"А был ли мальчик?"

Аватар пользователя Vladimirphizik
Систематизация и связи
Онтология
Ссылка на философа, ученого, которому посвящена запись: 

С.А.Борчиков начал без предупреждения удалять мои посты, поэтому решил создать тему о категориях. Здесь не удалит.

Дело в том, что всякий раз, когда ложусь спать, думаю, сколько новых категорий в его темах появится за ночь. Недавно проснулся, смотрю сайт ФШ, а там прибавка - целых четыре новые категории:

Система категорий (ч.34, уникальное vеrsus универсальное)

Данная тема родилась в предварительных диалогах с некоторыми участниками ФШ и ИС. В ее основе лежит инновационная идея различения четырех категорий: индивидуального (сингулярного), уникальногообщего (всеобщего) и универсального.

Смотрим Аристотеля:

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ [Десять категорий]

Из сказанного без какой-либо связи каждое означает или сущность, или "сколько", или "какое", или "по отношению к чему-то", или "где", или "когда", или "находиться в каком-то положении", или "обладать", или "действовать", или "претерпевать". Сущность, коротко говоря, - это, например, человек, лошадь; "сколько" - это, например, длиною в два локтя, в три локтя; "какое" - например, белое, умеющее читать и писать; "по отношению к чему-то" - например, за двойное, половинное, большее; "где" - например, в Ликее, на площади; "когда" - например, {3} вчера, в прошлом году; "находиться в каком-то положении" - например, лежит, сидит; "обладать" - например, обут, вооружен; "действовать" - например, режет, жжет; "претерпевать" - например, его режут, жгут. Каждое из перечисленного само по себе не содержит никакого утверждения; утверждение или отрицание получается сочетанием их: ведь всякое утверждение или отрицание, надо полагать, или истинно, или ложно, а из сказанного без какой-либо связи ничто не истинно и не ложно, например "человек", "белое", "бежит", "побеждает".

Взять, например, "уникальное". Уникальное - это "самое-самое среди своих". Соответствует аристотелевскому "по отношению к чему-то" - например, за двойное, половинное, большее. То есть, уникальное - большее/лучшее/худшее/прекраснее и т.д. по отношению к "своим". У Аристотеля такая категория уже есть. 

Теперь наступил черед универсального. Универсальное - это "общее для чужих." Опять аристотелевское "по отношению к чему-то": универсальное - общее по отношению к "чужим". У Аристотеля такая категория уже есть.

А вот пара "индивидуальное-общее" - это уже аристотелевское "какое".

Так что все это уже давно изобретено. Нужно было внимательно читать сообщения и не стирать их с бухты-барахты. Там я писал про качество формы. Взять, например, аристотелевское Сущность, коротко говоря, - это, например, человек, лошадь.  Человек и лошадь здесь - два разных качества формы "сущность". Как уникальное и универсальное - два разных качества формы общеизвестной аристотелевской категории.

Комментарии

Аватар пользователя vlopuhin

Была форма, отсюда прёт всё остальное. Например, Вы пишите:

Человек и лошадь здесь - два разных качества формы "сущность".

 А если подумать? "Разные качества формы", да ещё сюда же "сущность"! Это просто афигительно! Зачем нужно плодить огород вместо того, что бы забить на форму, и определить что такое "существование"? Кстати, насколько я понимаю, Аристотель так и поступил. Затем в новейшей истории некоторые умники ещё подсократили "категоричность", и от десяти Аристотелевских осталось только три. А некоторым и этого много, достаточно двух: субъект и объект. И уже супер одарённым достаточно одной: логика. А супер-пупер одарённым и этого много: не добавить ли в логику закон исключения первого? Собственно этого и следовало ожидать: если ОН творил из ничего, то туда же всё должно и вернуться! Круг (информационный поток) замкнулся. Ничего личного, голая логика...

Аватар пользователя Vladimirphizik

Форма любого элемента Абсолюта:

форма = качество + место + время

Подтверждающий пример: "Философская форма воды"

Теперь по поводу сущности. Сущность - это поли-субстанциональная штуковина. Сущностью является и суть табурета, и сам табурет. В первом случае субстанция смысловая, а во втором - дровяная.

Существование - вообще проще пареной репы. Тупой анализ простейшей формулы Пишете:

существование = Идея&Движение

и начинаете над ней колдовать и анализировать.

