Владлен В.К. Нетривиальный взгляд на эволюцию

Информация
Год написания: 
2018
Систематизация и связи
Натурфилософия
Эволюционизм
Диалектика
Термины: 

Читателю, тяготеющему к философскому осмыслению естественнонаучного, гуманитарного, а также междисциплинарного знания и разного рода информации, наверняка, приходилось задумываться над тем, что в основе реальных процессов лежат и управляют окружающим миром глубинные закономерности, отличные от тех, которые обнаруживаются на поверхности и воспринимаются, как само собой разумеющиеся. Речь идет о неких объективных фундаментальных отношениях, обусловливающих, в том числе, функционирование и структуру экономики, политики, науки, культуры и прочих аспектов жизни человеческих сообществ.

На основании многолетнего отслеживания открытий и достижений в разных областях естественных и гуманитарных наук, осмелюсь констатировать, что до сих пор повсеместно идет, главным образом, лишь накопление и механическое "складирование" фактического материала, и нет пока ни одной перспективной, содержательной и объединительной идеи, позволяющей, наконец, осознать, – что же, на самом деле, представляют собой наблюдаемые и "складируемые" феномены. Иными словами, все острее ощущается необходимость в цельной и адекватной модели всего того, что существует, развивается, эволюционирует. Полагаю, вряд ли кто-то станет возражать по поводу того, что знание и понимание упомянутых объективных закономерностей способствовало бы повышению точности анализа и прогнозирования (на основе этого анализа) хода реальных событий.

Ниже представлен несколько нестандартный взгляд на принципы организации живой и неживой природы, на истоки и направленность эволюции, после ознакомления с которым у читателя, интересующегося подобными вопросами, может появиться (как хотелось бы надеяться) мотивация к критическому переосмыслению существующих (сложившихся) мировоззренческих установок и к пересмотру методов анализа добываемого фактического материала и информации, что и выразится, в конечном итоге, в повышении эффективности познания и прогнозирования развития реальности.

Это, пожалуй, наиболее цельная и адекватная концепция из имеющихся на сегодняшний день, охватывающая области интересов многочисленных научных коллективов и позволяющая, в том числе, постигать принципы корректного прогнозирования развития реальности, которое (развитие) осуществляется, во многом, путем инверсии ("оборачиванием" ролей, "оборачиванием" методов, "оборачиванием" понятий, – согласно образным выражениям К.Маркса). 

Итак, вниманию читателя предлагается "тезисный" вариант концепции, рассматривающей систему естественнонаучных взглядов и представлений об эволюционном движении и развитии реальности с позиции неявных, но объективных глубинных закономерностей (отношений), лежащих в основе этих взглядов и представлений.

***

Традиционно о движении и развитии чего бы то ни было, говорят, в первую очередь, и, прежде всего, как об изменении. Ничто не остается сколь-нибудь надолго себе равным и тождественным.

В то же время, об изменениях невозможно говорить отстраненно, как о чем-то изолированном и вне связи с уже существующим.

Изменяются звезды, планеты, океаны, реки, горы; еще быстрее и разительнее меняются растения, животные, люди и продукты человеческой деятельности. Иными словами, изменения не бывают отвлеченными и автономными, а всегда привязываются к тому, что существует, – к объектам, процессам, явлениям, т.е. к какой-то уже существующей (имеющейся) основе. При этом отделить изменяющееся от существующего, т.е. изменение от основы, ни практически, ни теоретически не представляется возможным, что и заставляет, что и вынуждает говорить о движении и развитии любого объекта, процесса, явления, как о производном некоторого симбиоза –  изменения и основы.

В общем виде о таком симбиозе можно и удобнее всего говорить в терминах отношения {содержание/форма}, т.е. в понятиях категориального аппарата, достаточно глубоко разработанного до нас выдающимися нашими предшественниками. О движении и развитии любого объекта, процесса, явления можно говорить как о содержательном изменении его формы. Имеющие место в реальности содержательные изменения проявляются через изменяющиеся формы. Действительно, если скрупулезно проанализировать происходящие в нашем окружении (равно, как и в нас самих) изменения и превращения, можно увидеть, что за всеми изменениями и превращениями в неявном завуалированном виде обнаруживается единый по своей сути процесс движения некоторой “содержательной активности” через ряд, цепь, последовательность изменяющихся “форм”.

Во избежание разночтений приведем общеизвестную (хрестоматийную) характеристику понятий содержание и форма. Содержание – определяющая сторона целого, совокупность и единство всех его составных частей, его свойств, внутренних процессов, противоречий, тенденций; форма есть способ существования и выражения содержания. Во взаимоотношении содержания и формы, содержание представляет собой динамичную сторону целого, а форма охватывает систему его устойчивых связей. Отношение содержания и формы характеризуется единством, доходящим до их перехода друг в друга, однако, это единство является относительным. Содержанием является не сам по се­бе субстрат, а его внутреннее состояние, совокупность процессов, – и в этом смысле само содержание выступает как процесс. Понимание же формы предполагает рассмотрение ее как развивающейся и становящейся структуры.

Содержание, будучи активной стороной, представляет собой подвижную (как правило, внутреннюю) составляющую отношения и символизирует собой движение, изменение (порой достаточно скрытое, завуалированное). По большому счету, движение не возникает и не исчезает, как не исчезает и не возникает содержательная активность, содержательная составляющая; последняя просто меняет формы-уровни в процессе взаимодействия с другими формами разных уровней, что и воспринимается человеческим сознанием как движение в том или ином виде, движением того или иного уровня. Форма при этом, как пассивная внешняя сторона, следует за активным внутренним содержанием.

