользователя Виталий Андрияш

Эти два, глубоко аргументируемых коментария наглядно илюстрируют, что в основе наших убеждений лежат не знания, а вера. В зависимости от того верим мы или сомневаемся, мы открываем для себя новые горизонты познания, или ограничиваем область наших знаний узкими рамками установившихся традиций. Это интересная особенность нашего сознания, которую философия должна выдвинуть как краеугольную проблему гносеологии.

Аватар пользователя gird

Виталий Андрияш, 17 Ноябрь, 2016 - 15:04, ссылка

Это интересная особенность нашего сознания, которую философия должна выдвинуть как краеугольную проблему гносеологии..

 ага, "краеугольная", и называется она мифологией, когда миф понимается некой первичной формой сознания (подробнее в "Диалектике мифа" А.Ф. Лосева).. мифу присущи и знание, и вера, при этом, в одинаковой мере.. нельзя верить без первичного знания (о предмете веры) в принципе, как и нельзя на пути познания не пользоваться понятиями, которые можно принять только на веру ("аксиоматика").. и этот "зачарованный круг" разорвать нельзя никак...

Аватар пользователя Виталий Андрияш

Интересно было бы услышать от вас определение что такое миф. По каким критериям можно определить где миф, а где не миф.

Аватар пользователя gird

Виталий Андрияш, 17 Ноябрь, 2016 - 20:11, ссылка

значит, определение и критерии?.. хотелось бы поделиться этой темой отдельно (понемногу готовлю).. тема, как по мне, очень интересная, тянущая на монографию, если не больше, но да ладно..

открываем «Википедию»: «Миф (др.-греч. μῦθος — речь, слово; сказание, предание) — повествование, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях» - кратко, ясно и почти убедительно...

Итак, миф – слово или, если точнее,  представление людей о.. «происхождении всего сущего». Звучит «внушительно», поэтому, вне сомнения, заслуживает всяческого внимания человека, задающегося «вечными вопросами»...  "Представление»…   или представления, как некая первичная форма сознания, некая  «картинка», через которую человек воспринимает и понимает мир, «картинка», которая определяет его мировоззрение и весь «поведенческий комплекс»1) поступки, 2) чувства, 3) мысли, 4) подсознание, при этом, всякого человека: от примитивного «аборигена» до великого ученого, живущего по преимуществу наукой, разница только в мифе, в той или иной мифологии, лежащей в основании сознания всякого человека, а значит и в основании его идей, интуиций, прозрений.. если человек ученный, то миф будет и в основании той или иной науки.. религия также питается мифом.. 

