Четверка Хайдеггера - das Geviert.

Аватар пользователя Андреев
Систематизация и связи
Основания философии
Ссылка на философа, ученого, которому посвящена запись: 

Четверица, по-немецки das Geviert — это фундаментально-онтологическая структура Seyn-бытия Хайдеггера, которую можно представить в виде пересечения двух осей, которые определяют, соответствующие пары противоположных сторон: Неба (Himmel) — Земли (Erde) и Божественных (Göttlichen) — Смертных (Sterblichen). Стороны не противостоят друг другу, они отражают друг друга в бесконечном круговом движении, при этом каждая находится в неотъемлемом единстве со всей Четверицей.

Четверица бытия – эта щель света между двумя идеально черными вечностями ничто, из которого она образуется в результате события (Ereignis), которое порождает стороны бытия, помещая в центр Четверицы Вещь (Ding) и аутентичный Dasein.

Небо – это космос, порядок, закон, логос порождающий формы, которые воплощаясь в материю становятся вещами, обьектами физического мира.

Земля («безвидна и пуста») – это материя, бесформенная и инертная ткань, способная к восприятию форм и  образовани пространства.

Божество – дух, движущая сила, аттрактор, притягивающий к себе свое отображение – дух человека.

Человек – образ и подобие Божества, воплощенное в материю, способное к познанию форм, и стремящееся к воссоединению с Богом и приведению всего мира в идеальное состояние Порядка-Космоса.

ВложениеРазмер
kvadriga.jpg28.26 КБ

Комментарии

Аватар пользователя Андреев

Пары возникают одновременно в процессе диалектического расхождения-сцепления, вступая в «Полемос»: противостояние-взаимодействие.  Небо и Земля стремятся воплотиться и оформиться. Для обеих сторон это значит обрести бытие. Формы без воплощения – лишь абстрактные потенции, а материя без форм – не познаваемое, недифферинцируемое небытие.

Человек отдаляется от Бога и в этом противостоянии обретает свое бытие, но страдает от этого отдаления и стремится к познанию Истины и воссоединению с Ней (тождество мышления и бытия). Истина – полнота со-бытия  с Бытием Божества – Эрайгнис. Устремление к Эрайгнис и смертность человека рождают необратимость и стрелу Времени.

В центре находится вещь – Thing-Think, нераздельный обьект-субьект. Вещь получает форму от Неба, материю от Земли, Бытие – от Божества, и становится обьективной офромленной вещью в момент познания ее субьектом (мышление, тождественное бытию). Нет вещи вне формы, вне материи, без субьекта. Нет ничего без устремления всего к Духу, к Бытию, к Божеству. 

ВложениеРазмер
kvadriga_ai.jpg 40.68 КБ
Аватар пользователя fidel

 Истина – полнота со-бытия  с Бытием Божества – Эрайгнис. Устремление к Эрайгнис и смертность человека рождают необратимость и стрелу Времени.

на мой взгляд в этой фразе имеется противоречие  - смертность определена только при наличии стрелы времени

Аватар пользователя Андреев

А как вы можете представить обратное? Если нет смерти, нет необратимости, нет жизни - нет вектора, нет времени. Кстати, так и происходит, когда человек становится чистым бессмертным сознанием в молитвенном экстазе, в глубокой медитации, самадхи, даже в глубоком сне - время исчезает.

Аватар пользователя fidel

не совсем понимаю вопроса - вы написали  - смертность порождает стрелу времени

каким образом это может произойти если без стрелы времени смертность не определена ?

либо они определены одновременно либо не определены обе

я думаю что направление времени связано с направлением неубывания энтропии это процесс физического уровня

 

Аватар пользователя Андреев

я думаю что направление времени связано с направлением неубывания энтропии это процесс физического уровня

Процесс чисто физического уровня, который имеет направление - это глубокая абстрактная идея человеческого разума. Нет чисто физического бытия. Это главная идея Хайдеггера.

Либо SEIN - все в нерасчлененном, недифференциированном виде, где божественное и человеческое не разделены еще, где нет ни Неба (форм), ни Земли (материи), соответственно нет ни вещей обьектного мира, ни пространства, ни времени. Точнее все это есть в единстве и неразличенном бытии.

Либо Мир-Вельд-Четверица. Когда появляется мир (Вельд), он заслоняет собой Бытие-SEIN, и рождается как нераздельно и одновременно существующая четверица Божество-Небо-Земля-Человек.

В этой четверице, появляется и пространство и вещи, и стремление бытия к Бытию, человека к Божеству, и страдание от неудовлетворенности этого стремления, и необратимость, и смерть, и Время. Все это нераздельно и едино.

Поэтому нельзя говорить о процессах чисто физического уровня. Это заблуждение материализма.

Аватар пользователя fidel

с этим текстом трудно спорить поскольку он дает  художественное описание реальности 

Направление времени появляется на физическом уровне реальности и выше естественно как направление неубывание энтропии. Кстате физического времени и пространства по отдельности не существует - есть целостное физическое пространство-время - Хайдегер возможно размышлял о времени на психологическом уровне

 

Аватар пользователя Андреев

Хайдегер возможно размышлял о времени на психологическом уровне

Я не знаю, как бы лучше передать неадекватность этого утверждения. Ну например, Моцарт сочинял на дилетантском уровне, или Эйнштейн мыслил не как физик, а как патентный клерк... Что-то в этом духе. 

Хайдеггер, Гегель, Парменид - если они не мыслили философски, то откуда вообще философия? Может вы просто неудачно выразились? Или вы вправду считаете, что можете мыслить глубже и более философски, чем Хайдеггер?

Аватар пользователя fidel

представте себе что Хайдегер взялся бы рассуждать о способах разведения огурцов Любая бабушка дала бы ему сто очков вперед да и моцарту тем более И тех у него скорее литературный

Аватар пользователя Андреев

Значит, в философии вы себя чувствуете сильнее его? 

Аватар пользователя fidel

в физике конечно когда речь идет о времени. И мое намерение было сделать всего одно замечание о том что стрела времени и смертность должны быть определены одновременно 

Аватар пользователя Андреев

стрела времени и смертность должны быть определены одновременно 

Да так оно и есть. Явление жизни, смерти необратимсти и направленности стрелы Времени - это все появляется одновременно.

Аватар пользователя сиспилакопа

Андреев, 11 Март, 2017 - 22:41, ссылка

Или вы вправду считаете, что можете мыслить глубже и более философски, чем Хайдеггер?

Честно скажу у меня с Хайдеггером не сложилось - на чтение его текстов у меня возникла идиосинкразия. Потому мне судить о Хайдеггере сложно, и я от него просто отмахнулся. Оказывается, такая позиция имеет место даже среди профессиональных философов. Вот процитирую найденное на просторах Интернета о Хайдеггере, который:

сегодня - главная священная корова академической философии и объявлен неприкосновенным. Почему?  Никто не знает. Где-то кто-то когда-то что-то кому-то сказал и тот почему-то поверил... Я думаю, главная причина - в боязни прослыть старомодными и непрохаванными. Все знают, что раз в сто лет появляется некий сильно-вумный немец и срывает покровы со всех мировых загадок. Вот и постановили считать: таким немцем нынче является МХ. Хочешь стать членом стаи (со всеми сопутствующими бонусами в виде карьеры, грантов, постов и статуса профессионального истолкователя темной германской речи) - поклонись божку. Нет?  Ну, тогда берегись.  И овцы послушно приносят присягу, а волки решают дела. Только философия тут и не ночевала даже.

Мафия, как известно, бессмертна. Пропаганда тоже. Достаточно лет 20 каждый день талдычить одно и то же, чтобы массы выработали правильные условные рефлексы. "Ленин (Сталин, Мао, Путин)? - Отец нации!", "Кока-Кола? - Освежает!", "Битлз? - Главное музыкальное событие столетия!", "Хайдеггер? - Величайший философ 20 века!". И ведь так легко и приятно в это просто поверить и расслабиться. Ну, там же умные дяди сидят, туфту гнать не будут, сказано "лучший" - значит лучший. А наше дело маленькое - подчиняться, покупать и потреблять.
Вы же тоже купились - ...
И прямо скажем, главная задача философа (ничем не лучше "основного вопроса философии", хы-гы!) не в том, чтобы отличиться, а в том, чтобы приблизиться ещё на пару шагов к истине. А вот с этим у Мартына ба-а-альшие проблемы.
Корень неприязни к Хайдеггеру не в том, что он нацик, это ещё полбеды. Корень в том, что его философия (неважно: ранняя или поздняя) формально несостоятельна(так и не смог внятно прояснить различие бытия от сущего, ушёл от главной логической трудности в риторику) и содержательно находится вне этики. Она позволяет объяснить и оправдать любое зло, любое преступление, любое уродство и любую глупость. В ней нет никаких внутренних критериев истинности. Она совершенно произвольна, в сущности, просто плохая поэзия. Она даже историю философии понять не позволяет, занимаясь её грубой фальсификацией в свою пользу. Его "феноменология" привела Гуссерля в ужас (см. маргиналии Гуся на полях БиВ и книги о Канте); его "герменевтика" вообще неприменима, ибо совершенно иррациональна; его "толкования" философов прошлого - бред сивой кобылы. Мартын был очень хитрым бюргером, это видно хотя бы из его продуманных манипуляций с планированием и составлением Gesamtausgabe. Он постарался, чтобы его, не дай бог, не забыли. Не по-сократовски всё это и не по-досократовски тоже. А вот софистам он был бы своим. 