Как активной стороне-составляющей, содержанию внутренне присущ некий импульс, стимул, побуждение, мотивация к изменению, движению, развитию. Этим, в первую очередь, активная содержательная сторона и отличается от стороны форменной пассивной. Тогда само изменение, движение, развитие не возникает вдруг и не появляется как некий отдельный, обособленный и независимый элемент, а оказывается производным или следствием взаимодействия неравных, неодинаковых сторон-составляющих в их отношении и стремлении сравняться, отождествиться и стать друг другом.

Чрезвычайно важна в этой связи точка зрения Гегеля на взаимоотношение понятий содержание-форма, который полагал, что "…содержание не бесформенно, а форма в одно и то же время и содержится в самом содержа­нии, и представляет собой нечто внешнее ему, что сводится к абсолютному отношению между формой и содержанием, а именно – пе­реходу их друг в друга так, что содержание есть не что иное, как переход формы в содержание, а форма – переход содержания в форму".

Таким путем составляющие в отношении {содержание/форма} взаимодействуют друг с другом, а точнее, как бы “живут” стремлением стать друг другом и поглотить друг друга полностью и без остатка, стремлением обратиться в тождество друг другу, стремлением ко взаимопереходу, взаимопроникновению, взаимопревращению, взаимовыражению.

Поскольку ни выделить, ни отделить содержание от формы (применительно к конкретным объектам, процессам, явлениям) просто невозможно, постольку наиболее продуктивно, рационально и корректно можно говорить лишь об отношении двух этих взаимопроникающих составляющих (компонентов) или сторон конкретных объектов, процессов, явлений.

В таком свете, всякий объект, процесс, явление – это отношение его сторон или составляющих {содержание/форма}, и, в конечном счете, здесь важна не каждая сторона-составляющая сама по себе, а именно их отношение; развитие же любого объекта, процесса, явления – это выражение или представление изменяющегося содержания посредством изменяющихся форм, и, в конечном итоге, это процесс становления и проявления каждой такой формы в виде определенного соотношения упомянутых сторон-составляющих (с возможностью выражения и репрезентации указанного соотношения, в том числе, и в математическом или цифровом виде).

На фоне и в терминах этих представлений обретает мало-мальски оформленный вид следующая простая идея: все, что мы видим, слышим, ощущаем; все, чем и о чем мыслим, т.е. все то, что нас окружает, включая и нас самих, – это различные образования-формы разных уровней, в которые облекается некоторая содержательная активность при своем движении с уровня на уровень. Такие образования-формы представляют собой диполи (спирали) из двух полюсов (двух ветвей), один (одна) из которых является содержательной активной стороной-составляющей диполя (спирали), второй (вторая) – его (ее) пассивной форменной стороной-составляющей; в философском аспекте упомянутый диполь (спираль) подобен отношению двух абстрактных понятий {содержание/форма}. Примерная наглядная модель такого диполя-спирали представлена на рис.1.

Продолжая отталкиваться от реальных отношений и, на них основываясь, следуем в своих рассуждениях далее. Содержательная составляющая, будучи стороной активной, стремится выйти из-под контроля любой и всякой формы, ее охватывающей и содержащей, однако, не имея возможности реализоваться иначе, чем, опять-таки, через какую-либо форму, вынуждена, всякий раз облачаться в очередную, неотступно следующую за ней изменяющуюся новую форму. Взаимодействуя между собой, диполи-формы разных уровней порождают диполи-формы новых уровней. В перспективе и предельном выражении этот процесс принимает вид нескончаемой погони содержательной составляющей (содержания) за движущейся и развивающейся таким вот тривиальным образом самой этой же содержательной составляющей. 

Модифицируя и адаптируя в русле только что сказанного первоначальную модель (рис.1), приходим к следующему ее виду, вплотную приближающему нас к пониманию направленности течения и развития всех реальных процессов, т.е. вектора развития чего бы то ни было. В более или менее лаконичном виде формулировка направленности развития выглядит следующим образом:

 

развитие содержания осуществляется в направлении исчерпывающего охвата, поглощения, усвоения, ассимиляции, выражения, постижения самого же развивающегося таким образом содержания.

 

Обозначим эту формулировку символом "@" для удобства дальнейшего с ней обращения.

Означает же эта формулировка примерно следующее: все, что существует и развивается, имеет направлением своего развития и существования охват, поглощение, усвоение, ассимиляцию, выражение и постижение себя же существующего и развивающегося.

Таким образом, речь идет об описании бесконечного процесса содержательного движения, реализующегося путем последовательных приближений к исчерпывающему выражению самого же содержательного движения; тем самым, концептуально-абстрактным языком описывается многоуровневая самонаворачивающаяся” спираль, моделирующая развитие многоуровневой реальности.

Внутри концептуальной (понятийной) формулировки "@" в снятом (как говорят философы) виде "упакованы" и активность (движение-развитие), и направленность этой активности (движения-развития), и противоречие (как источник всякого движения-развития), и законы диалектики и т.д., и т.п.

По существу же таким образом сформулирован общий, единый внутренний принцип саморазвития (самодвижения, самоорганизации), неявный или явный намек (а, в иных случаях, твердая убежденность) на существование которого присутствует в представлениях и высказываниях огромного числа ученых, исследователей, философов прошлого и настоящего, посвятивших себя изучению и толкованию окружающего мира и его эволюционного движения.

Вот почему все реальные процессы имеют спирально-циклический характер!!! С другой стороны, именно такой характер взаимодействия основополагающих сторон-составляющих указанного отношения и обеспечивает новизну, неповторимость и необратимость развития и эволюции форм, а также неисчерпаемое многообразие последних.

Излишне упоминать о том, что представления о спиральном движении и спиральном развитии стары как мир, и в этих представлениях нет никакой новизны. Новое и любопытное – в описании "механизма", продуцирующего спирально-циклическое движение, т.е. в описании функционирования внутреннего источника подобного движения.