эта "картирка" (как первичная форма сознания) имеет символическую природу. потому что так «работает» наше сознание, имеющее «не-материальную» природу, но именно символическую «фактуру».... здесь, тск, «диалектика», и в прямом и в переносном смыслах  (поэтому можно и без кавычек)..  «Символизм есть апофатизм, апофатизм есть символизм»...  не какие-то «вещи-в-себе», но «проявленное» (в символе) «непроявляемое» (апофатическое). Символ (миф) как самое прямое и очевидное свидетельство о существовании не-символического, того, что нельзя положительно выразить, но можно выражать лишь отрицательно, через отрицания (апофатика). В тот или иной символ-миф можно только верить, и тут каждый человек, каждое сознание, «находит» свой миф, можно говорить – «личный» и это некая «тайна», нельзя, почти невозможно, определить почему конкретный человек выбирает, отдает предпочтение, делает «своим» («личным») именно тот, а не иной миф.. Но только ли вера лежит в основании принятия мифа или вера есть что-то неразлучное с тем, что мы называем знанием? Ведь знание нельзя отнести исключительно в рациональной сфере, думается, это всем ясно? Чтобы во что-то верить/поверить, (диалектически) необходимо хоть как-то по-знать объект своей веры.  Это прекрасно проиллюстрировал А.Ф. Лосев в «Диалектике мифа»: Вера есть вера во что–нибудь или ни во что? Конечно, — во что–нибудь, ибо если вера не имеет своего определенного предмета, она, конечно, не есть вера. Итак, верующий верит в нечто. В нечто — определенное или неопределенное,} Допустим, что — в нечто неопределенное (как это любят неверующие навязывать верующим и как это часто утверждают — по недомыслию — и сами верующие). Если предмет веры не определен, то он ничем не отличается от всего прочего, и прежде всего от предмета неверия, т. е. от того предмета, в который не веруют. Возможно ли это и можно ли такую веру назвать верой? Очевидно, нет. Или вера свой предмет ясно отличает от всякого другого предмета, — тогда этот предмет строго определен и сама вера определенна; или вера не отличает своего предмета от всякого другого, и в частности от противоположного ему, — и тогда у нее нет ясного предмета и сама она есть вера ни во что, т. е. сама она не есть вера. Но что такое фиксирование предмета, который ясно отличен от всякого другого предмета? Это значит, что данный предмет наделен четкими признаками, резко отличающими его от всего иного. Но учитывать ясные и существенные признаки предмета не значит ли знать этот предмет? Конечно, да. Мы знаем вещь именно тогда, когда у нас есть такие ее признаки, по которым мы сразу отличим ее от прочих вещей и найдем ее среди пестрого разнообразия всего иного. Итак, вера в сущности своей и есть подлинное знание; и эти две сферы не только не разъединимы, но даже и не различимы»…

Лосевская "формула мифа" звучит так (будим помнить, что для этого определения понадобились рассуждения на целую книгу): "миф есть в словах данная чудесная личностная история. Это и есть все, что я могу сказать о мифе"... правда, далее по тексту дается еще одно определение: "миф есть развернутое магическое имя"...

подытоживая: 1) миф не выдумка 2) миф символ 3) миф первичен для сознания 4) миф результат понимания и оформления действительности в сознании человека 5) высокая античная философия была ничем иным, как рациональным осмыслением мифа 6) всякая философия также имеет основанием тот или иной миф 7) лосев делил мифы на "абсолютный" и "относительные", под "абсолютным мифом" он понимал библейский миф или библейскую историю (аминь smiley..)...

 

 

 

Аватар пользователя Виталий Андрияш

Спасибо за развернутый ответ. В целом разделяю эту точку зрения. Могу только добавить относительно веры, у шри Ауробиндо, есть такое определение веры: Вера есть интуитивное предчувствование истины. Имеется в виду вера в религиозно мифическом понимании.

Аватар пользователя gird

Виталий Андрияш, 18 Ноябрь, 2016 - 10:42, ссылка

Вера есть интуитивное предчувствование истины. Имеется в виду вера в религиозно мифическом понимании..

думается, вера в любом понимании есть "предчувствование", то бишь, она всегда имеет некое основание в сознании: со-знании.. поэтому говорить о "слепой вере" всегда некорректно...    другой вопрос, с каким знанием связана та или иная вера, куда "проникает" сознание, каким мифом оно "запитано"... 

поэтому, несмотря на то что миф мы принимаем, как мы говорим, на веру, в любом случае его рациональное обоснование это и интересно, и полезно, и не безнадежно, ведь "обосновывая рационально" свою мифологию, мы хотим приобрести единомышленников (так было и так будет).. рациональное обоснование мифа можно назвать философией.. правда, в литературе о мифе существует некая "гносеологическая" цепочка:  "теория мифа" - догмат, "теория догмата" - догматическое богословие, "теория теологии" - религиозная философия, ну, или философия в целом...  