мощности лакан-индустрии и хайдеггер-индустрииабсолютно несравнимы. Хайдеггер был грамотным ауто-промоутером, его резидентом в Штатах была Ханна, во Франции Бофре и Левинас, дома пахал Гадамер, все они в награду за пиар сами отхватили кусочек славы. На мой взгляд совершенно ничем не подкрепленной, кроме волшебного имени босса. В тени и на соках Мартына вырос и мухомор Деррида. 

... Хайдеггер не мыслит.  Он же феноменолог, пусть и не в гуссерлевском смысле. А в феноменологии мышление никогда не было чем-то особенно важным, это интуитивная, а не дискурсивная философия. И если Вы возьмете курс лекций "Что зовется мышлением?", то обнаружите наглядно, что Х. вообще отказывается от мышления в пользу поэтического "слушания", "благодарного вни-мания" и прочего (красивого) бреда.
И западной философии не надо было "заново открывать Бытие", она от него никогда и не отходила, просто каждая эпоха понимала его иначе. Это Хайдеггер "забыл" историю философии, а потом заново её для себя открыл. Его проблемы. 

Это всё связано с тем, как понимает А. [Аристотель] теорию. θεωρία = созерцание, а не дискурсивное мышление, как считается обычно. Теория греков похожа на индийскую медитацию (dhyāna), а логика и диалектика - лишь вспомогательные средства для достижения такого состояния. У схоластов тоже самое, но мистический свой опыт они почти не передавали письменно и получилось впечатление, будто они сухие мозгляки. Вот Хайдеггер и лоханулся. 
"Влекутся" лучше чем stretch themselves out (фитнес какой-то!), главное помнить: речь не о действии! Желание, влечение, жажда, похоть даже. Но не хватание и обладание. Философия ведь любовь к мудрости, а не сама мудрость! 

У Хайдеггера все основные вопросы абсолютно традиционные - бытие, время, человек, Бог, история. Только риторика нетрадиционная. 

Слово "плагиат" в отношении Хайдеггера, вестимо, перехлест. Он слишком хитрый гном, чтобы его можно было поймать на примитивном заимствовании.  Но если залезть под крышку, то вся механика его мысли - реверс-инжиниринг Шопенгауэра, Киркегора, Ницше, Брентано, Дильтея и некоторых других. Вот бубнёж про "зайнсфраге" это уже сугубо Мартын, ага.  

Психопатологичность же произведений Х. в том, что он, начав ломать язык из чувства академического самосохранения, в дальнейшем так и не смог вернуться к нормальному философскому письму. Примеры: Beitrage и "Время и бытие". Тривиальнейшие мыслительные ходы излагаются патологически-запутанным языком. Это как с наркотиками: есть предел для "безопасных" экспериментов, дальше природа даёт сдачи. Х 

труд Ясперса - "Заметки к Хайдеггеру" (Notizen zu Martin Heidegger. München 1978). Если бы его перевели полностью - Мартын рухнул бы и больше не поднялся никогда.  Кусочки есть у Бибихина в книге "Ранний Хайдеггер" (184-187, 525-528): "Хайдеггеровская философия до сих пор остается безбожной и бесполезной... фактически солипсистской... Без любви. Отсюда отталкивающий стиль. Одна только «решимость», не вера, не любовь, не фантазия. Новый позитивизм... Несомненная, но пустая энергия...
Гномья сущность, нечто неосознанно лживое, коварное, хитрое, вероломное иногда оказывает магическое воздействие.
Хайдеггер не знает, что такое свобода.
" - но это только крохи, а вообще в книге 342 страницы! То-то её не спешат переводить, слишком многие рухнут вместе с идолом...  

Если можно по-разному относиться к Х., то в число "разного" отношения входит и возможность отмахнуться от его бессмысленных историко-философских позиций.  Иначе это просто рекламная мантра. Аналитики, к примеру, уверяют, что без Рассела и Витгенштейна в философии не жить. А я вот живу почему-то!  Что не мешает мне интересоваться отдельными их аргументами. Amicus Plato, sed magis amica veritas, в конце концов. 

Хайдеггер сам по себе говно. Бибихин его даже улучшает немного.
Хотя стоп, есть грузинский перевод.
Хайдеггер, М. Бытие и время / Пер. с нем. и предисл. Г. Тевзадзе; Гл. редкол. по худож. пер. и лит. взаимосвязям при Союзе писателей Грузии. — Тбилиси, 1989.
Отэто тема. Тост за Дазайн! 

PS

Не в качестве рекламы, а в оправдание автора данных цитат: почему он сказал много о Хайдеггере, но не более - по слухам готовит издание по Хайдеггеру. А может и уже.

Аватар пользователя Андреев

На самом деле эта схема должна быть несколько иной:

Именно человек - скрещение неба и земли, смерти и бессмертия. Человек - вещь, но вещь мыслящая.

 

ВложениеРазмер
das_geviert_ai.jpg 27.91 КБ
Аватар пользователя Андреев

И потому вторая схема тоже должна быть иной:

Вещь - это оформленная материя. Человек - это вещь мыслящая. 

Пространство - функция отношений земли-материи и неба-формы. 

Время - функция отношений смерти и бессмерития, вещи и Божества.

Человек - это средоточие всех этих миров, живого и неживого, мыслящего и неразумного, небесного и земного, духовного и материального. Его сверхзадача - осознать себя гражданином не только мира - нижнего треугольника (Земля-Вещь-Человек), а гражданином и правителем всей Четверицы. 

 

ВложениеРазмер
kvadriga_ai_2.jpg 42.39 КБ
Аватар пользователя Андреев

Подтверждением правильности этой поправки может служить отрывок из статьи: "Понятие пространства у о. Павла Флоренского". Т.Н. Резвых

О. Павел Флоренский не случайно начинает разговор о культе размышлением о Кресте, который как наглядное пространство, возникает не только на пути «сверху вниз», при творении мира, но и «снизу вверх» – в культовой деятельности человека.

Центром как умственного, так и наглядного пространства является человек, ради которого пространство устроено в виде Креста, и который мыслит свою жизнь в мире как несение Креста и богоуподобление. Так как духовная жизнь и познание должны быть неразрывны, то о.Павел делает вывод, что именно литургическая деятельность (создание святынь), является единственным способом сохранения самосознания человека (Я):

именно в создании святынь и соединяется деятельность познавательная (создание понятий) и преобразовательная (создание вещей).

То есть, функция человека - несение креста (Das Geveirt)  мироздания. А для этого он должен быть в центре, где возможно и создание понятий, и произведение вещей, и восприятие неба и спасение земли.

Аватар пользователя Андреев

Именно человек - скрещение неба и земли, смерти и бессмертия. Человек - вещь, но вещь мыслящая (Hоmus Sapiens - глина разумная)

Человек - материя одухотвореная. Человек - дух воплощенный.

Человек - вещь богоподобная. Человек - бог овеществленный.

Аватар пользователя Андреев

Вещь. 1950. (Хайдеггер М.)

«Земля и небо, божества и смертные, сами собой единые друг с другом, взаимно принадлежат друг другу в односложности единой четверицы. Каждый из четверых по-своему зеркально отражает существо остальных. Каждый при этом по-своему зеркально отражается в свою собственную суть внутри одно-сложности четверых...

Единство четверицы есть сцепление. Это сцепление, однако, получается вовсе не так, будто оно охватывает четверых извне и лишь задним числом привходит в них как это охватывающее. Сцепление не исчерпывается равным образом и тем, что четыре, коль скоро они налицо, просто стоят друг возле друга.

Сцепление осуществляется как дающая быть собой зеркальная игра четырех, одно-сложно вверяющих себя друг другу.  Сцепление осуществляется как мирение мира. Зеркальная игра мира - хранящий хоровод. Потому и охватывает четверых их хоровод не извне наподобие обруча. Хоровод этот - круг, который окружает все, зеркально играя."

"Собранное существо кружащей так зеркальной игры мира есть само окружение. В окружении зеркально-играющего круга четверо льнут к своему единому и все же у каждого собственному существу. Так льнущие, ладят они, ладно миря, мир."

ВложениеРазмер
kvadriga_sceplenie..jpg 95.58 КБ
Аватар пользователя Андреев

Смертные живут в той мере, в какой они, будучи смертными, ведут свою способность умереть к благой смерти, а не к пустому исчезновению и не к бессмысленной задержке в земном пребывании. В спасении земли, в восприятии неба, в ожидании божественных, и в направлении своей жизни к смерти сбывается проживание как четверичное украшение четверицы (das Geviert.)

Смысл бытия - спасение земли (освящение, одухотворение материи), восприятие неба (одухотворение себя и мира духовным небом), ожидание божественных (чаяние Царства Небесного - "Диктатуры Духа" - доминирования в общественном сознании духовного, как высшей ценности) и осуществление этого чаемого через сознательное стремление к благой смерти - ежедневную практику искусства умирать, воспринимать негативное, как нейтральное (сначала) и положительное (в идеале), стремление к аскетическим ценностям.

Аватар пользователя Андреев

Бытие и Сущее. (по А. Дугину) (видео лекция)

Бытие - это Sein - То, что ЕСТЬ. И то, что дарит всему Сущему существование-бытие-жизнь. По-гречески это будет "einai". 

Сущее - это "Das Seiende" - То, ЧТО есть. Сущее существует в "поле" Бытия, оно являет Бытие и одновременно затемняет его. По-гечески это "ontos", "panta onta".