Широко известно изречение Гераклита по поводу того, что все течет, все изменяется. Но куда все это течет и изменяется, – до сих пор ясных представлений не имелось. Только сегодня открывается возможность отвечать на этот вопрос более или менее вразумительно, сегодня мы можем осмысленно определиться с вектором этого всеобщего движения: всюду и всегда имеет место тотальное многоуровневое движение в сторону достижения наивысшего уровня содержательности; поголовно всё охвачено (пронизано) движением (стремлением) в направлении обладания наивысшей содержательностью. Этим вектором всеобщего движения определяются смыслы и цели жизни, истории, развития, эволюции и т.д., т.е. бытия и существования чего бы то ни было, в каких бы то ни было формах.

Формулировка принципа саморазвития "@" дает представление об "единонаправленности" и "многоуровневости" развития, т.е., во-первых, об уникальности каждой из возникающих и развивающихся форм-уровней (что принципиально нивелирует "центризм" какой бы то ни было формы, включая, и "биоцентризм", и "антропоцентризм", и "социоцентризм" и пр.), и, во-вторых, об универсальности механизма движения-развития всех этих форм на своих уровнях (что, наконец-то, "перекидывает" долгожданный "мостик" между уровнями неживого, живого и мышления, крайне востребованный и необходимый для формирования цельных и адекватных представлений о мире).

Осознавая тотальную унитарную направленность всех реальных процессов, необходимо, тем на менее, понимать и принимать во внимание, что на каждом своем уровне движения, активная содержательная составляющая (содержательность) имеет свои особые (специфические) формы представления (выражения):

А). На уровне “неживой природы” – это, как правило, энергия звезд и Солнца (свет, тепло, радиация, гравитация, высокоэнергетические частицы…), электрическая энергия, химическая энергия окислительно-восстановительных реакций и т.п.;

Б). На уровне “живой неодушевленной природы”, в дополнение к вышеназванным в п.А, – это питательные вещества (из состава почвы, воды, воздуха, продуктов горения, – как производных вышеуказанных видов энергии), растительная и животная пища, ток крови, нервно-психическая активность, генетическая матрица и пр.;

В). На уровне “человеческой и социальной природы”, в дополнение к вышеназванным на двух предыдущих уровнях А и Б, – это топливо (уголь, нефть, газ и их промышленные производные), полезные ископаемые, человеческий ресурс (мускульная энергия, идея, понятия, духовные и нравственные силы, творческий и интеллектуальный потенциал), инструмент, деньги, капитал, финансовые и информационные потоки и т.д. Иными словами, на уровне человека и социума та же содержательная активная составляющая циркулирует в виде форм, перечисленных в двух предыдущих пунктах (А и Б) плюс формы всевозможных продуктов человеческой деятельности и мышления. 

В силу  отмеченной выше неисчерпаемости взаимосвязи содержательной и форменной сторон-составляющих в отношении {содержание/форма}, какой бы относительной самостоятельностью не обладала содержательная составляющая, тем не менее, и она не может проявить (и проявлять) себя иначе, чем через форму. Поэтому, несмотря на лидерство и кажущуюся автономность активной содержательной стороны на всех вышеперечисленных уровнях развития, в качестве содержательной составляющей на любом из уровней могут выступать (и потому, под этой составляющей понимаются и подразумеваются) опять-таки, лишь формы (такова суть "вечного проклятия", наложенного на содержание – быть отягощенным формой, если перефразировать известное выражение Маркса об отношении духа и материи). Таким образом, в обоих случаях (как в случае активной "содержательной" составляющей, так и в случае пассивной "форменной" стороны) приходится иметь дело с изменяющимися и развивающимися формами, под которыми следует понимать различной степени содержательности всевозможные структуры и образования разных (объективного и субъективного) уровней реальности (как в макро-, так и в микроскопическом исполнениях).     

Как это можно видеть на основании анализа формулировки принципа развития, вопрос о сути развития не исчерпывается пониманием развития как усложнения форм, или как действия великого биологического закона усложнения, или как причинного непрерывного усложнения материи и т.п. (эти господствующие в ученой среде объяснения и определения сути развития способны сегодня удовлетворить, разве что, домохозяйку); суть же всякого развития состоит в достижении формами разных уровней развития наивысшей для каждого уровня содержательности, что и выражается (и обеспечивается) движением форм в направлении обладания максимально возможной содержательностью на своих уровнях.

Сформулированный принцип саморазвития "@" – универсален; ему подчинены, им "управляются" и "руководствуются" все процессы без исключения на всех известных нам уровнях реальности: на уровне "неживой" природы, на уровне природы "живой неодушевленной" и, наконец, на уровне человека, человеческого мышления и социума, – что может быть подтверждено и интерпретировано разнообразным фактическим материалом, в том числе, и простыми примерами из повседневной жизни.