 

Аватар пользователя Владимир Зорин

"Представление»…   или представления, как некая первичная форма сознания, некая  «картинка», через которую человек воспринимает и понимает мир, «картинка», которая определяет его мировоззрение и весь «поведенческий комплекс»1) поступки, 2) чувства, 3) мысли, 4) подсознание, при этом, всякого человека: от примитивного «аборигена» до великого ученого, живущего по преимуществу наукой, разница только в мифе, в той или иной мифологии, лежащей в основании сознания всякого человека, а значит и в основании его идей, интуиций, прозрений.. если человек ученный, то миф будет и в основании той или иной науки.. религия также питается мифом.. 

  Нет никакой первичной формы сознания, и заметьте, не было никогда.

  Человек воспринимает картинку, а не воспринимает через картинку, как пишите вы.

   Что еще за поведенческий комплекс, да еще и такой, в который вы включили никому неизвестное подсознание?  

    Для того, чтобы рассмотреть, что такое миф, нужно для начала из своих сообщений вычистить бред.

Аватар пользователя gird

Владимир Зорин, 18 Ноябрь, 2016 - 12:05, ссылка

да, вы правы, с "бредом" не по пути frown..

 Нет никакой первичной формы сознания, и заметьте, не было никогда..

естесс... часто проблемы именно в словах и о словах... сознание, безусловно, не "розложимо" на формы и проч. условности, но..    философия оперирует разными.. скажем, абстракциями, чтобы рационализировать то, что рационализации или не поддается или ооочень трудно..    в данном случае под "первичной формой сознания" понимаются те миропредставления, которые есть в сознании всякого человека, как результат некого жизненного опыта (воспитание, культурная среда, образование, духовные прозрения) и представляющие собой в целом то, что можно именовать (неким) мифом, мифом-символом... например, я... я "сознательный" христианин, мое сознание включает много всего, у меня два образования (техническое и гуманитарное), христианское воспитание, "начитанность" самой разной литературой и "все такое"..  моим мифом, то бишь, той "картинкой" через которую я воспринимаю и понимаю мир, является миф библейский, библейская история, священная история ветхого и нового заветов... этот миф я, вслед за а.ф. лосевым, именую "абсолютным".. но этот миф не "абсолютен" в моем сознании, потому что как бы хорошо я ни был знаком с библейской традицией (мифом, историей), та "картинка", которое находится в моем сознании имеет личностные "наслоения".. вот это я понимаю как основание, как ту "первичную форму сознания", которая представляет меня как человека.. все, что я бы не "сочинял", философского, научного и проч, все будет опираться на эту "картинку", будет питаться ею и находить в ней "последнее пристанище" и надежную опору.. это очевидно, как и то, что миф не может быть препятствием ни для науки, ни для т.н. здравого смысла, и надо сказать больше, нет ни науки, ни религии, ни прочих культурных феноменов, свободных от мифологии в принципе .. но это тема большая...  

Аватар пользователя Владимир Зорин

Сознание - это то, что всегда здесь и сейчас. Всё остальное, это либо память, либо представления, либо размышление. Рацио - это рассудок, что тоже сознанием не является ни коим образом.

Аватар пользователя gird

Владимир Зорин, 18 Ноябрь, 2016 - 22:41, ссылка

увы, не могу "парировать" (этот "удар в сердце")... 

Аватар пользователя Владимир Зорин

 той "картинкой" через которую я воспринимаю и понимаю мир,

 Вы воспринимаете мир напрямую, а не через картинку, это главное ваше заблуждение. Воспринимать и понимать - это две разные величины и путать или объединять их нельзя. 

Аватар пользователя gird

Владимир Зорин, 18 Ноябрь, 2016 - 23:03, ссылка

Вы воспринимаете мир напрямую, а не через картинку...