Характер этих отношений чрезвычайно сложен. Сущее - существующее - открывает бытие, но и скрывает его одновременно. Более того, сущее есть сущее из-за бытия, именно бытие делает сущее сущим. Но бытие не есть сущее, ничего из сущего, ничто из сущего. Бытие есть несущее. "Seyn ist das Seiende nicht".

Перечеркивается Бытие Сущим, которое проявляет себя как едино-сложная четверица (Небо-Земля-Смертные- Божественные). 

Зазор между Сущим и Бытием составляет основное содержание философии в ее абсолютном смысле. Из этого зазора, из сдвига между ними - когда одно прячет другое, подменяет другое, становится на место другого, становится перед или за другим и т.д. проистекают основные контуры мысли.

Подмена одного другим - это снятие, когда предыдущий тезис не просто отменяется, а "снимается" антитезисом, который хотя и "анти", но все же тот же самый "тезис".

Бытие - сияющий шар, материально-нематериальный, существующий и несущий, настолько яркий, что воспринимается как Божественный мрак, в котором нет ничего, должен умалить себя, частично исчезнуть, чтобы явить себя. В этом кенозисе - "исчезнуть, чтобы явить", "умереть, чтобы дать жизнь" - великая тайна Бытия, универсальный закон всякого бытия: самопожертвование ради истинного самоутверждения.

Бытие, умаляясь в своей интенсивности, рождает четверицу Сущего, которая возникает как единое целое. Поэтому SEIN изображается перечеркнутым. Но это не просто зачеркивание, это крест четверицы. Четверица Сущего заслоняет собой Бытие, но, воспринятая в своей едино-сложной целостности, способна его явить. Нет иного способа прикоснуться к Бытию, кроме как через цельно-мудрое осознание целостности Сущего и "благую смерть" - освобождение от страха смерти, главного препятствия на пути к Бытию. 

ВложениеРазмер
sein.jpg 25.15 КБ
Аватар пользователя Андреев

М. Хайдеггер. Письмо о гуманизме. | Владимир Бибихин.

Делу мысли отвечает исторически каждый раз только один, соразмерный сути дела сказ. Строгость, с какой он держится дела, намного более обязывающа, чем требования научности, потому что эта строгость свободнее. Ибо эта мысль допускает Бытию — быть.

Однако дом бытия никогда не создается мыслью. Мысль сопровождает историческую экзистенцию...

Мысль не создает бытие, но мысль допускает бытию быть. Бытие есть и без мысли (человека), но человеческая мысль может обнаружить затемненное и забытое Бытие под спудом Сущего и дать этому Бытию (Зайн) место в своем бытии (Дазайн). Человек (мысль) не творит Бытие, но присоединяет Бытие к бытию, Зайн к дазайну.

Бытие — тоже не какое-то свойство, которое можно было бы констатировать у сущего. Тем не менее бытие более сущее, чем любое сущее.

Бытие не возможно обнаружить в сущем, но оно более реально, чем любая "обьективная реальность"

Бытие есть Ни-что — как бытие. Потому в абсолютном идеализме Гегеля и Шеллинга ничто как отрицательность отрицания обнаруживается в самом существе бытия. Последнее, однако, мыслится там в образе абсолютной действительности как безусловная воля, которая волит сама себя, а именно в качестве воли к знанию и к любви.

Ничто - не означает небытие, оно означает неопределенность, отсутствие свойств и границ, с помощью которых можно было бы превратоить Бытие в ЧТО. Но это НиЧто абсолютная реальность, действительноть - основа стремления к бытию, воли к бытия всех вещей, и она же стремится к связи и структуре (любви и разуму).

Лишь поскольку человек, эк-зистируя в истине бытия, послушен ему, только и могут от самого Бытия прийти знамения тех предназначений, которые должны стать законом и правилом для людей. Предназначить по-гречески — νέμειν. Νόμος не просто закон, но в более изначальной глубине предназначение, таящееся в миссии бытия.  Иначе всякий закон остается просто поделкой человеческого разума. 

Бытие - основа законов (Nomos), и всех Имен (Name), которые обозначают Сущности и Идеи. Все законы и сущности - лишь отражение и проявление миссии Бытия, его стремления умножать то, что жизнеспособно (бытие-подобно), и уничтожать то, что неустойчиво, ненадежно или опасно для бытия.

Так в каком же отношении к теоретическому и практическому поведению стоит бытийная мысль?... мысль есть действие. Но действие, которое одновременно переходит за всякую практику.

Мышление бытия - это действие. Это реальные изменения в мире сущего. То что для нас выглядит как хаотичная, но законообразная эволюция материи - с точки зремния Бытия выглядит как его Мышление в Действии.

Отчуждающее в этом мышлении бытия — его простота. Именно это не подпускает нас к нему. Ведь мы ищем мысли, под названием «философия» обладающей своим всемирно-историческим престижем, в виде чего-то сверхобычного, доступного только посвященным. 

Мышление бытия неуловимо, потому что оно настолько всеобще и ежеминутно, что трудно поверить, что это движение туч, шум ветра, рост зелени и ее увядание - все это не просто движение материи по законам Природы, а проявление Мышления Природы, точнее Мышления Бытия.

Простотой своего существа мышление бытия делает себя для нас незаметным. Когда мы, однако, сдруживаемся с непривычностью простоты, то нас начинает теснить другая тревога. Появляется подозрение, что это мышление подвластно произволу; ведь оно не может придерживаться сущего. Где тогда мысль возьмет себе критерии? Каков закон ее действия?

Мышление бытия - это ни в коей мере не мышление человека. Это ясно. Но ведь оно и не может быть мышлением Сущего, ибо само сущее движется по законам Бытия.

Так КТО же стоит ЗА мыслями Бытия? 

Мысль в своем существе, как мышление бытия, захвачена этим проникновением в области, не освоенные мышлением. Мысль несет себя бытию как захватывающему (1ʼavenant).

Мысль, как таковая, привязана к этому наступлению бытия, к бытию в качестве наступающего. Бытие заранее уже пред-послало себя мысли. Бытие есть как судьба мысли.  

Оказывается Бытие само себе закон и закон своему мышлению - суть этого закона стремление к бытию, воля к структуризации и взаимосвязи. Цель мышления бытия - бытие, жизнь, разум, любовь - и это сопровождается самыми высокими положительными эмоциями - блаженством.

Мысль бытия строит жизнь, разум и мышление человека. А мышление человека, будучи производным от бытия мышления, не может дтремиться ни к чему иному, кроме как к Бытию. В этом смысле Бытие - "судьба" мысли, ее притягивающий аттрактор, ее конечная цель и - окончательное мерило истинности. Если мысль ведет к умножению бытия, то это истина.

Аватар пользователя Андреев

Мысль может перебирать сущее, переставлять его, сопоставлять, различать и соединять, и не переходя на второй уровень -- размышления о бытии. Поэтому мысль о сущности сущего воспринималась древними греками как вторжение в жизнь чего-то божественного.

Именно это заложено в известном высказывании Гераклита Эфесского о единстве сущего и логосе. «Если вы прислушаетесь не ко мне, но к логосу, мудро будет в нем пребывая сказать: все едино». Хайдеггер в лекциях о логосе Гераклита, подчеркивал, что логос Гераклит связывал с божественной молнией. Только молния божественного логоса, превышающего мыслительные возможности самого философа (поэтому он уточняет: «прислушаетесь не ко мне», способна подтолкнуть к суждению о бытии в целом – в этом фрагменте к суждению о «единстве всего».

Хайдеггер подчеркивал, что в философии Аристотеля единство выступает почти как синоним бытияen есть синоним on, поэтому можно толковать этот фрагмент именно как связывающий логос с бытием, возводя вся проблематику мышлению на второй – высший уровень. На этом уровне и формулируется «ведущий вопрос философии».

Там, где ставится вопрос о бытии, начинается философия. Эта граница отделяет просто мысль от философской мысли.

Александр Дугин. 
Мартин Хайдеггер. Философия другого Начала

Аватар пользователя Сергей Борчиков

Ответ на
Андреев, 23 Октябрь, 2017 - 07:59, ссылка

Если не придираться к тонкостям, на которые просто нет времени, то с Вашими интерпретациями вполне можно согласиться. Кроме одной, принципиальной.

проявление Мышления Природы

Такого у Хайдеггера днем с огнём не сыщешь. Это Ваша подгонка (натяжка) под Вашу идею (догмат) гилозоизма.

Аватар пользователя Андреев

Сергей Борчиков, 5 Ноябрь, 2017 - 11:38, ссылка

проявление Мышления Природы

Такого у Хайдеггера днем с огнём не сыщешь. Это Ваша подгонка (натяжка) под Вашу идею (догмат) гилозоизма.

Вот же слова о мышлении бытия, или вы думаете мышление Бытия и мышление Природы - разное?

Так в каком же отношении к теоретическому и практическому поведению стоит бытийная мысль?... мысль есть действие.

...Отчуждающее в этом мышлении бытия — его простота. Именно это не подпускает нас к нему. Ведь мы ищем мысли, под названием «философия»...

Простотой своего существа мышление бытия делает себя для нас незаметным.

Мысль в своем существе, как мышление бытия, захвачена этим проникновением в области, не освоенные мышлением. 

Аватар пользователя Сергей Борчиков

Убежден.

Аватар пользователя Андреев

И можете подкрепить свою убежденность, обосновать свои убеждения? Некие факты, цитаты, логические умозаключения?

Аватар пользователя Сергей Борчиков

Как-то немного нелогично. Утверждение должен доказывать автор (Вы). Докажете, что Хайдеггер отождествлял Бытие и Природу, а еще считал, что Природа мыслит, тогда приму Ваш тезис, не докажете, значит, это останется Вашим желанием.