Объективно обусловленное движение "@" в сторону прироста содержательности любой и каждой из форм, что характерно, как уже отмечалось выше, для всех уровней-форм без исключения, неизбежно сопровождается тотальной конкуренцией форм (как если бы речь шла об участниках забега к одному финишу). Не имея иных источников для пополнения и прироста своего содержания, кроме как другие подобные же формы, все формы во имя обеспечения собственного движения и развития вынужденно вступают в жесткую конкурентную борьбу “за выживание” с окружающими их формами, исходом которой оказывается либо продолжающееся развитие, либо гибель и “растаскивание” на части (поглощение и ассимиляция конкурентами) той или иной формы. Регресса, по большому счету и в глобальном масштабе, не существует. В силу взаимной тотальной, всеобщей и поголовной конкуренции форм, стремящихся к одной "цели", каковая определятся опять же принципом саморазвития "@", формы крадут и "подворовывают" друг у друга все, что "плохо лежит". Как показывает опыт многочисленных и многолетних наблюдений, когда "хиреет" и "умирает" одна форма – где-то поблизости (внутри или снаружи) начинает "полнеть" и "процветать" другая. Стагнация или регресс какой-либо формы означает прирост содержания у какого-либо из ее соседей (а, может быть, и не совсем соседей). Как только у какой-либо формы на каком-либо ее подуровне существенно "перехватывается" инициатива, сразу же начинается "растаскивание" содержания этой формы на всех прочих ее подуровнях и подподуровнях, – вплоть до полной ликвидации этой формы и ассимиляции ее содержания другими формами. Таким образом, всеобщего и поголовного регресса не бывает, – всегда и всюду имеют место лишь содержательно-форменные трансформации (или, говоря привычным "школьным" языком, – превращение, переход содержательной энергии из одного вида в другой, т.е. с уровня на уровень), при которых упадок или потеря содержания одной формой является показателем или признаком "перехвата" этого содержания и приобщения его к себе другой формой. Какая из форм, какого уровня, на каком участке или этапе своего развития выстоит в непрекращающейся конкурентной борьбе и продолжит (возможно, еще более интенсивно, со “скачком”) свое дальнейшее развитие, а какая исчезнет навсегда, – предсказать чрезвычайно непросто. Вот почему процесс эволюции форм не имеет видимости прямой столбовой дороги и не подпадает под определение строго “древовидного” процесса, а реализуется способом “прерывистого градуализма” с воссозданием и воспроизведением “мозаичной” картины развития. Вот почему любой и каждой из существующих и развивающихся форм (в том числе и человечеству при столкновении с так называемыми вызовами и угрозами со стороны, как прочих форм окружающего мира, так и самого человека) приходится ежемоментно доказывать свою конкурентоспособность, состоятельность и право на дальнейшее существование и развитие.

Человек с его мышлением – образование многоуровневое, а потому и чрезвычайно противоречивое, как противоречива сама развивающаяся реальность, именуемая Природой, поскольку и Природа, и человек (как порождение и продолжение Природы), есть не что иное, как разных уровней и разного содержательного наполнения отношения тех же вездесущих сторон-составляющих {содержание/форма}. На этом основании вполне объяснимы имеющие место в действительности соперничество и противостояние (порой, до взаимного неприятия и полного "раздрая" с самим собой) человека исчисляемого, дискретного и ограниченного (по форме) с человеком  неисчислимым, непрерывным и бесконечным (по содержанию). Дополнительная сложность понимания проблемы заключается и в том, что ни та, ни другая сторона-составляющая не существуют в чистом виде; все настолько переплетено между собой и свернуто в такой безобразный клубок, что для корректного распутывания упомянутого клубка требуется вселенское терпение и образцовая аккуратность.

Особо следует отметить, что принцип саморазвития – "слепой", и это непосредственно следует из содержания его формулировки "@". Оттенки целеполагания и целесообразности целевых установок появляются и проявляются лишь на весьма определенных уровнях реализации этого принципа, начиная с уровня высших животных, где интенсивность содержательно-форменных трансформаций существенно выше интенсивности подобных же трансформаций на предшествующих уровнях.

Сам упомянутый принцип остается тем же ("сквозным") для всех форм-уровней содержательного движения – меняются лишь формы реализации этого принципа на разных уровнях вследствие роста интенсивности содержательно-форменных переходов (т.е. роста интенсивности изменения и смены форм при переходах с уровня на уровень).

Так, Вселенная (как совокупность неживых и живых форм-образований, включая мышление) с позиции и в свете данной концепции – это гигантский, величественный, растянувшийся на миллиарды лет, многоуровневый (“многоэтажный”, "многоступенчатый") содержательно-форменный ПЕРЕХОД (точнее, цепь или последовательность переходных форм разных уровней) в известном уже направлении “@”  (т.е., в предельном выражении, мир, Вселенная – это и есть “самонаворачивающееся” СОДЕРЖАНИЕ “всеобъемлющего” масштаба, – см. наглядную упрощенную трехмерную модель процесса на рис.1, приблизительно воспроизводящую картину реальных "вселенских" отношений). Осознание этого обстоятельства, как бы, формально замыкает очередной “круг” познания и открывает новый этап-виток качественно иных исследований Вселенной и эволюционного движения.

Независимо от нас и наших желаний, такого же рода и характера взаимодействие и развитие сторон-составляющих отношения {содержание/форма} имеет место и в атоме, и в молекуле, и в живой клетке, и в растении, и в животном (включая и человека с его сознанием и высшей нервной деятельностью), и в социуме.

К слову сказать, при попытках отобразить или воспроизвести в мельчайших подробностях самый "интимный" и сокровенный момент взаимоперехода содержания в форму и наоборот, с помощью, например, карандаша и бумаги, – ваша рука непременно нарисует нечто, напоминающее яблоко, грушу, лист растения, сердце или чего-либо еще в подобном же роде (для пущей схематической наглядности можно порекомендовать к просмотру видеоролик http://youtu.be/V06B1mDMngI). Это обстоятельство позволяет усмотреть в действиях природы аналогичный по направленности процесс, а именно:  с упорным периодическим постоянством матушка "живая" Природа сама из года в год на протяжении сотен миллионов лет решает ту же задачу, которую вознамерились решить и вы. Яблоки, груши, желуди, зерна, семена, листья, трава, цветы, кусты, деревья, животные и т.д., и т.п. – все эти живые атрибуты очевидным внешним обликом своим и внутренней структурой указывают на единообразную (унитарную) направленность природных процессов и, одновременно, направленность эту "демаскируют"; надо лишь сделать небольшое усилие, чтобы осознать эту очевидность. И так же, как и вам, ей (Природе) никак не удается овладеть моментом содержательно-форменного взаимоперехода окончательно и бесповоротно, поскольку сама недостижимость, неосуществимость момента исчерпывающего выражения содержания формой, сама неопределенность этого момента (наличие, так называемой, "ступеньки" или "зазора" в месте предполагаемого замыкания "круга" и преобразования "круга в спираль", см. рис.1) – и есть главное условие, движущая сила, мотив, стимул, причина безостановочности, неистощимости и неисчерпаемости движения и развития всего сущего, т.е. существования чего бы то ни было, как такового. Момент неопределенности это также объективный элемент всякого развития.