естесс-2... конечно, мир воспринимается сознанием непосредственно - "напрямую", но.. почему-то каждый видит мир по-своему, по-разному... это естественно, потому что у кажого свое сознание, в котором таки есть та "картинка" - миропредставление,  ЧЕРЕЗ которую сознание воспринимает и понимает действительность именно так, а не иначе... я уже говорил об этом выше, я христианин, моим мифом является миф библейский, поэтому я всегда воспринимаю и понимаю мир "в координатах" именно этого мифа, оценку событиям даю в свете этого мифа, которые определяют мое мировосприятие в целом и в частностях... а вы говорите "напрямую"... хотя, да, "напрямую" тоже, потому что мои органы восприятия (действительности) не имеют "посредников", но "посредником" между ними и моим сознанием есть мое миропредставление, мой миф, "трансформирующий" внешнюю информацию органов восприятия в некую "картинку", поэтому именно таким мне видится мир, а не иным... а другое сознание, другой человек может  "интерпретировать" (воспринимать и понимать) ту же самую действительность совершенно по-другому, потому что совершенно иной миф находит себе место в его сознании... 

Аватар пользователя Владимир Зорин

естесс-2... конечно, мир воспринимается сознанием непосредственно

 мир воспринимается, и не факт, что сознанием. 

ЧЕРЕЗ которую сознание воспринимает и понимает действительность именно так, а не иначе... я уже говорил об этом выше, я христианин, моим мифом является миф библейский,

  Если вы внимательно чатали библию, то наверняка помните, что вначале был не мир, а слово. То есть, мир дан через его описание в словах, и никак иначе.  

поэтому я всегда воспринимаю и понимаю мир "в координатах" именно этого мифа,

  Вы всегда воспринимаете мир напрямую, а осознаете его через слово, и никак иначе. 

но "посредником" между ними и моим сознанием есть мое миропредставление, 

  Вы воспринимаете мир через шаблон восприятия (матрицу). Пока вы не можете сформулировать, что такое сознание, то я вам предлагаю вовсе отказаться от этого термина. Насколько мне известно, слово "сознание" не упоминается в Библии ни разу. 

  Как воспринимает мир другой, вы не можете знать, и вам, для вашей же пользы я настоятельно рекомендую избавиться от таких аналогий. Они ни в коем разе не помогут вам разобраться в столь трудном вопросе.

Аватар пользователя gird

Владимир Зорин, 18 Ноябрь, 2016 - 23:55, ссылка

простите, мы разговариваем таки на разных языках sad...

Аватар пользователя Владимир Зорин

gird, 19 Ноябрь, 2016 - 00:13, ссылка

Владимир Зорин, 18 Ноябрь, 2016 - 23:55, ссылка

простите, мы разговариваем таки на разных языках sad.

Мы разговариваем на одном языке. Если вам нечего возразить, так и скажите.  

Аватар пользователя fed

Виталий Андрияш,^что в основе наших убеждений лежат не знания, а вера. 

Причем тут вера? Если я прочитал текст и нашел в нем много правильных вещей для себя, то это знание, понимание. Если я читаю Бальзака и нахожу в нем много интересного, какая тут вера. Или вот взял инструкцию из сети по настройке велокомпьютера, где тут вера. 

Аватар пользователя Виталий Андрияш

Вы сужаете проблему до частностей. Вера и знание, с одной стороны противоположности, где есть знание необходимость в вере отпадает. С другой  находятся в неразрывном единстве, знание есть безупречным потому что мы в это верим. В действительности все знание относительно, мы об этом говорили  см. Что такое процесс познания Часть 3.  В ведической традиции вечное, неизменное знание называют истиной. Относительное  знание называют неведением.

Аватар пользователя Пермский

Виталий Андрияш, 17 Ноябрь, 2016 - 15:04, ссылка

Эти два, глубоко аргументируемых коментария наглядно илюстрируют, что в основе наших убеждений лежат не знания, а вера.