Аватар пользователя Андреев

Я уже все доказал. Цитатами, где Хайдеггер говорит о мышлении бытия. Чтобы его опровергнуть надо привести другие цитаты, или хотя бы интерпретацию предложенных. Вы, не сделав ничего, просто выразили "убежденность". Одним словом. Это глупо. Так мыслящие люди в диалоге не поступают. Разве, что есть желание окончить диалог.

 

Аватар пользователя Сергей Борчиков

Достал с полки книгу Хайдеггера "Что зовется мышлением?" (М., 2007). Освежил в памяти, пролистав 300 страниц текста. И почти на каждой странице Хайдеггер говорит о мышлении нас, людей, о мышлении ученых и поэтов, философов и простых обывателей, о мышлении Парменида, Ницше, Гегеля, Шеллинга и т.д. и т.п., о сложнейших механизмах мышления, о многообразии его форм и способов, и ни слова (уточняю, ни слова) о мышлении бытия как такового (вне человека) и тем более о мышлении природы.

Я за диалог с Вами, но в данном случае так и не понял, что я должен доказывать? Доказывать, что в книге, специально посвященной мышлению, нет ни слова о мышлении природы? Ну так возьмите и почитайте сами. Вот и всё доказательство.

Аватар пользователя Андреев

Доказывать, что в книге, специально посвященной мышлению, нет ни слова о мышлении природы?

Отличный пример вашего отношения к диалогу и синтезу. Я вам предложил цитаты, вы их проигнорировали. Я вам их предложил второй раз в сжатом виде. Тот же результат. Теперь вы предлагаете книгу без конкретных цитат, заявляя, что прочли всю. Ну и что будет если я найду в ней нужные цитаты и приведу здесь? Вы же их проигнорируете, или отправите к своим темам, где "все уже разобрано и доказано".

Нет уж. Давайте еще раз прочтите цитаты, где речь идет именно о мышлении бытия и дайте им свою интерпретацию, как вы их понимаете. А я потом просмотрю "Что совется мышлением" и дам цитаты оттуда. Повторяю:

Так в каком же отношении к теоретическому и практическому поведению стоит бытийная мысль?... мысль есть действие.

...Отчуждающее в этом мышлении бытия — его простота. Именно это не подпускает нас к нему. Ведь мы ищем мысли, под названием «философия»...

Простотой своего существа мышление бытия делает себя для нас незаметным.

Мысль в своем существе, как мышление бытия, захвачена этим проникновением в области, не освоенные мышлением. 

Аватар пользователя Андреев

Читайте внимательно о чем здесь речь:

Изречение eon: immenai («сущее», «бытие») должно нам говорить то, что есть То, которое смертные зовут в мышление тем, которое их втягивает и вводит в свои основочерты, в строй lеgein и noein. Из изречения мы все же прежде всего слышим лишь то, что legein и noein, со своей стороны, соотносятся с eon: immenai. Это есть как бы предмет их отношения. Случайно ли legein и noein нападают на этот предмет, который не есть ни одно из них? Вероятно, нет. Ибо изречение говорит своим первым словом Xri: «Требуется…»

Но почему и каким способом соотносятся давание-предлежать и принятие-во-внимание eon: immenai, «сущего», «быть». Требуется отношение к ним. Кому и чему требуется это отношение legein и noein к eon: immenai? Не требуется ли это давание-предлежать и принятие-во-внимание «сущему» или, может, тому «быть»?

Может ли сущее вообще быть без того, чтобы были люди, которые его берут во внимание? Уже достаточно давно в ходу речь о том, что сущее есть «само по себе». Есть ли такая речь тоже «сама по себе»? Или же она вместе со своим мыслимым стоит под призывающим приказом? Исходит ли этот призывающий приказ, который призывает в мышление, из сущего или из бытия, или же из того и другого, или ни из того и ни из другого?

Является ли eon:immenai, не только, как это могло бы показаться, объектом для legein и noein? Является ли eon:immenai, «сущее», «быть» скорее субъектом, котoрый лишь привлекает (zieht) к себе и относит (bezieht) к себе, притом с необходимостью, все legein и noein? 

Хайдеггер "Что зовется мышлением?"

Разберетесь или перевести? 

Бытие сущего ("eon:immenai") привлекает к себе с необходимостью "legein и noein" (представление и понятие, мышление) и является не обьектом, а скорее СУБЬЕКТОМ Мышления.

Аватар пользователя vlopuhin

Разберетесь или перевести? 

Конечно перевести! Хотя могу высказать такое предположение. Здесь речь идёт о разнице между словом написанном и словом произнесённым вслух. Проще говоря, об ораторском искусстве. И тогда субъектом мышления будет информационое поле, элементарное взаимодействие (это когда шибко вштыривает). Или я ошибаюсь?

Аватар пользователя Андреев

Конечно перевести! 

Хайдеггер написал ясно:

Бытие Сущего ("eon:immenai") - это Субьект мышления ("legein и noein").

То есть, Бытие - это и есть мышление. То, что мы видим как развитие и эволюция Сущего Мироздания, все эти галлактики, планеты, земли и воды, растения и животные - это Мышление Бытия, которое собирает (legein ) структуры сущего, как конструктор "Lego".

Как сказал Гераклит:

  • Бытие — дитя играющее, кости бросающее, дитя на престоле. (52 DK)
Аватар пользователя vlopuhin

В таком случае моё бытие-мышление всегда в антогонизме с Бытие-Мышлением, потому как самое элементарное действие (оторвать задницу от стула) требует усилий. Ни о каком тождестве или продолжении одного из другого не может быть и речи. То есть о Бытии-Мышлении я не могу ничего сказать, тогда как моё бытие-мышление можно сказать вполне осязаемо. Есть ещё общественное бытие, которое реализуется в языке, ни о нём ли говорит Хайдеггер? Ведь тогда становится понятна (или не понятна!?) игра/эволюция/развитие, ведь языком пользуются все, но он конкретно ничей.

Аватар пользователя Андреев

vlopuhin, 8 Ноябрь, 2017 - 04:30, ссылка

То есть о Бытии-Мышлении я не могу ничего сказать, тогда как моё бытие-мышление можно сказать вполне осязаемо. 

Конечно, Зайн - это трансцендентное непостижимое, ужасающее Ничто (ни-что из Сущего). Его приближение и приоткрытие продирает морозом по коже. "Где глас хлада тонка там Господь". А Да-зайн - это уютные домашние тапочки, хотя тоже иногда встает на дыбы и напоминает папашу-Зайна.

Есть ещё общественное бытие, которое реализуется в языке, ни о нём ли говорит Хайдеггер? Ведь тогда становится понятна (или не понятна!?) игра/эволюция/развитие, ведь языком пользуются все, но он конкретно ничей.

Общественное бытие - это разновидность Да-зайн. Оно и есть по сути Да-зайн, которое реализуется в сфере языка-мышления. Поэтому Хайдеггер и говорит: Язык - дом Бытия.

Язык в социальном бытии - аналог Логоса-Мышления в трансцендентном Бытии. "В начале Был Логос, Логос был у Бога, и Логос был Бог". То есть, если в человеческом мире сначала бытие человека, а затем мышление, то в зазеркалье трансцендентности все наоборот: Мышление, хоть немного, но предстоит Бытию:

Я-Аз есмь - Логос-Мышление - Бытие-Сущее

Аватар пользователя Андреев

Как сказал Гераклит:

  • Бытие — дитя играющее, кости бросающее, дитя на престоле. (52 DK)

Более точно:

αἰὼν παῖς ἐστι παίζων, πεσσεύων· 

παιδὸς ἡ βασιληίη.

"эон паис ести паисон пессион"

 

Бытие есть ребенок, играющий в кости;

Его же и царствие.

То есть, Бытие строит, как некий конструктор, из первоэлементов Мироздание, в котором Бытие играет роль Царя - Абсолютного Вседержителя, Господа Бога.

Аватар пользователя Корнак7

Андреев, 8 Ноябрь, 2017 - 04:14, ссылка

Конечно перевести! 

Хайдеггер написал ясно:

Бытие Сущего ("eon:immenai") - это Субьект мышления ("legein и noein").

То есть, Бытие - это и есть мышление.

Вот те рас.

А вот здесь  он пишет совсем другое: 

" Понятие «бытие» неопределимо."

"«Бытие» действительно нельзя понимать как сущее"

http://yanko.lib.ru/books/philosoph/haydegger-butie_i_vremya-a.htm

Всё, что можно сказать о бытии - оно "имеет место" (МХ). Кроме того мы вполне можем Быть и без мыслей.

 

 

Аватар пользователя Андреев

Сергей, спасибо за ценную книгу. Выписал много интересного, отчасти по всем вопросам , которые мы с вами обсуждали: о двусложности бытия и сущего, о мышлении бытия, об идеях и сущностях сущего, о метафизике, об основном вопросе философии.

Надеюсь услышать ваши суждения по этому поводу. Сообщения в самом низу темы

Аватар пользователя VIK-Lug

Андрееву: ну чего есть мышление Природы, для меня лично понятно и я даже могу объяснить его - через процессы и результаты мышления людей, как соответствующей части этой самой Природы? А вот о сути мышления бытия, то у меня только как типа "кислое или соленое движение" (а не медленное или быстрое) ничего иного на ум не приходит. Вы то сам чего под "мышлением бытия" понимаете?