Те же самые по направленности и алгоритму процессы протекают не только в растительном и животном мире (включая человека), но и в "неживой" природе. Аналогичным образом идут процессы (движение, перетекание и взаимопереход понятий и образов) и на уровне "мышления" (имей возможность таковое быть выделенным в "чистом" виде из всей совокупности переплетенных с ним, врастающих в него предшествующих и вырастающих из него последующих уровней). В кажущийся достигнутым уже миг "победы" (т.е. в момент полного и окончательного уразумения "сермяжной правды жизни") вдруг обнаруживается, что выразили вы и постигли вашим мышлением уже не то, что изощрялись сделать мгновением ранее, а стоите у истока чего-то другого, которое совсем уже не есть венец предыдущего, а является началом нового нечто; т.е. вас и ваше мышление просто выбрасывает на новый виток, на новый уровень, к новому пониманию, к уточненно-обновленным понятиям и представлениям, и вы вынуждены продолжать начатое движение в направлении постижения и оформления продолжающего ускользать содержания (в облике перспективной мысли или вожделенно-искомого смысла), но уже на новом витке и на новом уровне. И "обратной" дороги нет, поскольку по дороге "туда", в прямом направлении, вы и ваше мышление успели измениться, обрасти, обогатиться новыми содержательными подробностями, "стряхнуть" которые и вернуться в прежнее состояние нет никакой возможности.

Подобные по характеру процессы идут и в среде (на уровне) социума; причем, на примере развития социальных отношений это проступает особенно рельефно. Противоборство (конкуренция, соперничество), скажем, идеологических схем (идеологий) или геополитическое противостояние государств и народов, движение от однополярного к многополярному миру и наоборот, возникновение и разрешение революционных ситуаций – все это также относится к проявлениям развития отношений упомянутых содержательной и форменной сторон-составляющих (см. рис.1), но уже на ином уровне (на уровне социума – коллективно-организованного общественного сознания, свойственного большим группам людей) и, соответственно, в иных специфических формах.

Противоборство идей и идеологий – это  наивысший (с точки зрения человеческого сознания) уровень-форма содержательного движения из известных нам на сегодня форм-уровней. Разница в идеологиях, т.е. внешнее отличие конкурирующих и противостоящих форм-отношений, обусловливается внутренними функциональными отличиями активной и пассивной (содержательной и форменной) составляющих-сторон этих отношений. И для целого ряда индивидуумов и человеческих сообществ участие в таком противоборстве будет попривлекательней и попритягательней, чем интерес к результатам и следствиям движения и превращений на других, более "примитивных" (скажем, физиологических, включающих в себя стремление к сытости, физиологическим утехам, телесному комфорту) уровнях человеческого "Я". А потому стремление к идеологической победе, интеллектуальному или моральному превосходству, духовному величию во многих случаях берет верх и оказывается приоритетнее стремления к физическому благополучию. Везде и всюду, на всех уровнях без исключения, имеет место поголовная, тотальная конкуренция (от мягкой "спортивной" состязательности и соперничества до беспощадной борьбы) форм за обладание наивысшим уровнем содержательности; с позиции же человеческого мышления уровнем наивысшего ранга и полноты воплощения накопленной содержательности на сегодняшний день является, как раз-таки, идеологический уровень.

Исходя из данных представлений и понимания существа проблемы, оказывается проще строить адекватную модель противостояния и взаимодействия двух антиподов (двух полюсов, двух ветвей витка спирали развития, см. рис.1) в их отношении противоборства (конфликтов, войн) и одновременной теснейшей взаимосвязи друг с другом; на этом же основании легче прогнозировать и направлять усилия конкурирующих человеческих сообществ в сторону достижения баланса интересов, социальной справедливости и гармонии.

Вся Природа, весь мир на протяжении своего существования решает, фактически, все ту же, и одну и ту же задачу – исчерпывающего выражения развивающегося содержания движущейся формой, спирально восходящей посредством каких-либо своих элементов (отростков, ответвлений, завитков), – а окончательного решения этой задачи как не было, так и нет (совсем по Пушкину: нет правды на земле, но нет ее и выше). Чтобы увидеть это всепоглощающее (всеохватывающее и всепронизывающее) движение, требуется лишь пристальней взглянуть на окружающий нас мир, равно, как и на нас самих.  Тем более что мышление уже "беременно" данной концепцией; рано или поздно этот подход будет положен в основу нового миропонимания. Человечество вынуждено будет переходить к практическому применению новой модели во имя обеспечения собственного выживания, как отдельного определенного уровня-формы, в конкурентной борьбе и взаимодействии со всеми прочими окружающими его формами-уровнями. Год от года все более рельефно демонстрируется это стремительно растущей экологической зависимостью и уязвимостью человека; ведь следование императиву поддержания экологического равновесия в системе {человек/природа} есть не что иное, как мучительный поиск человеческим мышлением оптимального (т.е. наиболее содержательного для данного уровня-этапа развития) диалектического соотношения между компонентами в том же общем абстрактном отношении {содержание/форма}.