Аватар пользователя vlopuhin

По моему скромному мыслоштурму качество отождествляется с существованием, движение с материей. Итого:

форма = идея&материя +место+время

Как то коряво получается, к тому же не хватает содержания. Может быть вот это поможет:

вещь = форма + материя

?

В этой формуле уже понятно, что любая вещь состоит не из материала или субстанции, а из пространственного аспекта (форма) и временного (материя). Хотя всё зависит от того, что подразумевается под материалом и субстанцией? Но как ни крути, вещь это абстракция, это то, что можно помыслить, это не конкретный предмет, на который можно посмотреть и потрогать руками, соответственно и критерий существования у вещи совсем другой, нежели у предмета. Кстати из вещей уже можно городить ряд.

существование = Идея&Движение

По моему с существованием здесь проблема. Существовать можно только после разрешения "где?". То же самое с движением. То есть либо в пространстве, либо во времени. Иначе говоря, если существует, да ещё и движется, значит решена проблема пространства и времени, где пространство это не только наше традифционное представление о пространстве, то же самое с временем. Например, глина это не материал, это пространство, в этом пространстве существуют кувшин, кружка, миска, свисток и т.д. Вода в кувшине это совершенно о другом пространстве, пространстве агрегатных состояний.

Аватар пользователя Vladimirphizik

Может быть...

Нет, не может.

Идея = качество+количество
Пространство=место+протяженность
Движение=время+длительность

Отсюда форма=качество+место+время

здесь проблема. Существовать можно только после разрешения "где?"

Здесь нет проблем. Речь идет о факте существования, а не о месте существования.

То же самое с движением. То есть либо в пространстве, либо во времени.

Движение и есть временное существование. Выводится путем абстрагирования. В пространстве нет движения. В пространстве есть только перемещение.

Аватар пользователя Корнак7

Идея = качество+количество
Пространство=место+протяженность
Движение=время+длительность

Какие-то непонятные выкладки.

Идея характеризуется не количеством и качеством, а сутью и смыслом. Количество и качество - это оценки идеи при ее рассмотрении.

Место и протяженность - частности, никак не годные для формулировки пространства.

Время и длительность складывать нельзя.  

Аватар пользователя vlopuhin

Вот-вот! При таком раскладе первая дихотомия должна быть такого вида: тумблер = {можно >< нельзя}. А если серьёзно, то насколько я смог понять, здесь речь не идёт о сложении и вычитании, у знака "+" здесь совершенно иная смысловая нагрузка, как и у знака "=". Что же это такое в таком случае? Отождествление? Может быть противопоставление? Самый загадочный момент заключается в том, что форма складывается из первых "переменных" трёх базовых дихотомий, материя из вторых:

материя = количество+протяженность+длительность

Почему так, а не наоборот? Допустим вот так:

длительность = {движение >< время}

существование во времени = {бытийствование >< длительность}

ещё более или менее понятно, в переводе на русский типа две точки во времени разнесены/различаются длительностью движения, и если нечто было вчера и было сегодня, то это нечто существовало как минимум сутки.

Я понимаю, что эти базовые вещи Владимир уже давно обосновал в своих предыдущих темах, но я их как не понимал, так и не могу понять. Обидно до слёз...

Аватар пользователя Vladimirphizik

Корнак7, 26 Декабрь, 2020 - 10:05, ссылка

Идея = качество+количество
Пространство=место+протяженность
Движение=время+длительность

Какие-то непонятные выкладки.

Любое единое целое имеет форму и содержание. Хоть понятие, хоть табурет, хоть курочка ряба. Например. качество Идеи есть ее форма, а количество - ее содержание. Что здесь непонятного?

Идея характеризуется не количеством и качеством, а сутью и смыслом.

Есть табурет и есть вы - субъект, исследующий табурет. Пара субъект-объект. У табурета есть своя табуретная идея и у вас есть идея о табурете. Именно ваша идея есть идея о сути и смысле табурета. Эта идея принадлежит вам. А вот табуретная идея табурета принадлежит только табурету.

Место и протяженность - частности, никак не годные для формулировки пространства.

Внимательно думать о форме и содержании не пробовали? Рекомендую. 

Время и длительность складывать нельзя. 

А формулу единое целое = форма + содержание тоже будете рассматривать, как алгебраическую операцию типа 3=2+1?