Аватар пользователя Андреев

VIK-Lug, 8 Ноябрь, 2017 - 10:53, ссылка

мышление Природы, для меня лично понятно и я даже могу объяснить его - через процессы и результаты мышления людей, как соответствующей части этой самой Природы

ОК. Вы видите продукты деятельности людей и вы понимаете, что это не просто деятельность, а воплощение идей, мышления людей. И вы согласны, что мышление людей - это не их собственное мышление, а это Мышление Природы, которая на этом этапе осуществляет через них свое Мышление.

Что мешает вам узреть, как из биологической материальной "глины" возникают удивительные растения, насекомые, животные. Вы же не сомневаетесь, что животные кое-как, но мыслят, реагируют, приспосабливаются, обучаются. Вы же не отрицаете, что через животных мыслит Природа. Верно? А через насекомых - кто мыслит? Она же. Ну а через растения? Неужели кто-то другой? 

Значит, Природа мыслит, "воплощая свои идеи" в формы Сущего. Видите форму? Значит за ней есть "формуля" (formula) - "идея" Природы. С одной стороны эти идеи качественно отличаются от идей человека. Но с другой стороны, они подобны, и именно их подобие дает человеку возможность не просто мыслить субьективно, а воплощать свое мышление в обьективную реальность.

Ум малый и Ум Большой - Один ум-Ноос. (Анаксагор)

Мышление человека и Мышление Природы - ?

Аватар пользователя VIK-Lug

Андрееву: дык с Мышлением Природы мы вроде как ранее в другой Вашей теме уже разобрались. А вот чем по своей сути есть Мышление Бытия и чем оно отличается (или совпадает) с Мышлением Природы? 

Аватар пользователя Андреев

VIK-Lug, 9 Ноябрь, 2017 - 10:02, ссылка

Мышлением Природы мы вроде как ранее в другой Вашей теме уже разобрались.

Вы, что, согласились, что Природа Мыслит? То есть материя без помощи человека сама себя разумно организует? 

А вот чем по своей сути есть Мышление Бытия и чем оно отличается (или совпадает) с Мышлением Природы? 

А вы мне скажите, по-вашему есть Бытие Природы(Сущего), или нет? И если есть, то как вы их различаете?

Аватар пользователя VIK-Lug

Андрееву: ну мы же с Вами уже толковали по поводу того как и почему именно так Природа Мыслит. И я считаю - да мыслит, но через свою живую часть, высшими представителями которой являются люди на Земле. Ибо об иных (типа неких инопланетян) мы можем лишь предполагать. А вот по поводу Мышления Бытия (о сути чего я и задал Вам вопрос) -а Бытие это по Вашему то, что может мыслить или это некое состояние чего то, той же Природы в частности?

Аватар пользователя Сергей Борчиков

Прекрасный пример, чем отличается полисубстанциалист (я) от материалиста (VIK-Lug) и объективного идеалиста (Андреев).

У объективного идеалиста - природа мыслит непосредственно и напрямую везде и всегда на всех уровнях.
У материалиста - природа мыслит только на высшем уровне посредством человеческого разума.
У полисубстанциалиста - природа не мыслит никогда. Даже на высшем уровне. Он просто туда не проникает. Мыслит человек, но не природный (тело) и даже не социальный, а именно в качестве мыслительной субстанции (декартовская Cogito res).

А разговор о синтезе этих трех, пока так и не дает результата. Каждый кулик остается в своем болоте.

Аватар пользователя VIK-Lug

Сергею Борчикову: ну предположим мыслят не только люди, но и другие представители живой природы. Но именно люди, на основе соответствующего развития у них процесса мышления в их историческом бытии на Земле, и сформировали (в виде совокупного результата этого процесса их мышления) ту самую мыслительную субстанцию, которая в меметике определяется Метагеномом. И без активного взаимодействия с которым с момента Вашего рождения, (как собственно и я, и Андреев и т.д.) Вы вряд ли сегодня смогли бы размышлять о неком "синтезе трех". Как собственно и без наличия соответствующих условий обеспечения бытия Вашей "материальной оболочки". И что собственно в философии определяется синтезом метафизической и материалистической диалектики.     

Аватар пользователя Сергей Борчиков

Полностью согласен. Что не отменяет наших разногласий.

Аватар пользователя VIK-Lug

Сергею Борчикову: но о диалектике синтеза идеального и материального в процессах мышления людей Вы как то не шибко распространяетесь. Как это, в частности, отражено у Э.Ильенкова в его работах "К вопросу о природе мышления" и "О диалектике абстрактного и конкретного в научно-теоретическом познании".  

Аватар пользователя VIK-Lug

Сергею Борчикову: ну и где в этих дискуссиях выводы о ДИАЛЕКТИКЕ синтеза идеального и материального в процессах мышления людей? 

Аватар пользователя Андреев

Сергей Борчиков, 10 Ноябрь, 2017 - 12:48, ссылка

Лучше следите за дискуссией:
Система категорий (ч.19а, синтез материализма и идеализма)

Сергей спасибо за ссылку.

Там остался мой и Ю.Д. пост, на который вы не дали ответа ( и пост Ю.Д. кто-то стер).

Может вы дадите здесь свой ответ:

Андреев, 8 Май, 2015 - 07:24,ссылка

Сергею Борчикову:

Ю. Дмитриев:

Конечно, слова "философия" в древнеегипетском не было (слово-то греческое). Но гораздо более интересно, что в древнеегипетском не было и слова "религия". У них в этом отношении вообще бытовал небывалый "холизм" (как характеризует тот же Charles Verharen) - всё соединено в единую мудрость, которая должна воплощаться в повседневной жизни, ибо только в этом спасение всей реальности всего мира от окончательной порчи со стороны сил хаоса (исфет). 

Вот он - искомый синтез материализма и идеализма. Идеализм не религиозен, а практичен, а материализм глубоко сосредоточен на невидимой, но реально познаваемой Сущности Бытия. Никакого разделения и противопоставления.

Разум познает Истину Бытия и Сущего. А Истина Бытия и Сущего не творится человеком, а существует ("бытийствует и сущновствует") реально, обьективно и управляет и миром сущего, и бытием и сознанием человека.

С чем вы не согласны, Сергей, в данной вариации СИНТЕЗА? Смотрите здесь и египтяне, и греки, и Гегель с Кантом, и Суарес с Коретом. Если вы присоединитесь, то получится синтез. :)))

Аватар пользователя Сергей Борчиков

Андрей, я неважный специалист в древнеегипетской культуре.
Да и в архаических культурах, даже в античной, трудно вообще выискивать концепты материализма и идеализма, поскольку там всё стихийно переплеталось. Материализм и идеализм - это ПОЗЫ Нового времени, сознательно идущие на контроверзу. Поэтому и синтез должен быть не бессознательным приятием всего и вся (как в древности), а осознанным отказом мыслителя от контроверзы. А это уже задача для современных философов.

Аватар пользователя Андреев

Сергей Борчиков, 10 Ноябрь, 2017 - 22:19, ссылка

Да и в архаических культурах, даже в античной, трудно вообще выискивать концепты материализма и идеализма..

А зачем нам выискивать эти концепты, если нас интересует синтез. Так синтез там уже есть. Он есть и в Библии. Он есть у Спинозы. Он есть у Гегеля. Да и у Маркса он тоже есть.

У меня - пожалуйста. Мирум - Лого-натура, построенная из ноо-атомов - движуще-движимой субстанции, которая находится в одном регионе-холоне Реально Сущего Мироздания и в процессе самоорганизации строит эволюционирующие структуры, упорядоченные вещи, живые организмы, человека разумного и человеческое общество.

И все подчиняется единым законам единого Бытия (Зайн) - и неживая природа, и живая, и разумная и социальная.

Аватар пользователя Сергей Борчиков

Уже отвечал Вам на этот вопрос в Вашей теме по материализму и идеализму. Нельзя путать две вещи: 1) синтеза материи и идеального и 2) синтез философских систем материализма и идеализма.

Первый синтез пытаются осуществить и осуществляют, предлагая свои варианты, все философы в мире, в том числе и Вы, и я. (Тут Вы правы).
Проблема же синтеза систем в древности вообще не стояла. Ее даже нет у Спинозы. Нет и у Маркса. Даже Хайдеггер особо ею не озадачивался. Пожалуй, из Вашего списка могу согласиться только с кандидатурой Гегеля, добавил бы сюда А.Ф. Лосева. 

Мы с Вами тоже, осуществив каждый по своему синтез материального и идеального, когда упираемся в разность наших аксиоматик, даже шага не можем сделать в направлении синтеза Вашего теоцентрированного объективного идеализма с моим холархическим полисубстанциализмом.

Еще раз. Проблема не в том как материю с идеальным соединить. Проблема в том, как меня с Вами соединить (меня/Вас - с Болдачевым, меня/Вас - с Пермским и т.д.). Имеется в виду наши философии.

Аватар пользователя Андреев

Сергей Борчиков, 11 Ноябрь, 2017 - 09:43, ссылка

Вашего теоцентрированного объективного идеализма с моим холархическим полисубстанциализмом.

Оставьте Бога за скобками. Я уже несколько раз вам предлагал новую модель, которая начинается именно с вашей модели МИРУМА, единой разумно-материальной системы, в которой идеальное и материальное соединены диалектически нераздельно и неслиянно на уровне субстанции - ноо-материи. 

Поймите тоже, что полисубстанциональность и полирегиональность в вашей  интерпретациии внутренне противоречива и нуждается в определнной коррекции ради того синтеза, о котором вы любите говорить.

Я на деле сделал шаг навстречу вашей модели, но не ради того, чтобы вам угодить, а потому что вижу в этом необходимость для появления общего (пусть немного под разными углами) взгляда на Сущее, как таковое.