Лучше всего эту позицию "Не верю!" иллюстрирует сюжет Ералаша

http://www.nofollow.ru/video.php?c=n4ww3dYawyw

Аватар пользователя gird

"Оккультизм (от лат. Occultus - скрытый, тайный) - общее название учений, признающих существование в человеке и космосе скрытых сил, доступных только для посвященных лиц (их называют «мастерами», «ангелами» и т.п.), которые прошли специальную психологическую подготовку. Практика оккультизма характерна для магии, алхимии, астрологии, различных форм предсказаний, ясновидения, спиритизма, герметизма. Оккультизм претендует на использование тайных сил природы, а часто и на контроль над ними.
В концептуальном плане оккультизм связан с гилозоизмом и пантеизмом. Оккультные учения об общих скрытых связях явлений и о человеке как микрокосме сыграли в XIV -XVI ст. важную роль в развитии наблюдательных и экспериментальных методов (натурфилософия эпохи Возрождения).
Определение оккультизма в современном значении впервые дал Элифас Леви (1810-1875) около 1870.  Оккультизм лежит в основе таких школ и направлений как спиритизм, теософия, антропософия, эзотеризм.
Современный оккультизм - это «секуляризованная эзотерика», что сочетается с синкретической религиозной практикой. Нередко оккультизму присущи монизм и учение о самоосвобождении.
Любые формы оккультизма, как и использование оккультных методов отбрасываются христианским учением.
Оккультизм не следует смешивать с христианской мистикой" (перевод гугла, http://catholicencyclopedia.in.ua/okultizm) smiley..

Аватар пользователя Владимир Зорин

gird, 17 Ноябрь, 2016 - 15:17, ссылка

  А не проще бы было задать вопрос об оккультизме самим оккультистам? Вам такое не приходило в голову?  

Аватар пользователя gird

Владимир Зорин, 18 Ноябрь, 2016 - 12:09, ссылка

А не проще бы было...

ну, оккультисты "на дороге не валяются", а, во-вторых, инет "кишит" их литературой, бери и читай себе "на здоровье" smiley...   

Аватар пользователя Владимир Зорин

gird, 18 Ноябрь, 2016 - 18:59, ссылка

Владимир Зорин, 18 Ноябрь, 2016 - 12:09, ссылка

А не проще бы было...

ну, оккультисты "на дороге не валяются", а, во-вторых, инет "кишит" их литературой, бери и читай себе "на здоровье" smiley...   

    Да мало ли кому в голову приходит назвать себя оккультистом, христианином, демократом, философом, гением и т.д. Разве это определяет, чем является тот, кто себя поименовал тем-то или тем-то? 

Аватар пользователя Галия

Оккультизм претендует на использование тайных сил природы, а часто и на контроль над ними.

Сечь надо бы того, кто писал эти ляпы в Украинскую католическую энциклопедию, ррр..devil

Оккультизм, как учение об оккультных т.е. тайных, скрытых (от стороннего наблюдателя) силах природы сознания, ни на что не претендует, а просто учит (передаёт знания и методы), как использовать свои же собственные силы сознания (себе на пользу) и, соответственно, как их разумно, т.е. своим разумом контролировать их (т.к. без разумного контроля ничто никакой пользы не приносит).

Оккультизм не следует смешивать с христианской мистикой"

Мистагог - учитель, который обучает учеников как использовать оккультные силы природы собственного сознания, организуя и руководя мистерией - учебным процессом по чётко выверенной научной методологии. Христианские, католические или другие религиозные обряды являются мистическими обрядами, несущими те же учебные функции.

Аватар пользователя gird

Галия, 18 Ноябрь, 2016 - 16:06, ссылка

ага smiley...

Аватар пользователя gird

Галия, 18 Ноябрь, 2016 - 16:06, ссылка

оккультизм - стремление проникнуть в "духовный мир" окольными ("оккультными") путями.. по-христиански - "бесовщина".. "заигрывая с тайнами", оккультист нередко находит себе "компаньона", даже не подозревая, кто он на самом деле (фильм (новый) о другом, но рекомендую - "монах и бес"  )..  конечно, оккультисты имеют своих адептов, преемственность, "священные книги" и другие, тск, "атрибуты" якобы  "духовного пути"..

оккультизм, как правило, часто меняет свои формы, но не меняет сути - "окольность пути"...  