Аватар пользователя mp_gratchev

Vladimirphizik, 25 Декабрь, 2020 - 18:21

Взять, например, аристотелевское Сущность, коротко говоря, - это, например, человек, лошадь.  Человек и лошадь здесь - два разных качества формы "сущность".

Владимир, здесь Аристотель вас подставил. Ибо человек, лошадь - это не сущность, а сущее. Следуя вашей с Аристотелем логике, можно сказать: человек и лошадь  - два разных качества формы "явления". Сущее явилось в форме человека и в форме лошади.

--

Аватар пользователя Vladimirphizik

Владимир, здесь Аристотель вас подставил.

Старая гвардия думала не за ордена и зарплаты.

Сущности существуют в сущем - базовая формулировка.
Объяснение на примере: огурец - это сущее для своих составных элементов, т.е. для семян, клетчатки и кожуры. А вот семена, клетчатка и кожура есть сущности такого сущего, как огурец. Соответствует формуле: 
сущее - это комбинация Идея&Пространство.

Ибо человек, лошадь - это не сущность, а сущее

Человек и лошадь - это сущее для, например, клопов. Или сущее для своих внутренних органов. Меньшее содержится в большем, или холархия.

Холорхия строится при помощи постоянного перетекания сущности в сущее и наоборот: семена, клетчатка и кожура - сущности такого сущего, как огурец; огурец - сущность такого сущего, как огород; огород - сущность такого сущего, как Пензенская область; Пензенская область - сущность такого сущего, как Россия; Россия - сущность такого сущего, как Евразия; Евразия - сущность такого сущего, как планета Земля; планета Земля - сущность такого сущего, как Солнечная система и т.д. Все это можно записать стандартно при помощи таких понятий, как "имманентность", "трансцендентность", "целостность единого" и др..

Аватар пользователя mp_gratchev

Vladimirphizik, 26 Декабрь, 2020 - 12:51, ссылка

Человек и лошадь - это сущее для, например, клопов

Су́щее — существительное, образованное от причастия «существующее», означает «то, что есть». В философии сущее рассматривается в двух аспектах — со стороны своей определённости, сущности, и со стороны своего существования, бытия.

Явление - можно отнести к категории "сущего". Ибо есть такое определенное понятие "явление" (философская категория). 

Причём здесь насекомые?

 

P.S. Тему, всё-таки, чтобы не потерялась и не замылилась мусором следовало назвать "Категории", и уже в скобках ("А был ли мальчик?").

--

Аватар пользователя Vladimirphizik

В философии сущее рассматривается в двух аспектах — со стороны своей определённости, сущности, и со стороны своего существования, бытия.

Это примитивное толкование. Времен средневековья.

Явление - можно отнести к категории "сущего".

Явление является,
сущность существует,
а вот для сущего нет никакого "существования", поскольку "существование" занято сущностью (см. подчернутое).

"Сущее" имеет два смысла:
1) "существующее" (именно в этом смысле во всех работах Гегеля использовано понятие "сущее");
2)смысл Пространства существования составных сущностей конкретной сущности ("сущности существуют в сущем).

P.S. Тему, всё-таки, чтобы не потерялась и не замылилась мусором следовало назвать "Категории", и уже в скобках ("А был ли мальчик?").

Я не ставил перед собой цель исследовать здесь онтологию категорий. Просто эмоционально отреагировал на модераторство Борчикова, прячущего под ковер свои философские косяки.

Аватар пользователя Vladimirphizik

Объяснение сути уникального и универсального на пальцах:

1. Ладонь первой руки растопыриваете пальцами и над ними располагаете только один палец другой руки, остальные пальцы спрятав в кулак. Получили ситуацию "один над многими своими, или однотипными", или уникальность. Подчеркиваю: один НАД многими СВОИМИ, или самый-самый среди своих.

2. То же, что и в п.1., но ладони располагаются в любой ориентации (это не принципиально). Получаем ситуацию один ДЛЯ многих ЧУЖИХ. Это и есть универсальность.

А теперь попробуйте из разнокачественных слоганов один НАД многими своими и один ДЛЯ многих чужих сделать зависимость одного от другого или их пересечение. "Над своими" и "Для чужих" вам это не позволят. 