Но ваше нежелание признать определенные слабости ипротиворечия своей конструкции попахивают каким-то слепым догматизмом и фанатической верой в свою правоту. А с этим не поспоришь, а уж тем более никакого синтеза не создашь.

Аватар пользователя Сергей Борчиков

Вполне допускаю и даже сам вижу противоречия в моей Модели 3-х регионов. Поэтому и работаю над ее усовершенствованием. В этом году даже целый Проект запустил с привлечением коллег и соратников. Стал бы тратить время и ломать копья, если бы был уверен в ее непогрешимости. По Попперу, система должна содержать в себе потенцию фальсифицируемости.

Среди Ваших замечаний выделяю три типа:
1) указывающие на противоречия без решения (спасибо),
2) предлагающие решения (с некоторыми согласен, отмечал не раз), а с некоторыми нет, потому что вижу в них гораздо бОльшие противоречия, чем у меня (указывал на аксиоматические противоречия неоднократно). Это касается, например, одностороннего объективного идеализма. Я от этой односторонности ухожу, а Вы меня туда обратно зовете. Это противоречит принципу развития. 
3) просто неверно трактующие мои термины и понятия (я от них просто абстрагируюсь, чем здорово Вас обижаю, но тут моей вины нет).

К тому же Вы не единственный философ, с кем стоит задача синтезироваться. Вот посмотрите сообщения здесь - ссылка и здесь - ссылка (я там на Вас тоже ссылаюсь). Есть еще масса коллег за пределами ФШ. Вы должны понимать, что проблема синтеза не так проста, как Вами представляется в этой теме.

Аватар пользователя Сергей Борчиков

Андрей, посмотрите здесь - ссылка. Еще раз вас упомянул в компании с собой. Не удержался. Как Вы говорите, лжи надо противостоять.

Аватар пользователя Андреев

Сергей Борчиков, 11 Ноябрь, 2017 - 09:43, ссылка

Проблема не в том как материю с идеальным соединить. Проблема в том, как меня с Вами соединить (меня/Вас - с Болдачевым, меня/Вас - с Пермским и т.д.). Имеется в виду наши философии.

Если разные философии отражают единую реальность, то они совместимы. Я могу вам Маркса совместить с Библией в два счета. А вот, если надо сближать разные мнения о воображаемой реальности, когда каждый МНИТ себя правильным и непогрешимым, то незачем даже и стараться. Это невозможно в принципе.

Поэтому надо обсуждать не аксиоматики, а Сущее, Бытие и Мышление. Если мы увидим их правильно (пусть и каждый со своего угла зрения), то синтез прекрасно осуществится. 

Аватар пользователя Андреев

Схема Пенроуза (троичная) и Схема Хайдеггера (чеверичная) не противоречат, а дополняют друг друга:

 

ВложениеРазмер
das_gevirt.jpg 136.38 КБ
penrose_geviert.jpg 148.08 КБ
Аватар пользователя fidel

человек это вид обезьян

Аватар пользователя DanielAlievsky

А ведь напоминает два Тетраэдра мироздания :) Только в очень упрощенном виде.
 

Аватар пользователя Андреев

Хайдеггер "Что зовется мышлением?"

Парменид дает нам в способе своего сказывания некий намек, который нам помогает привести к рассмотрению род сопринадлежности eon и  immenai, «сущего» и «быть». Парменид часто употребляет в другом контексте вместо
immenai, einai также слово eon.

Когда мы это словоупотребление, т. е. замену immenai через eon, осуществим в этом изречении, то это будет звучать так:
Xri to legein te noein t' eon eon

Мышление (представление и понятие) - это сущее сущего.

Ведь то же самое слово eon и в первом случае, и во втором случае
должно было бы говорить различное. Так и есть. С тем чтобы таковое стало возможным, одно и то же слово eon имеет два значения. Причастия принимают участие одновременно в номинальном и вербальном значении...
текущее означает текущее и течь, и тогда таким же способом «сущее» означает сущее и быть. Двусложность покоится, со своей стороны, в некой особо выделенной двусложности, которая кроется в слове eon, сущем.
Эта единственная в своем роде и поэтому особо выделенная двусложность говорит. Соразмерно ей осуществляется сущее в бытии, и бытие осуществляется как бытие сущего

"Сущее сущего" - это бытие сущего.

Латинское именование participium (причастие) —это перевод греческого metokhi. Участие чего-то в чем-то называется metekhein. В мышлении Платона это слово есть основослово. Оно именует участие того или иного сущего в том, благодаря чему оно, например стол, именно как таковое показывает свой лик и вид, по-гречески eidos или idea. В таком виде оно осуществляется (west), оно "есть". Идея по Платону составляет бытие сущего. Идея есть лик, через который нечто так или иначе показывает свой вид, оно нам видимо и таким образом является, к примеру, как стол. В этом виде оно нам видимо.

Идея - это бытие сущего и это видимый лик, форма, вид, образ сущего.

Итак, Платон обозначает это отношение того или иного сущего к своей идее как methexis, участие. Это участие одного, т. е. сущего в другом, т. е. бытии, тем не менее уже имеет своей предпосылкой то, что вообще имеет место двусложность сущего и бытия. Это methexis, участие сущего в бытии, основано в том, что оно metokhi, причастие eon, именует грамматически On.

Сущее сущего (eon eon) - это не дублирование и умножение сущностей без нужды. Сущее было бы не-сущим, если бы оно не участвовало в бытии. Поэтому имеет место диалектическая двусложность СУЩЕГО и БЫТИЯ. Сущее осуществляется в бытии, а бытие осуществляется как бытие сущего

Мы уже слышали в ранее приведенном тезисе Аристотеля то,
что непрестанный вопрос мысли звучит так: ti to On, что есть сущее в своем бытии? Борьба в попытке ответить на этот единственный вопрос и есть основочерта истории философии.

Вот это по настоящему основной вопрос философии.

Западноевропейское мышление идет, соответствуя этому ведущему вопросу ti tо Оn, что есть сущее в своем бытии, от сущего к бытию.  Мышление восходит от первого ко второму. Соразмерно ведущему вопросу это мышление пре-восходит (über-steigt) то или иное сущее, трансцендирует его в направлении к его бытию не для того, чтобы сущее оставить за собой и бросить его, а чтобы сущее через это пре-восхождение (Überstieg), трансценденцию, представить в том, что оно есть как сущее.

Чтобы познать, ЧТО есть сущее, надо превзойти его, выйти за его пределы (trans-cendere), взглянуть на него со стороны бытия и увидеть сущее, как таковое.

 

Аватар пользователя Андреев

Ведущий вопрос—что есть сущее? — будь это физическое в самом широком смысле, пере-хо-дит, пере-шагивает сущее. «От одного и через одно к другому» — по-гречески называется metaksis. Мышление в смысле вопроса te to On, что есть сущее относительно своего бытия, попадает таким образом под названием метафизики на некий особый путь. Тематическую область западной метафизики обозначает metaksis, участие сущего в бытии.

Сущность метафизики - познание участия сущего в бытии и бытия сущего. А для этого надо сначала узреть, уловить их двусложность, диалектическую нераздельность и неслиянность.

 Эта область метафизики основана в том, что называется одним словом metokhi, или единственное в своем роде причастие eon: в двусложности сущего и бытия. Тем не менее, чтобы метафизическое мышление смогло бы поначалу лишь увидеть свою область и попытаться внутри нее сделать первые шаги—
Xri to legein te noein t' eon eon.

Tребуется предлежание (легейн) и принятие-во-внимание (ноэйн) бытия сущего (эон эон)Сначала эта двусложность сущего и бытия тем или иным способом должна открыто пред-лежать, должна быть принята во внимание и сохранена, чтобы потом собственно в смысле участия одного (сущего) в другом (бытии) она могла быть представлена и разобрана.

Вот он фундаментальная задача философии - увидеть двусложность Бытия-Сущего и помыслить ее (разложить-легейн и собрать-ноэйн). Увидеть - различить ДВЕ ипостаси Единого Мироздания, Бытие и Сущее - разложить, проанализировать, дифференциировать, а затем сложить, синтезировать, интегрировать, чтобы увидеть диалектический монодуализм этой завораживающей игры в ОСНОВАНИИ Мироздания.

Аватар пользователя Сергей Борчиков

фундаментальная задача философии - увидеть двусложность Бытия-Сущего

Да мы с Вами этой фундаментальной задачей уже весь ФШ озадачили. И даже больше: увидели не только двусложность Бытия-Сущего, но даже больше - трехсложность Бытия-Сущего-Сущностей. А теперь вот дальше, к хайдеггеровской Четверице двигаемся. Пусть у нас в чем-то разные решения, но вИдение сложности - одно, метафизически-фундаментальное. Продолжаем работать.

Аватар пользователя Сергей Борчиков

Андреев, 8 Ноябрь, 2017 - 09:31, ссылка

Сергей, спасибо за ценную книгу.

И Вам спасибо за то, что педалируете тему хайдеггеровской Geviert (четверки).
У меня до нее руки совсем не доходили, но вот благодаря Вам дошли и стали появляться первые интуиции, например, сокрытые в схеме (ссылка). Но подробнее позже
К тому же очень мало материала. Дугинская интерпретация меня не совсем удовлетворяет, как, впрочем, и Ваша (по известным аксиоматическим разногласиям). В работе Хайдеггера "Вещь" - очень мало материала, чтобы делать капитальные выводы. А статью Хайдеггера «Строить, жить, думать» пока не могу найти. Если у Вас есть - дайте ссылку. Я привык работать с первоисточниками.