   

Аватар пользователя Пермский

gird, 18 Ноябрь, 2016 - 19:19, ссылка

...конечно, оккультисты имеют своих адептов, преемственность, "священные книги" и другие, тск, "атрибуты" якобы  "духовного пути"..

оккультизм, как правило, часто меняет свои формы, но не меняет сути - "окольность пути"...  

Это взгляд со стороны одного религиозного устоя на другой. А когда смотреть со стороны извне библейкого мифа картина предстает зеркальной.

 "Наряду с основными направлениями в христианстве существуют многочисленные группы верующих, которые принято называть сектами. Секта (от лат. – учение) включает в себя последователей какого-либо конкретного вероисповедания, с присущими им характерными особенностями.

Если в царской России многие секты подвергались гонениям, предавались анафеме, то в настоящее время любая религиозная организация имеет право на существование, если она не наносит вреда психическому и физическому здоровью людей. Несмотря на то, что православные и протестантские секты возникали в различных социальных условиях, в разные исторические эпохи, они имеют ряд общих черт: собственные организации, отличные от церковных; жизнь общины рассматривается как мир праведности, в противовес окружающему их миру греха; большое внимание уделяется внутренней вере и убежденности человека, а не внешним обрядам; вместо церковных богослужений – молитвенные собрания; отрицают спасительную роль церкви; отвергают монашество, почитание икон, священнические облачения, крест, мощи, таинства и т.п; основой вероучения считают Библию; часто практикуют аллегорическое толкование Библии; ведут активную миссионерскую деятельность и т.д."

С чего ортодоксальное православное христианство взяло на себя роль истины в последней инстанции?  Вселенские соборы христианской церкви вещают о том, что есть Истина, а что ложь, бесовщина, как будто их "устами" глаголет сам Христос. Узурпаторство очевидное. Никакой веротерпимости и вся история установления христианства - борьба с инакомыслием огнем и мечом.

Аватар пользователя Виталий Андрияш

Религия не имее с окультизмом ничего общего. Религия основана на вере в те или иные писания или устные учения. Окультизм это знание происхождения и механизма действия скрытых сил природы.  Магия это использование окультных формул в слепую, без понимания механизма их действия.Духовность это знание устройства сознания.  Наука начиналась с познания механизма действия  проявленных сил природы. Сейчас она приблизилась к окультизму и познает непроявленные силы природы, как ядерная энергия.

Проблема в том что в чистом виде эти дисциплины мы можем выделить лишь абстрактно, все они подвержены влиянию друг на друга. Поэтому несут в себе признаки смежных дисциплин

Аватар пользователя fed

Религия основана на вере в те или иные писания или устные учения. Окультизм это знание происхождения и механизма действия скрытых сил природы.

Результаты веры в духовных достижениях, в том числе в познании скрытых сил природы.

Что касается терминов: эзотерика, метафизика, оккультизм, то это почти синонимы. Раджа-йога включает в себя их всех. Плюс философию и психологию. 

Аватар пользователя gird

Пермский, 19 Ноябрь, 2016 - 08:34, ссылка

Это взгляд со стороны одного религиозного устоя на другой..

 

и да, и нет..

да.. согласен, раз мы говорим о разных мифах и о принятии того или иного мифа именно на веру (те знания, которые "предшествуют" вере отнюдь не рациональны и  философия занимается именно их рационализацией, первый пример - древнегреческая философия), то мы должны совершенно терпимо относиться к мифу "чужому", не "своему", это касается и религии (в основании которой, как мне видится, лежит именно некий миф)..

