Виталий Андрияш. Тайные знания. Эзотерическая теория творения в системе Вайшешика. Часть.3

Информация
Год написания: 
1921
Систематизация и связи
Онтология
Ссылка на персону, которой посвящена статья: 
Шри Ауробиндо

В предыдущих двух статьях мы рассмотрели природу первичной субстанции, которой является универсальное поле памяти. Поле памяти может находится  в двух состояниях: память с качествами или память которая помнит и осознает - Я Есть. Второе состояние поля памяти - память без качеств или в состоянии когда память  не помнит ничего - Несуществование.  Вот это трансцендентное  Я познавая само себя продуцирует знание в последствии проявляемое как творение.

 Трансцендентное Я по своей природе  есть триединство - Существование ( Я Есть), Сознание(способность различающего виденья) и Блаженство(осознание радости существования или эмоциональная окраска сознания). Трансцендентное  Я  когда все поле памяти помнит его получило название на санскрите Брахм (целостность), в русском языке ему соответствует термин Дух. Это состояние ничем не оганиченного Я, его еще называют состоянием единства. Когда часть поля памяти помнит Я Есть, а остальное поле памяти находится в без качественном состоянии ( не помнит),  это состояние на санскрите обозначают словом Атма, ( в русском языке мы можем назвать его ограниченное Я).  Атма образует двойственность Я и не Я, или память с качеством и память без качества( проще говоря часть памяти которая помнит Я на фоне памяти которая не помнит) Для наглядности это состояние можно смоделировать как круг света на темном фоне, где свет это  Я, темный фон, это память без качеств.

Также мы рассмотрели свойства  сознания ограниченного Я ( Атмы):

  1. Направление внимания  (на санскрите Дик).  Способность перемещать внимание по полю памяти порождает  способность осуществлять процесс познания.
  2. Способность осуществлять процесс познания – Ум ( на санскрите Манас). Состоит из трех гун, (качеств) – настоящий познавательный акт(сатва),  прошлый познавательный акт(Манас) и их сравнение(Раджас). 
  3. В результате познания Это Я и Это не Я и их сравнения обнаруживается новое знание это граница между Я и не Я получившая название Акаша (Эфир)
  4. Действие ума осуществляющего процесс познания приводит к осознанию, в результате его протекания,  последовательности состоящей из  -  прошлого, настоящего и будущего знания, что выражается в возникновении в сознании представления о времени (Кала).

Следующими мы проанализируем особые качества, обозначаемые на языке символов словами: Ветер и Огонь. Но прежде чем приступить к их рассмотрению необходимо опять сказать несколько слов о различии эзотерики, науки и философии в плане  предмета познания,  другими словами,  какая реальность выступает предметом их исследования.

Для этого рассмотрим современные представления о механизмах работы наших органов чувств. Все пять органов чувств работают на одном принципе. Нервные рецепторы как датчики, подвергаясь воздействию «внешних»  объектов вырабатывают электрический импульс, передаваемый по нервным волокнам в мозг. Если мы зададимся вопросом, какую информацию несет абстрактный электрический импульс, то ответ будет один  – любую. Все зависим от программы, которая будет его считывать, одна программа может его интерпретировать как одно, другая как совсем противоположное. Таким образом, воспринимаемый мир определяется программой, которая  создает его в нашем сознании.

Согласно философии Санкхья сознание можно условно разделить на две части: наблюдающую и наблюдаемую. Наблюдающую назвали Зритель (Пуруша), а наблюдаемую Природа (Пракрити). Для наглядности наблюдаемую часть сознания представим как экран на котором программа, работающая в нашем сознании,  рисует картины наблюдаемые зрителем. Наука считает эти картины, отражением материального мира (не удосужившись это проверить,) и изучает связи и закономерности в этих изображениях.  Эзотерика изучает работу самой программы и механизмы создания этих изображений на экране нашего сознания. Философия пытается эзотерические знания толковать с позиции опыта основанного на гипотезе отражения внешнего мира в нашем сознании, на том основании, что этот опыт присущ большинству населения и потому не требует критического анализа его достоверности. Поэтому современное философское толкование учения Вайщешика говорит о каких-то атомах, несмотря на то, что в древнем санскрите даже такого слова не было, это изобретение греческих философов. Но оставим философию философам и вернемся к эзотерической теории.

Как мы отмечали ранее, что означают понятия -  Эфир, Воздух(Ветер), Огонь и.т.д.  Ауробиндо Гхош описал в комментарии к Кена Упанишаде так;

1.Акаша – интенсивность вибрации, создающей устойчивый ритм, который является основой и непосредственной образующей всего формосозидания.

2.Воздух (Ветер) - соприкосновение или взаимоналожение движений сознательного бытия, которые образуют ритм.

3.Огонь – определение групировки соприкасающихся движений, их конфигурации.

Как видим это описание весьма туманно, единственное, что очевидно это то, что эти три качества относятся к формосозиданию. Другими словами представляют собой алгоритм для построения любой формы. Во времена Ауробиндо, наука уже открыла и использовала в технике этот алгоритм, но к нему эта информация, похоже, еще не дошла, поэтому он ограничился описанием духовного опыта.

Но мы можем использовать этот алгоритм для понимания сути процесса формообразования. Прежде чем перейти к описанию  процесса создания форм, необходимо напомнить, что представляет собой основа форы  - Акаша, о которой подробно мы говорили в предыдущей статье.