А пока хотелось коснуться другой темы - мышления бытия и мышления природы.

Мышления природы у Хайдеггера нет и в помине, а про бытие Хайдеггер нигде не высказывается, что "Бытие мыслит". Да, в работе "Письмо о гуманизме", он употребляет инверсный термин "мышление бытия", но всего несколько раз, что дает повод думать о неверном переводе. Или о лингвистическом толковании как о месте мышления. Например, говоря слова "новости спорта" или "уличные танцы" ("танцы улицы") мы не имеем в виду, что спорт произносит свои новости или улица танцует. Мы подразумеваем область приложения: новости собирает человек, но о спорте, танцы танцует человек, но на улице. Так и здесь: мыслит всегда человек, но на лоне бытия.

Тем более, бытие у Хайдеггера - это не природа и даже не Ваше абстрактное бытие (=разум=логос). Человек сам есть бытие и часть бытия, а посему когда он мыслит, можно иносказательно говорить, что в нем его бытие (но не Ваше абстрактное бытие) мыслит.

Тем не мене, Вы совершенно правы, что Хайдеггер находит в этом пространстве (регионе, холоне) бытия некие структуры, которые способствуют мышлению человека, которые призывают его к мышлению, которые зовут его на мышление и даже как бы "называют" его деятельность мышлением. Здесь не только с Вами спорить не буду. Это основная идея хайдеггеровской работы "Что зовется мышлением?".

Вопрос только в том, где располагаются эти структуры? Если использовать сему со флагами (та же ссылка), то 1) в самой материи (серый флажок)?, 2) в чувственно-феноменальном бытии (красный флажок)?, 3) в идеально-логически-ноуменальном мысле-бытии (голубой флажок)?, 4) в практически-социально-историческом бытии (зеленый флажок)?, а по Вашей теории (насколько я понимаю) есть еще 5) божественно-абсолютная сфера бытия как такового, и Вы помещаете туда эти структуры.

Но для меня однозначно. Где бы ни находились эти прото-мыслительные струткутры и субстраты, в одной из пяти областей, во всей Четверке или Пятерке, в Бытии (Sein или Seyn), мыслит всё равно только и исключительно только человек и никто больше. Всё остальное - перенос человеческого действия, по аналогии, по изоморфности, по метафоричности или принадлежности к месту мышления (о чем уже сказал выше).
Остальное позже.

Аватар пользователя VIK-Lug

Сергею Борчикову: а может сперва надо определиться с таким: бытие это кто (что), или бытие кого (чего)? А потом и заморачиваться над тем - мыслит ли бытие или человек в соответствующем его бытии?

Аватар пользователя Сергей Борчиков

Может быть. Определяйтесь.

Аватар пользователя VIK-Lug

Сергею Борчикову: а мне кажется, что это Андрееву надо определиться. А то он в одной теме про "мышление природы" размышляет, а уже в другой про "мышление бытия" чего то толкует.

Аватар пользователя Лунь Облаков

Бытие равно себе или Другому?

Аватар пользователя Андреев

мыслит всё равно только и исключительно только человек и никто больше

У вас это так, и я это помню, но у Хайдеггера мыслит Бытие Сущего.

Может ли сущее вообще быть без того, чтобы были люди, которые его берут во внимание? Уже достаточно давно в ходу речь о том, что сущее есть «само по себе». Есть ли такая речь тоже «сама по себе»? Или же она вместе со своим мыслимым стоит под призывающим приказом? Исходит ли этот призывающий приказ, который призывает в мышление, из сущего или из бытия, или же из того и другого, или ни из того и ни из другого?

Является ли eon:immenai, не только, как это могло бы показаться, объектом для legein и noein? Является ли eon:immenai, «сущее», «быть» скорее субъектом...

Аватар пользователя kto

У вас это так, и я это помню, но у Хайдеггера мыслит Бытие Сущего.

А Вы врубитесь в то, что бытие это бытие электрона на орбитали молекулы ДНК, а сущее это тот же электрон в движении с орбитали на орбиталь. И это движение с орбитали на орбиталь "стоит под призывающим приказом". И этот приказ приходит из внешнего мира.

Аватар пользователя Андреев

Тем более, бытие у Хайдеггера - это не природа и даже не Ваше абстрактное бытие 

Это серьезный вопрос. Давайте его обсудим. Может, все-таки вы обратие внимание на цитаты, которые я привел, где Хайдеггер ясно говорит о Бытии Сущего. 

Мне трудно понять вас, Сергей. Вы имеете богатую практику академического общения. Неужели так сегодня общепринято: игнорировать аргументы собеседника и твердить только свою линию?

Аватар пользователя Корнак7

Андреев, 8 Ноябрь, 2017 - 21:28, ссылка

 Может, все-таки вы обратие внимание на цитаты, которые я привел, где Хайдеггер ясно говорит о Бытии Сущего

О Бытии  нельзя говорить. Это не сущее. Его можно констатировать у себя и только у себя. Бытие имеет место быть - это все, что можно о нем сказать.

Аватар пользователя Андреев

Корнак7, 8 Ноябрь, 2017 - 22:32, ссылка

О Бытии  нельзя говорить. Это не сущее. 

Вы, по сути, правы. Говорить - значит именовать, определять, описывать. А как можно сделать это в отношении того, что находится вне пределов, сравнений и в основе всех без исключения проявлений! 

Но, с другой стороны, как только философия заговорила о бытии, она стала философией. До этого это была физика, наука, гилозоизм. И с тех пор написано столько, а уж сказано - только на этом форуме посмотреть - самые обьемные темы, и все o Бытии. И самое интересное, за столько веков так и не смогли точно опредлиться ни с бытием, ни с сущим, ни с мышлением.

Да-с, парадокс! А он, как известно, друг гениальных истин. Вот и ответ! Всем хочется почувствовать себя, хоть немного, другом истины и гением :))

Аватар пользователя Сергей Борчиков

Против того, что сущее или бытие мыслят

Андреев, 8 Ноябрь, 2017 - 21:28, ссылка

Мне трудно понять вас, Сергей. Вы имеете богатую практику академического общения.

Андрей, я уже отвечал: одно дело, когда спорим мы с Вами в вольной перепалке, порой допуская неточности и схематичности, метафоричности и эмоции, другое дело - академический историко-философский анализ.
Если мы хотим изучать или исследовать Хайдеггера, нельзя вырывать слёту одну цитату из целого тома и тотчас интерпретировать ее, подгоняя под некий понравившийся тезис. На поверку сможет оказаться совсем наоборот.

По Вашей цитате из "Что зовется мышлением" (2, X):

Может ли сущее вообще быть без того, чтобы были люди, которые его берут во внимание? Уже достаточно давно в ходу речь о том, что сущее есть «само по себе». Есть ли такая речь тоже «сама по себе»? Или же она вместе со своим мыслимым стоит под призывающим приказом? Исходит ли этот призывающий приказ, который призывает в мышление, из сущего или из бытия, или же из того и другого, или ни из того и ни из другого? Является ли eon immenai, не только, как это могло бы показаться, объектом для legein и noein? Является ли eon immenai, «сущее», «быть» скорее субъектом...?
(выделение А.А.)

могу сказать следующее (по порядку).

1) Хайдеггер ставит вопрос: может ли сущее быть до и без людей? Ответ: может. Это не его заслуга. Это давнишний факт философии. Я с этим согласен. У меня тоже область материально сущего вынесена за бытие людей.

2) Люди говорят (речь), мыслят, познают это сущее. Вопрос: является ли мышление (такая речь) тоже самим по себе или оно стоит под призывающим приказом? Ответа в этой цитате нет. А спросить можно о чем угодно. В моей системе полисубстанциализма ответ положительный и для сущего, и для бытия, и для мышления, и для региона сущностей: все они являются субстанциями.

3) Еще вопрос: исходит ли этот призывающий приказ, который призывает в мышление, из сущего или из бытия, или же из того и другого, или ни из того и ни из другого? Призывающим к чему и куда? Призывающим к мышлению и в мышление? Пока ответа нет. Но даже если есть такой приказ, то совсем не сказано, что сам этот приказ есть МЫШЛЕНИЕ. Слово "приказ" как некий суще-бытийный акт (действо) должно быть нами еще осмыслено.

Я вам уже ответил Выше (вдвойне странно, что Вы упрекаете меня в невнимательности к Вашим цитатам):

Сергей Борчиков, 8 Ноябрь, 2017 - 14:37, ссылка

Тем не менее, Вы совершенно правы, что Хайдеггер находит в этом пространстве (регионе, холоне) бытия некие структуры, которые способствуют мышлению человека, которые призывают его к мышлению, которые зовут его на мышление и даже как бы "называют" его деятельность мышлением. Здесь не только с Вами спорить не буду. Это основная идея хайдеггеровской работы "Что зовется мышлением?".

Другими словами, уже зная хайдеггеровский ответ по другим местам книги, я согласился с вопросом и ответом в части наличия в сущем-бытии такого объективного призывающего приказа к мышлению и в мышление, которое уже сложилось в регионе человеческого бытия. Пока только непонятна его (приказа) природа. И для меня совсем не очевидно, что сам этот приказ надо называть мышлением сущего и бытия.

4) "Является ли eon immenai, «сущее», «быть» скорее субъектом...?" Тоже вопрос. И совсем не ответ. "Субъект" очень многозначный термин: от человека до коллективного и логического субъекта. Не скажете же Вы, что логический субъект в суждении SeP (субъект есть предикат, например, корова есть животное) мыслит. Ясно одно, что под субъектом Хайдеггер понимает некую активность, а тут сомнений нет: и сущее, и бытие обладают субстанциальной активностью. Но вовсе не факт, что эта активность должна именоваться мышлением.