Фактически же, этот подход свидетельствует об ограниченной применимости и "преходящести" господствующей ныне антропоцентрической (в том числе, и социоцентрической, и богоцентической – как будет угодно) модели мира, и о необходимости перехода к другой, более цельной и адекватной его модели. Более того, вне данного подхода человечество не сможет даже корректно развязать узел усугубляющихся внутренних противоречий и "разрулить" противостояние сторон-составляющих в отношении {запад/восток}, а не то, что эффективно конкурировать с формами-уровнями внешнего своего  окружения (из состава планетарной природной среды, а затем, ближнего и дальнего космоса). И, наконец, данная концепция выбивает почву из-под ног любого и всякого фанатизма и терроризма: нет объективных оснований ни для какой исключительности и "богом избранности". Фашизм, религиозный фундаментализм, "американская исключительность" или "бендеровщина" (подразумевающие мифическое или иллюзорное расовое, религиозное, интеллектуальное или любое другое превосходство одной нации или конфессии над другой) базируются на чрезмерной абсолютизации и необоснованном "центризме" своей формы. Никакая же исключительность не осуществима в принципе по причине ограниченности и преходящего характера любой и всякой формы; этот вывод нужно доказательно доводить до сознания людей, чтобы ликвидировать тем самым мировоззренческую безграмотность. 

Отмечаемое взаимодействие и движение реализовывалось, реализуется и будет реализовываться всегда и всюду: человечества уже не будет, а взаимодействие составляющих-сторон отношения {содержание/форма} и развитие этого отношения (т.е. содержательно-форменное движение) в известном направлении, определяемом формулировкой "@", никогда не иссякнет в силу неистощимости своего внутреннего принципа-источника, т.е. в силу внутренней и внешней "несовпадаемости" компонентов отношения и их противоречивости. И природа, и характер течения всех без исключения процессов на Земле, вне Земли и в высокоорганизованной сфере человеческого мышления всё это только подтверждают.

"Алгоритм" развития – общий и универсальный для всех уровней-форм, от фотона до самых замысловатых понятийных схем и конструкций в головах отдельных индивидов: новое содержание всегда будет стремиться оформиться (обрести новую форму), а формы – наполниться, обогатиться новым содержанием. Отсюда – вихрь, спиралеобразное движение всего и всея. Концепцией лишь подмечается эта особенность, подмечается типовой, стандартный характер хода вещей на всех уровнях: универсальное, обобщенное отношение {содержание/форма} облачается в каждом конкретном случае в свою конкретную форму и сквозным образом шествует через уровни-формы в направлении замены форм на все более и более содержательные.

За каждым конкретным отношением из ряда таких, к примеру, конкретных отношений, как:

{движение/покой}, {время/пространство}, {ускорение/тяготение}, {энергия/масса}, {поле/вещество}, {непрерывность/дискретность}, {волна/корпускула}, {отрицательный заряд/положительный заряд}…, {семя/плод}, {самец/самка}, {мужское начало/женское начало}, {жизнь/смерть}…, {личность/общество}, {политика/экономика}, {либерализм/консерватизм}, {предприимчивость/инертность}, {интуиция/знание}, {субъективное/объективное}, {абстрактное/конкретное}…, {функция/структура}, {процесс/результат}, {изменение/основа}, {активное начало/пассивное начало} и т.д., и т.п., –

прячется абстрактное отношение сторон-составляющих {содержание/форма}. И теперь исследование перспектив изменения, движения, развития нескончаемого числа разнообразных отношений, образующих и обусловливающих существование различных областей реальности, может вестись уже с пониманием существа этого движения, то есть более эффективно.

На фоне развития и движения подобного рода отношений становится яснее и очевиднее роль и назначение самой диалектики – как искусства поиска и выявления корректного соотношения (или сбалансированного положения границы раздела) между сторонами-составляющими в их конкретных отношениях, обусловленного (речь идет о корректном соотношении), всякий раз, определенным этапом развития каждого конкретного отношения (т.е. определенным местоположением его в цепи развития). Пока и до сих пор указанная задача (определения корректного соотношения между сторонами-составляющими в конкретных отношениях) решалась и решается исключительно интуитивно, на ощупь, эмпирически… Концепция же предлагает делать это более осознанно, с привлечением огромного потенциала человеческого мышления, обеспечивая, тем самым, конкурентоспособность человечества в противостоянии и противоборстве с другими, соперничающими с ним, формами-уровнями.

Таким образом, все частное и конкретное – это отдельные формы, в которые "рядится" рассматриваемая нами обобщенная абстрактная форма отношения {содержание/форма} в процессе своего эволюционного движения "@" через уровни.

Непостижимые доселе феномены природной симметрии “левого” и “правого” (несовпадение, противостояние и взаимодополнение друг другом симметричных частей целого, и не только в случае зеркальной, “хиральной” или круговой симметрии, а и в случае иных типов симметрии, включая и специфические симметрии физики элементарных частиц и квантовой механики), феномены всевозможных “периодических законов” и "подобия" (в том числе, и, так называемые, “фрактальность” и “антропный принцип”), феномены взаимодействия электрических зарядов и явления электромагнитной природы, формулировки различных законов сохранения и условий достижения равновесия или баланса величин (составляющих-сторон) в разных областях реальности, – также скрывают в глубине своей присутствие и развитие спирально-циклических содержательно-форменных отношений известной направленности.

[Знакомство с концепцией позволяет иными глазами взглянуть и на, так наываемые, "циклы" Кондратьева, и на "циклы" Чижевского, и на Периодический закон Менделеева, и на истинные корни холизма и "тектологии" Богданова, и на феномены "подобия", и на смысл "золотого сечения", и на суть "мировых констант", и на многочисленные физические "законы сохранения" (вещества, энергии, количества движения, заряда, четности, странности…), и на гендерные отношения, и на симметрию (асимметрию) мира и т.д., и т.п.]