А теперь приведу в пример еще один комментарий о сути универсальности:

 

Абсолютно любая индивидуальность является и универсальной, и уникальной на некотором множестве индивидуальностей при том условии, что каждое индивидуальное является множеством как общих, совпадающих со всеми, так и частных и не совпадающих с другими параметрами. За счет частных параметров все и решается при помощи "распальцовки", уже ранее описанной. Если вы хотите доказать, что уникальное и универсальное зависимы (или просто совпадают на "узкой полоске"), то покажите, как по одному и тому же параметру некое индивидуальное находится над другими индивидуальными (превосходит их), и, в то же время, этим фиксированным качеством (назовем его "ин") в совокупности с другими качествами (назовем его "янь")  других индивидуальных формирует полноту "ин-янь". Вы это доказать никогда не сможете, ибо возникает парадоксальная ситуация: для определения уникальности по фиксированному качеству этим фиксированным качеством должны обладать все рассматриваемые индивидуальности, причем, это качество также является множеством составляющих его других качеств, и по этому множеству ищется параметр превосходства (вот он, двойной оператор действия!) а для определения универсальности по фиксированному качеству этим фиксированным качеством должно обладать только одно индивидуальное (ин), а у остальных индивидуальных оно отсутствует, зато у других индивидуальностей есть другое качество (янь), образующее полноту ин-янь. Рассматривать вариант, что это качество есть и у остальных - бессмысленно. Это все равно, что рассматривать универсальный ключ на множестве разных гаек с приваренным к гайкам индивидуальным рычагом: зачем таким гайкам отдельный ключ? Таким образом, индивидуальное может быть на некоем фиксированном множестве других индивидуальностей одновременно и уникальным, и универсальным, но только по разным качествам. Более того, одно и то же индивидуальное на одном и том же множестве может быть много раз уникальным и универсальным в зависимости от мерности индивидуальных параметров/качеств. И, самое главное, любое индивидуальное является уникальным во множестве индивидуальностей, если его индивидуальные параметры отличаются от других.  Плюс множество других вариаций. Так что это работа с множествами, за параметрами которых и вариациями с ними может скрываться любой смысл.

Продублировал эти комментарии, поскольку не знаю "живы" ли они.

Аватар пользователя Vladimirphizik

Теперь о взаимных переходах уникальное-универсальное.
Ранее в теме Борчикова писал:

14 Декабрь, 2020 - 11:27, ссылка

У Александра Болдачева много тем, где он говорит, что нельзя никаким способом проверить, какое красное человек считает красным внутри самого себя. Как же вы без соответствующего "внешнего" сумеете  вызвать необходимую индукцию у других людей на свое красное? Пример - данная тема. Не удивлюсь, что вы уже сто раз чертыхнулись про себя "как эти балбесы не понимают мою гениальную находку?". Почему бы не спросить себя, может читатели тоже сто раз чертыхнулись вопрошанием "как можно не понимать, что уникальное и универсальное - это о разном, которое не пересекается?". Как видите, есть разные индивидуальности со своими внутренними мирами. Есть внешнее - слова комментариев. Но нет индукции понимания и принятия мыслей оппонентов. Так разве только внутреннее в этом в ответе? Ведь нужно универсально доказать, что твое "янь" превосходит другие "яни" (уникальность), а, за неимением у других этого "яна", но, обладающих "инем", доказать, что твое "янь", в совокупности с имеющимися у других  "инями", образуют полноту "ин-янь" (универсальность). Как только другие индивидуумы примут ваше "янь" и сделают его своим, так тут же исчезнет универсальность вашего "яня", но зато появится его уникальность. Появится индивид, у которого его "янь" превзойдет ваш - и вы потеряете свою уникальность. Как видите, есть вариант перехода универсального в уникальное и его потерю. Попробуйте найти другие переходы.

Ключевая фраза существования переходов между уникальным и универсальным:

Как только другие индивидуумы примут ваше "янь" и сделают его своим, так тут же исчезнет универсальность вашего "яня", но зато появится его уникальность. Появится индивид, у которого его "янь" превзойдет ваш - и вы потеряете свою уникальность.