нет.. но когда мы говорим об оккультизме, то имеем ввиду не совсем религию или, если точнее, совсем не религию, хотя часто оккультизм выдает себя именно за религию.. оккультизм, как я понимаю, это скорее нечто пограничное к религии и к философии, некий магизм с соответствующим набором "формул" , принимающий в свой круг исключительно "посвященных", использующий магию как средство для проникновения в мир духов в надежде получить их помощь и приобрести знания, которых лишено не-посвященное большинство, крайней целью имея приобретение власти над непосвященным большинством.. это некая пародия на религию.. ту религию, какой мы ее находим в христианстве, индуизме, исламе и тд.. но если мы хотим о "положительном оккультизме", то не проще ли, а главное, правильнее, говорить именно о религии, той или иной?..  

поэтому, во избежание дальнейших недоразумений, "уточняю" - под оккультизмом я понимаю некий магизм, стремление проникнуть и овладеть "тайными знаниями" для отнюдь не "высоких целей", обладание такими знаниями приводит человека не к смирению, а превозношению и гордыне, а сатана, как известно - таких "абажает"..

 С чего ортодоксальное православное христианство взяло на себя роль истины в последней инстанции?  Вселенские соборы христианской церкви вещают о том, что есть Истина, а что ложь, бесовщина, как будто их "устами" глаголет сам Христос. Узурпаторство очевидное. Никакой веротерпимости и вся история установления христианства - борьба с инакомыслием огнем и мечом...

конечно, никто не вправе одевать на себя одежды глашатая "последней инстанции",  это касается и религии, и философии, и той или иной мифологии, но.. согласитесь, если мы является приверженцами той или иной "идеи", то питаем надежду, что это именно та "идея", которая вправе... скажем, ближе всего находиться к истине.. иначе, мы впадаем в некий релятивизм, вплоть до его абсолютизации (отдельная тема).. да, я считаю христианство, библейский миф, "абсолютными" в указании на путь к истине, свою уверенность я питаю не "тайными знаниями" или христианскими "мистериями", потому что в христианстве все предельно просто: иисус христос, иисус - сын марии есть христос - воплощенный бог, провозгласивший, что "царство духа" мы наследуем исключительно любовью: к богу (а значит и исповеданием христа, нельзя любить и не верить) и любовью к человеку, ради которого бог и стал человеком (отдельная тема библейского мифа)...   

Аватар пользователя Галия

оккультист нередко находит себе "компаньона", даже не подозревая, кто он на самом деле 

У называющих себя "христианами" или любыми другими словами, отражающими (для них) только смысл их принадлежности к какой-либо классной тусовке, ровно столько же шансов найти себе этого же "компаньона". 

конечно, оккультисты имеют своих адептов

Конечно. Любое учение, содействующее людям осознавать силы (природу) собственного сознания, не может существовать без адептов. Даже наука философия.

Аватар пользователя gird

Галия, 19 Ноябрь, 2016 - 10:18, ссылка

Любое учение, содействующее людям осознавать силы (природу) собственного сознания, не может существовать без адептов..

вопрос, конечно, не в "адептах", пускай себе "адептствуют".. выше ссылка я уже уточнял, что я понимаю под оккультизмом, поэтому, я не против никаких  "адептов", это "не моя парафия", но одно дело "осознавать силы (природу) собственного сознания", а совсем другое то, что я именую "магизмом" (или "оккультным магизмом"): некая "духовная практика", имеющая целью "приоткрытие запретной завесы" отнюдь не для "осознания природы собственного сознания", а для целей более низменных (и "конкретных").. главное здесь - получение "результата" не путем духовного совершенствованием (путь религиозный), а с помощью неких "приемов".. в первом случае (религия) - сознание поспевает за практикой, во втором (оккультизм) - практика опережает явно отстающее сознание, это и есть магизм, он же оккультизм в моем понимании... поэтому повторюсь, если мы хотим говорить о "положительном оккультизме", не проще ли говорить именно о той или иной религиозной традиции, "нравственные почвы" всех религий одинаковы и основаны на любви ко всему живому, различия в "нюансах".. в христианстве таким "нюансом" является личность христа, именно личность (как сказал однажды один "йогин" - "один еврейский пацан" smiley..), а не учение, тем более тайное или особо мистическое...