Ничего в этом мире нет, кроме отношения двух тривиальных сторон-составляющих и их спирального движения (при взаимодействии) через уникальные, неповторимые содержательные формы-уровни. Этот принцип развития мира работал, работает и будет работать всегда, потому что иное просто не "предусмотрено" и не "заложено" изначально! Сформулированный принцип саморазвития внутренне, естественно и органично присущ как нам (человеку), так и всему нашему окружению. Лежащие в основе всех реальных процессов объективные содержательно-форменные трансформации, описываемые в данной статье, не только объясняют спирально-циклический характер этих процессов, но и позволяют прогнозировать перспективу их развития.

Можно привести множество примеров, интерпретирующих действие сквозного единого принципа саморазвития на разных уровнях содержательно-форменного движения: этот внутренний принцип зажигает и гасит звезды, вращает Землю, перемещает по поверхности планеты массы грунта, воды и воздуха; он же прячется за внешним видом вихревых (спиральных) атмосферных и океанических течений и образований (хорошо различимых на метеоснимках из ближнего космоса), процессов вулканической природы, процессов образования и формирования планет, звезд, галактик, туманностей (на фотоснимках дальнего космоса в подавляющем большинстве случаев бросаются в глаза узоры из спиралевидных нитей так называемого межзвездного и межгалактического вещества); этот же принцип стоит за превращениями химических элементов при смене или потере орбит валентными электронами на атомном и молекулярном уровнях; он же гоняет "по кругу" стада диких животных и стаи перелетных птиц; благодаря реализации этого принципа люди живут, общаются между собой, воплощают в жизнь свои намерения и планы. Всюду визуально и умозрительно отмечается спирально-циклический (спиралеобразный) характер реально протекающих процессов, за фасадом которого скрываются глубинные содержательно-форменные трансформации.

Мы, равно, как и всё наше окружение охвачены и, одновременно, пронизаны ("проникнуты") этим принципом, составляем его суть и представляем, олицетворяем его же в явлениях, находимся в его власти, ему подчинены и его же перманентно возобновляем и воспроизводим.  И никакого "внешнего" акта творения и управления со стороны какого-нибудь Создателя или Творца для осуществления, для реализации этого "внутреннего" принципа не требуется. Мир относительно прост и единообразен по своей сути (по принципу организации, механизму или алгоритму движения и развития содержания), но бесконечно сложен и многообразен в своих проявлениях по форме – вследствие естественного, невообразимого в деталях взаимозацепления, переплетения и врастания форм-уровней друг в друга при их взаимодействии и по мере их спирально-циклического движения-развития с уровня на уровень.

Более того, в свете излагаемой здесь концепции, всеобщий и всеобъемлющий Абсолют в форме вечной, неизменной, законченной и совершенной абстракции не осуществим в принципе, поскольку, все существующее, в конечном счете – это ПРОЦЕСС в гораздо большей мере, чем какой-то зафиксированный раз и навсегда результат, чем какое-то законченное образование, чем какая-то совершенная “конструкция”, чем какая-то “безгранично-беспредельная сущность” и т.д., и т.п. Вселенная, равно как и все ее отдельные элементы, делаются, воссоздаются, воспроизводятся и обновляются ежемоментно, видоизменяясь и существуя в виде изменяющихся форм (т.е., в предельном переходе, мир, Вселенная – это и есть “самонаворачивающееся” СОДЕРЖАНИЕ).

С оглядкой на сказанное, становится очевидным – каким образом следует относиться и к вопросу о познаваемости мира. Поскольку мир, Вселенная непрестанно и безостановочно “делаются”, “воссоздаются наворачиванием”, а не представляют собой этакий чемодан с книгами, то познание “делающегося”, ежемоментно “воспроизводящегося” мира – это, тем более, бесконечный и бесконечно увлекательный содержательный процесс. Как можно говорить о каком-то всецелом, полном и окончательном познании мира, если мир непрестанно “разворачивается” все новыми и новыми содержательными формами? В таком разрезе резоннее говорить о познаваемости и познании мира как о совершенствовании возможностей по предвосхищению такого “разворачивания” форм, по предугадыванию возникновения новых и тенденции изменения имеющихся форм, т.е. по прогнозированию грядущих событий и их последствий, – говоря обыденным языком.

Изложенные выше представления о развитии непосредственным образом связаны и с вопросом разработки методологии исследования и познания окружающего мира. Речь идет о создании более или менее универсальной формы-алгоритма исследования развития любых объектов и явлений в разных областях реальности. Выявленные общие объективные закономерности-отношения служат одновременно и единым (объединительным) основанием для всех имеющихся в настоящее время наук и областей знания. Отождествление процесса познания с процессом содержательного многоуровневого движения через смену форм-уровней в направлении "@" позволяет уверенно говорить о достижении некоторой осмысленности в осуществлении процесса познания.

Как это можно заметить, здесь описаны, в основном, общие принципы построения и развития реальности (реальных отношений). Само собой разумеется, невозможно без участия  профессионалов корректно адаптировать общие положения к многочисленным специфически-ориентированным областям знания. Эта часть работы по силам лишь "узким" специалистам. В то же время, знакомство с общими принципами значительно облегчит "узкому" специалисту разбирательство в существующем переплетении специфических форм-отношений разных уровней, относящихся к сфере его интересов.

***

Послесловие.

В наши дни широко распространено предвзятое и высокомерное отношение ко всему субъективному и идеальному. А между тем, каким иным путем, если не из идеального "конструирования" и субъективного восприятия отдельных индивидов выстраивается общезначимое и общепринятое в ходе последовательных приближений к воспроизведению самого, что ни на есть, объективного?