Почему появится уникальность только после принятия другими вашего "яня"? Потому что уникальность - это лучшее "янь" среди множества других обладателей "яней". Вы, будучи универсальным (в состоянии универсальности ваше "янь" создавало единое с "инями" других индивидуумов, не обладающих до той поры "янем"), начали передавать свое "янь" другим индивидуумам, поэтому ваше "янь", как первообраз, превосходил любую свою копию, приобретенную другим индивидуумом. Но вот появляется индивид с усовершенствованным "янь". Уникальность переходит от вас к нему (все обладают "янем", но лучший "янь" - теперь у него).

Получили законченное звено длинной цепочки:

1)единственное "янь" на множестве "иней" было универсальным при условии, что оно формировало целое "ин-янь"
2)копирование другими индивидуумами "яня" привело к исчезновению универсальности "яня"
3)в силу преобладания оригинала над копиями, первичное "янь" превратилось в уникальное
4)рождение/усовершенствование вторичного "яня" над оригиналом привело к смене лидеров по уникальности.

Далее цикл должен повториться при условии, что новое "янь" приобрело новое качество "янь1", формирующее целое с общим для всех остальных "инем1". Получаем длинную цепь повторяющихся звеньев.   

Аватар пользователя Сергей Борчиков

Ваше сообщение является важным, поскольку затрагивает основную модель моей теории (ч.34) - технологическую цепочку, правда, делая в ней несколько отличную расстановку акцентов. Поэтому ответ дал в соответствующей теме  - здесь - ссылка, так как у читателей должна быть перед глазами схема цепочки.

Аватар пользователя Vladimirphizik

Об этой "важности" я вам писал еще две недели назад (см. дату ссылки). Вы тут же новую тему в продолжение открыли. И при этом ускорились в удалении моих комментариев. По-стахановски...

Поэтому в ваших темах  "ваших теорий" я больше ничего писать не буду.

Аватар пользователя Vladimirphizik

 ...сколько новых категорий...

В одном из удаленных комментариев я писал о том, что одно дело - перечисление уже существующих во всей философии категорий, а другое дело - формирование некоего единого целого для предстоящих философских размышлений по конкретной теме. В первом случае, имеем обычную каталогизацию категорий. Архивариусная работа. Философия отдыхает. Во втором случае, категории выполняют роль ядра предстоящих размышлений. Здесь уместно вспомнить поговорку "Как корабль назовешь, так он и поплывет", что с древне-горохового означает "какое единое при помощи категорий сформируешь - такова и будет твоя философия".
Категории - это, по сути, "оглавление книги философии"
1) конкретного философа или
2) всей мировой философии.
 

 

Аватар пользователя Сергей Борчиков

Ответил - ссылка.

Аватар пользователя Vladimirphizik

Прошел по ссылке. Споткнулся не неровности:

А (2) нас негласно откидывает назад к каталогу и дезавуирует мысль (1).

"Книга философии всей мировой философии" включает в себя "Книгу философии конкретного философа". Это что же получается, "Книга философии конкретного философа" является "Книгой" в отрыве от "Книги философии всей мировой философии"? Если нет, то почему должны страдать категории? Не логичный ход мыслей.

Если говорить откровенно, то в философии нет ни одного понятия, принимаемого абсолютно всеми философствующими в единой формулировке. Всегда есть не согласные, поскольку для любого идеально выбритого целого найдутся нюансы, превращающие целое в бородатое реальное целое. Древние шутили: "На голове (включая бороду) столько волос, сколько звезд на небе". Поэтому в общей книге по каждому пункту включены сотни частных книг со своими "оглавлениями". По большому счету, "оглавления" друг от друга отличаются количественно - где-то больше пунктов, где-то меньше. 

Аватар пользователя Vladimirphizik

Категории - это, по сути, "оглавление книги философии"
1) конкретного философа или
2) всей мировой философии.
 

Итак, какие есть закономерности при составлении "Оглавления книги философии", или формировании СК (системы категорий"?

 Любая философия отдельно взятого философа в своей основе состоит из трех частей:

1) формирование ЕДИНОГО для старта размышлений

2) СТАНОВЛЕНИЕ теории (суть теории)

3) заключение, или СУЩНОСТЬ результатов теории

ЕДИНОЕ - СТАНОВЛЕНИЕ - СУЩНОСТЬ

Это три базовые категории любой теории. В каждой теории эти три категории обретают свою уникальную индивидуальность, представленную в виде множеств конкретных рабочих категорий. 

