Прошло 40 лет со дня смерти Ильи Эренбурга, чьи мемуары "Люди, годы, жизнь" сыграли ключевую роль в нашем постижении ХХ века

Аватар пользователя cedrus
Систематизация и связи
Термины: 

Александр Мелихов вспомнил своей статьей в Московских новостях об интересном "художнике" нашей культуры Илье Эренбурге. Главный советский плюралист и космополит создал новую мечту - мечту сделаться европейцами, и доказал, что именно творцы новых грез и есть тайные владыки мира.

Себя он представлял публике как герой-рассказчик по имени Илья Эренбург - "автор посредственных стихов, исписавшийся журналист, трус, отступник, мелкий ханжа, пакостник с идейными задумчивыми глазами". При этом Эренбург-персонаж убежден, что если из двух слов "да" и "нет" потребуется оставить только одно, дело еврея держаться за "нет". Это лучше всего удавалось и Эренбургу-художнику: он мог бы сделаться советским Свифтом.

Как всякий эстет, сформировавшийся в благополучное время, он долгое время ощущал главным врагом пошляка и ханжу, склонного "между двумя свинствами декламировать Шелли или Верлена". Но когда на историческую сцену вышли искренние убийцы, при слове "культура" не только хватающиеся за пистолет, но и стреляющие без всяких раздумий, Эренбург понял, что время капризов и парадоксов миновало, и принялся верой и правдой служить тому, что представлялось ему наименьшим злом.

Источник