Итак, Вы привели цитату, в которой ШЕСТЬ вопросов и ни одного ответа. И Вы пытаетесь из нее сконструировать концепт Хайдеггера. И еще меня призываете, чтобы я усмотрел здесь ответы. Даже сам Хайдеггер такого не делал. Вот абзац, следующий сразу за приведенным Вами:

Чтобы на этот счет прийти к ясности, чтобы суметь хотя бы об этом спросить, мы должны первым делом все же, пожалуй, выяснить, что означают греческие слова eоn и emmenai [сущее]...

(Хайдеггер, там же, 2, X).

И далее об этом полкниги ответов. А о бытии - еще десяток томов, включая "Бытие и время". Аналитик истории философии всё это должен держать в поле внимания.

Аватар пользователя Корнак7

Бытие, сущее и мышление. В каких отношениях они находятся.

Слово "бытие" имеет не одно значение. Остановимся на хайдеггеровском.

Бытие по Хайдеггеру может иметь место только в жизни самого человека. Для других мое бытие не имеет места. Я бы рискнул заявить, что Хайдеггер понимает под своим бытием далеко не все, что обычно представляется. Обнаружить свое бытие - это редкая штука.

Бытие по Хайдеггеру, опять же предположу, связано с сознанием. И точно оно связано со временем. Последнее утверждает и сам Хайдеггер. Но об этом все почему-то умалчивают.

Сущее. Стоит вне бытия, рядом с ним. Бытие не сущее, а сущее не бытие.

Мышление. Хотел бы обратить внимание на следующее. Мы мыслим мыслями. Приравнять мысли к сущему мы не можем. Они очень не похожи. В чем их непохожесть? Обратите внимание на то, что сущее существует во времени неизменно. А мысли? Мысли во времени не существуют. Мысли это некоторого рода течение, процесс. Мы не можем ухватить мысль целиком. Она рождается развивается, заканчивается, а начала-то уже нету! Мысль ведет себя как время. Она все время в настоящем. Как бы быстро мы не мыслили, но целиком увидеть мысль не получается. Она все время в развитии. Происходит постоянная смена логических и прочих построений.

Аватар пользователя Сергей Борчиков

Прыжок в Dasein

Бытие по Хайдеггеру может иметь место только в жизни самого человека.

Это точно. Но такое бытие именуется Dasein. Человек пребывает в подлинном Dasein и еще в заслоненном Dasein, т.е. в симулякре Dasein.

Для других мое бытие не имеет места.

Это точно. Но поскольку в мире на сегодня 7 млрд. таких Dasein, то все они вкупе образуют некую целостность, которую уже можно назвать бытием, совокупным бытием.

Обнаружить свое бытие - это редкая штука.

Очень редкая. Хайдеггер даже ставит особой важности проблему - прыжок в Dasein, прыжок из заслонения сущим, из совокупного бытия, из масскультурного и симуляционного бытия. Это не простая процедура.

Бытие по Хайдеггеру, опять же предположу, связано с сознанием.

Это не только по Хайдеггеру, это вся мировая традиция, наиболее выпукло зафиксированная в тезисе Парменида о тождестве бытия и мышления.

бытие связано со временем. Последнее утверждает и сам Хайдеггер. Но об этом все почему-то умалчивают.

Кто умалчивает? Посмотрите даже в Интернете найдете тонны литературы.

Сущее. Стоит вне бытия, рядом с ним. Бытие не сущее, а сущее не бытие.

Если взять материальное сущее, то точно. Но если бытие стоит вне сущего, то оно - не-сущее, т.е. химера, выдумка, мыльный пузырь. А это не так. Бытие - особая субстанция (холон) сущего.

Мысли во времени не существуют. Мысли это некоторого рода течение, процесс.

Раз процесс, то уже во времени. Вот есть некоторые мысли, в виде понятий - Догм, которые за тысячелетия не развиваются и переходят из поколения в поколения в неизменном виде. Вот догмы вне времени. А остальные - во времени. Не в материальном времени, а во времени бытия.

Аватар пользователя Андреев

Корнак7, 9 Ноябрь, 2017 - 17:39, ссылка

Бытие по Хайдеггеру может иметь место только в жизни самого человека.

Бытие по Хайдеггеру имеет место прежде всего дя самого Сущего. Бытие человека - это Да-зайн, проявление всеобщего Зайн. Почитайте хотя бы цитаты, а если найдете время и работы по ссылкам выше. Приведите свое толкование, свои цитаты, которые подтверждают вашу интерпретацию. А так, можно приписать ему все, что угодно.

Аватар пользователя Андреев

Корнак7, 9 Ноябрь, 2017 - 17:39, ссылка

Мы мыслим мыслями. Приравнять мысли к сущему мы не можем. Они очень не похожи. В чем их непохожесть? 

Лучше посмотреть с другой стороны: 

Андреев, 8 Ноябрь, 2017 - 22:42, ссылка

ОК. Вы видите продукты деятельности людей и вы понимаете, что это не просто деятельность, а воплощение идей, мышления людей...

Пройдите по ссылке, прочтите, и скажите свое мнение.

Аватар пользователя Андреев

Сергей Борчиков, 8 Ноябрь, 2017 - 14:37, ссылка 

Где бы ни находились эти прото-мыслительные струткутры и субстраты, в одной из пяти областей, во всей Четверке или Пятерке, в Бытии (Sein или Seyn), мыслит всё равно только и исключительно только человек и никто больше. 

А как вы считаете, ЧТО мыслит Хайдеггер? Для него существует мышление-бытие? В каком смысле, с вашей точки зрения он говорит об этом? Или нам это не интересно? :))

Аватар пользователя Сергей Борчиков

Читая Ваши ответы Корнаку7 и Ваши неответы (между строк) на мои тезы, прихожу к тому что мы окончательно запутываемся даже не в аксиоматиках, а в тривиальной терминологии. Оппоненты могут не соглашаться с аксиомами и решениями друг друга (нормальное дело для научных дебатов), но они не могут произвольно приписывать чужим терминам смысл, который сами авторы терминов им не приписывают. Смыслы-то терминов можно и дОлжно ведь как-то отслеживать и выдерживать в диалоге даже без согласия (синтеза) с ними.

Аватар пользователя Андреев

Сергей Борчиков, 10 Ноябрь, 2017 - 10:20, ссылка

не могут произвольно приписывать чужим терминам смысл, который сами авторы терминов им не приписывают.

Я тоже это почувствовал с вашей стороны, и задал вам вопрос в ответ на ваши ответы (так что это не "неответ"). Приведите цитаты, где я искажаю ваши термины.

Аватар пользователя Сергей Борчиков

Совсем нет времени искать искать огрехи. Лучше удалите мой пост, чтобы обвинения не выглядели голословными.

Аватар пользователя Андреев

Какое-то несерьезное общение. Ну да, как всегда :(((

Аватар пользователя Сергей Борчиков

Андрей, не обижайтесь. Это не неуважение, это действительно нехватка времени. Сейчас много работы над Проектом. Вырисовываются очень интересные и глубокие схемы прыжков по разным регионам и подрегионам. Пытаюсь разобраться в проблематике (Вами же инициированной) хайдеггровской четвёрки. И т.д. Поэтому приходится дифференцировать проблемы по мере важности. Не исключаю, что есть проблемы, которые могут изменить мои какие-то частные взгляды, но при этом не меняют модели трех регионов, над которой усиленно работаю. Не хотелось бы отвлекаться на подобные частности. А по-крупному еще ни разу не оставлял Ваши реплики без ответов. Скоро выложу соображения по четверице. Не требуйте больше, чем могу.

Аватар пользователя Андреев

Как говорят здесь "take your time" - интересная формула, типа: берите себе столько времени, сколько вам нужно. Короче, не спешите :))

Аватар пользователя Андреев

Я вот например здесь вижу подмену термина вами:

Корнак:

Бытие по Хайдеггеру может иметь место только в жизни самого человека.

Борчиков:

Это точно. Но такое бытие именуется Dasein. Человек пребывает в подлинном Dasein и еще в заслоненном Dasein, т.е. в симулякре Dasein.

Бытие по Хайдеггру - это Зайн. Да-зайн - это уже частное бытие. Почему же вы сводите термин Хайдеггера к его части? Давайте рассмотрим это с цитатами в новой теме.

Аватар пользователя Сергей Борчиков

Открыл параллельную тему, как и заявлял, по осмыслению Seyn - Система категорий (ч.29, сущностное бытие, Sеyn).
В том числе там коснулся и хайдееггеровской четверицы.
Поскольку заявлял, что меня не удовлетворяют интерпретации Андреева и Дугина. Это не означает, что мои интерпретации лучше. Нет, давайте вместе думать. Пока всё - гипотезы.

Из интерпретаций Андреева меня не удовлетворяет помещение в центр четверицы ВЕЩИ. Стоило ли городить огород, чтобы туда поместить вещь (ну для усиления эффекта скажу: шляпу или даже компьютер). Хайдеггер столько сил тратит на борьбу с засильем вещей, чтобы затем поместить их в сердцевину главных осей?

Не согласен и с отождествлением терминов "божество" и "божественное". Божество - это всегда суперсущность (Абсолют), и придумывать для него новый регион как-то некорректно. А вот божественное как антоним человечески-смертному - это новация Хайдеггера (Seyn).