 

Аватар пользователя Vladimirphizik

Маразм крепчает. Борчиков уже принципиально уничтожает мои комментарии в своих темах. Позволил себе написать критическую заметку в его новой теме, где он явил миру закон новооткрытого достаточного основания, как тут же последовала репрессия. А ведь мое сообщение было предельно лаконичным. Я написал, что тема - фуфло, поскольку достаточность - это минимальная необходимость. Достаточность, как и универсальность с уникальностью, предполагает "работу" со множествами. Если есть необходимые основания для чего-то, то минимум необходимых оснований и будет достаточными основаниями для этого "что-то". Но, как ни странно, в теме Борчикова об этом нет и речи. Зато есть такое (часть комментария)?

Сергей Борчиков, 23 Январь, 2021 - 12:06, ссылка

Формула закона достаточного основания

Несколько дней ломал голову над текстом Михаила Кормина (ссылка) и не скажу, что его окончательно осилил, к тому же точно не смог сделать приложения к заявленным там классикам: Пармениду, Платону и Аристотелю. Но жду, так как Михаил обещал это эксплицировать.

Однако  с одним весьма и весьма эвристическим выводом – формулой ЗДО – полностью согласился, тем более что и сам уже пару десятилетий иду по этому же пути. Правда, чуть с другой стороны. Тем и важна одновременность открытия.
Итак, формула закона ЗДО у Михаила:  

Кормин Михаил, 2 Июнь, 2020 - 08:31, ссылка

Это дает возможность отобразить формализованный закон достаточного основания Лейбница в форме закона исключенного третьего и  запрещенного противоречия.

(S → P) v (S ← P) = 1

(S → P) ^ (S ← P) = 0

Если отбросить вторую формулу, которая не есть закон, т.к. = 0, а лишь накладываемое ограничение, коих может быть множество, и употребить нейтральные буковки а и b, то получим из первой форулы:

(а → b) v (а ← b)

Очень красиво и лаконично: дизъюнкция импликации и репликации дает достаточное основание.

Я пришел к той же формуле путем следующих рассуждений. Если есть некое «а» и выяснена его причина «b» и если затем воспроизвести «b» и из него последует «а», то причина «b» – достаточное основание. По формуле:

(а → b) v (b → а)

Словесное пояснение аналогично: дизъюнкция отношений причины и основания всегда истинна и являет закон достаточного основания.

Поскольку речь идет о минимуме необходимого, то должна присутствовать операция вариации, как это принято в математике и физике. 

Рассмотрим некоторое пространство {\displaystyle X}X, на котором задан функционал {\displaystyle f(x)}f(x), и {\displaystyle V}V — пространство некоторых параметров. Под вариацией аргумента {\displaystyle x_{0}\in X}x_{0}\in X, понимают обычно кривую {\displaystyle x(t,\;v)}{\displaystyle x(t,\;v)}, где {\displaystyle \alpha \leqslant t\leqslant \beta }{\displaystyle \alpha \leqslant t\leqslant \beta } при {\displaystyle \alpha \leqslant 0}{\displaystyle \alpha \leqslant 0}, {\displaystyle \beta \geqslant 0}{\displaystyle \beta \geqslant 0} и {\displaystyle v\in V}v\in V, в пространстве {\displaystyle X}X, проходящую через {\displaystyle x_{0}}x_{0} в определенной близости от ограничений, причём {\displaystyle x_{0}}x_{0} соответствует значение {\displaystyle t=0}t=0. Таким образом, когда {\displaystyle v}v пробегает множество всех параметров, вариации пробегают определённое семейство кривых, исходящих из точки {\displaystyle x_{0}}x_{0}.

В конечномерном и бесконечномерном анализе, начиная с первой работы Ж. Лагранжа, обычно применяются вариации по направлениям, когда {\displaystyle V=X}{\displaystyle V=X} и {\displaystyle x(t,\;v)=x_{0}+tv}{\displaystyle x(t,\;v)=x_{0}+tv}. В этом случае вариацией называется вектор {\displaystyle v}v. Но это не единственный случай вариаций, так в геометрии, в вариационном исчислении и в особенности в теории оптимального управления применяются, например, ломаные вариацииигольчатые вариации[2]вариации, связанные со скользящими режимами[3].

Выбор пространства вариаций и построение самих вариаций является важнейшим элементом для получения необходимых условий экстремума.