Не следует думать, что все вышеизложенное можно с легкостью отнести к разряду упражнений в построении пустопорожних идеальных абстрактных конструкций. Наиболее концентрированно на сегодня суть даже самой прагматичной концепции (теории, парадигмы и т.д.) может быть выражена только посредством понятийных формулировок, т.е. идеально. И в нашем данном случае, центральное место концепции, ее сердцевина – это понятийная формулировка "@". Область, сфера, среда, наконец, уровень идеального – это то "пространство", в которое современный человек выкладывает все самое значимое, самое содержательное, чем он только может на сегодня располагать. И цели, и методы, и решения, и заключения, и модели, и планы, и программы, и теории и т.д., и т.п. – это все из области идеального (хотя, уровень идеального – это тоже всего лишь форма очередного приближения к наиболее полному выражению содержания развивающейся реальности).

Еще один аргумент в пользу величия или значимости идеального для человека состоит в том, что без идеи и, в более широком смысле, вне идеологии человек попросту "оскотинивается", сводя свою жизнь к набиванию собственной утробы и отправлению естественных надобностей, т.е. к "зацикленному" существованию на "приземленных" уровнях.

Именно с опорой на выстраиваемые идеальные конструкции речь здесь ведется не о чем ином, как о перспективе развития человечества. Во времена, когда за бесконечно-рутинной повседневной цикличностью человек не видит никакого смысла в своей жизни и своем существовании, открывается возможность взглянуть на все это совершенно другими глазами. Каждый человек не просто способен, но обязан стать исследователем. В каждом из нас дремлет подсознательное стремление к тому, чтобы "изловчиться заглянуть за угол" (удовлетворяя свое врожденное любопытство), чтобы предугадывать наступление событий, чтобы прогнозировать и предвосхищать появление и развитие новых форм. Надо лишь активизировать это дремлющее природное стремление и придать ему новый импульс, т.е. осознанно вывести на новый уровень.

Нашему народу оптимизма не занимать. Однако до сих пор оптимизм в большинстве своем слыл качеством врожденным и бессознательным. Наступает время оптимизма осознанного и обоснованного. Все пока свидетельствует в пользу того, что наша страна вполне может стать лидером в определении стратегии гармоничного и сбалансированного развития человеческих сообществ. И данная концепция содержит в себе все признаки отправной точки для возрождения, обоснованного утверждения и воплощения национальной идеиидеи реализации справедливого общественного устройства.

Описанный здесь подход призван нацелить человека не просто на познание некоего испокон веков существующего мира, а предрасполагает к осмысленному исследованию всего того, что "делается", что воспроизводится, что воссоздается непосредственно здесь и сейчас – в режиме реального времени как в ближнем, так и дальнем нашем окружении.

На сегодняшний день существует миллион концепций мироустройства. Всяк строит собственную модель (картину) мира по-своему, исходя из знаний и опыта как своего, так и предшествующих поколений. Отсюда произрастают самые разные варианты миропонимания, ряд из которых оказывается в числе принятых общественным сознанием (доминирующих) моделей мироустройства. Будучи, на самом деле, разными приближениями к одному и тому же, многие из них поначалу, а возможно и очень длительное время, кажутся равнозначными – поди, знай, какой из вариантов точнее соотносится с развивающейся реальностью… Но лишь до тех пор, пока не начинаются явные сбои и невосполнимые потери при принятии решений и осуществлении соответствующих действий в русле следования той или иной общезначимой модели. И только тогда, когда на передний план выдвигается проблема выживания человечества (или, по крайне мере, его части), во весь рост встает вопрос оценки адекватности существующего миропонимания, т.е. оценки достаточности уровня (полноты) содержательности идеальной модели, избранной прежде в качестве путеводной звезды. Неадекватное (малосодержательное) мышление, имеющее основанием, в том числе, и ложные предпосылки, и искренние заблуждения, – рано или поздно рискует быть наказанным преждевременным (досрочным) прекращением существования и исчезновением самой формы человеческого мышления вследствие "растаскивания" ее на части, поглощения и ассимиляции этой формы конкурентами. Неадекватность восприятия мира ведет человека к катастрофе – хочется думать, что когда-нибудь эта мысль овладеет просыпающимся человеческим сознанием и станет актуальным (и привычным) его содержанием. Такая вот, отнюдь не безобидная роль у всякого, казалось бы, безобидного субъективного идеального.

Более развернуто и основательно (для особо пытливых умов) этот исследовательский подход описан в книге под названием "Распознать очевидное" (библиографические данные книги: К77 Распознать очевидное. Нетривиальный взгляд на эволюцию. Эссе / Владлен В.К. – Санкт-Петербург: Super Издательство, 2016 – 68 стр.).

Поначалу может испугать обилие используемых в тексте абстракций. Следует, однако, иметь в виду, что зависимость от абстракций (и частота обращения к ним) в последние годы только усиливается, что обусловливается растущей необходимостью абстрагирования форм представления знаний вследствие возрастания их содержательности (т.е. увеличения их "плотности" и "емкости"). И не случайно для этих целей применяются все более развитый математический аппарат и выстраиваются все более сложные (комплексные) матмодели.

На настоящий момент различными науками накоплен такой объем фактического материала, подтверждающего сформулированные выше концептуальные положения, что справедливость их вряд ли может быть поставлена под сомнение. Последнее обстоятельство дает некоторые основания полагать, что представляемая здесь мировоззренческая концепция оказывается на сегодня наиболее содержательной, цельной и адекватной.

 

Примечание автора.

Адекватность – верное воспроизведение в мышлении совокупности связей и отношений изменяющейся реальности.

Пренебрежение диалектикой – показатель неадекватности мышления.

 

ВложениеРазмер
fig1wordrus.doc89 КБ