По определению Акаша это то, что существует при некоторых обстоятельствах и не существует само по себе. Например, как граница между светом и тенью, если мы уберем свет, то граница исчезает или уберем тень, граница тоже исчезает. Только при наличии двух она может существовать. Более сложный случай Акаши,  это когда мы наблюдаем Атму. Наглядно можно этот процесс смоделировать как наблюдение круга света на черном фоне. У наблюдающей части сознания (Пуруши) есть  свойство – направление внимания (Дик). Когда наблюдаемый круг света находится в центре внимания, он нам кажется, более ярким, чем когда он находится на краю поля зрения. Подобно тому, как солнце если на него смотрим прямо, нас слепит, если оно находится на краю поля зрения, то не кажется таким ярким. Очевидно, что перемещая направление внимания, при котором Атма перемещается в поле нашего зрения, с центра на периферию и обратно  мы получим в нашем восприятии видимость ее мерцания или вибрацию интенсивности качества сознательного бытия. Не судите строго мои слова, мы моделируем духовный опыт, а как известно все модели не совершенны. К этой модели мы еще вернемся при анализе природы времени, а сейчас важно понять, что Атма которая находится в абсолютном покое в процессе ее познания может, воспринимается в сознании познающего, как мерцающая или другими словами вибрирующая. Так в процесс познания возникает возможность перевода покоя в движение, точнее сказать в видимость движения.

Следует сказать, как наблюдаемая вибрация или, говоря научным языком волновой процесс, запечатлевается в памяти познающего. Память может фиксировать только статичные состояния, поэтому волновой процесс фиксируется в памяти как набор фотографических изображений Атмы разной интенсивности (яркости), подобный кругам света с различной яркостью. Математически это выражается в возможности описания периодических  функций рядами Фурье.

Суть понятий обозначаемых словами Ветер и Огонь легко понять, зная как строится изображение форм на экране телевизора. Для этого создается строка из точек различной яркости, Аналогичный процесс, происходящий в сознании, Ауробиндо описывает как «- соприкосновение или взаимоналожение  движений сознательного бытия, которые образуют ритм». Для этого из памяти извлекается набор изображений Атмы,  различной интенсивности, и строится  из них ряд соприкасающихся «точек» образующих закономерность расположения или другими словами ритм. Созданные таким образом строки сохраняются в памяти.

 Дальше на экране телевизора создается набор строк, создающий завершенную комбинацию точек различной яркости, которую мы воспринимаем как ту или иную форму. В сознании аналогичный процесс Ауробиндо описывает как «– определение группировки соприкасающихся движений, их конфигурации», для этого из памяти извлекается набор строк и группируется в порядке образующем конфигурацию той или иной формы. Эта способность ума получила название – ментальное конструирование.

Следует сказать несколько слов, почему на языке символов древние мудрецы для описания формообразования использовали слова огонь и ветер, здесь использован принцип подобия. Огонь освещает формы и делает их видимыми, с другой стороны огонь пожирает и уничтожает формы. Так и в процессе творения  все  формы в нашем сознании статичны, они становятся попеременно, то видимы,  то  исчезают, процесс протекает  с определенной частотой. Этот процесс приводит к возникновению в сознании иллюзии непрерывного движения форм, в науке этот психический феномен получил название эффект кинематографа . Эта иллюзия есть еще одно, более сложное проявление Акаши ( того что существует при определенных обстоятельствах и не существует само по себе). Ветер есть движение воздуха. Само по себе движение воздуха мы не видим, но мы можем наблюдать результат его движения (например,  пыль на дороге). Аналогично сами строки ни на экране телевизора, ни на экране сознания мы не видим. Но видим результат изменения  их группировок, как движение форм.

На конец, несколько слов о последовательности, которую в нашем сознании мы воспринимаем как  время. Философия кшаникавады (кшани – мгновение) говорит о мгновенности существования всего творения. Ее логика проста. Время состоит из прошлого, настоящего и будущего. Прошлое это то, что уже не существует, будущее еще не существует, реальным существованием обладает только настоящее. При этом настоящее должно быть статичным, иначе оно опять распадается на прошлое и будущее. Таким образом мир существует только в течении настоящего мгновения, затем  исчезает и в следующее мгновение возникает заново(подобно изображению на киноэкране). Механизм этого процесса мы рассмотрели при сотворении форм на экране нашего сознания.

Но в философии Санкхья, более подробно анализирующей время, ( комментарий Вьяса к сутре 3.13 Патанджали) говорится о трех формах времени, двух дискретных и одной непрерывной. Дискретные: Во первых - последовательность качественно определенных состояний,  это последовательность изображений форм  на кадрах возникающих на экране нашего сознания. Во вторых – последовательность отличительных признаков, это последовательность  самих кадров как прошлый, настоящий и будущий (она наблюдается если на трех последовательных кадрах проецируется одно и тоже  качественно определённое изображение формы). Третья форма времени описана как изменение условий существования, в ней течение времени непрерывно. Ранее мы говорили, что при перемещении Атмы в поле нашего зрения с периферии к центру и опять к периферии возникает видимость ее вибрации. Другими словами объект остается одним и тем же, меняется его восприятие. Различие интенсивности (Яркости) воспринимаемого объекта при изменении его положения в поле зрения приводит к возникновению в сознании представления о различении объекта по принципу новый, старый (только возникнув в поле зрения объект новый, при перемещении в поле зрения с течением времени он становится старым, так меняются условия его существования). Это непрерывное движение направления внимания приводит к представлению о непрерывном течении времени. Но поскольку наблюдаемый объект, остается неизменным,  восприятие новый, старый и непрерывность течения времени, есть иллюзия возникающая в нашем сознании  в процессе познания, то это есть еще одно проявление  Акаши (того что существует в нашем сознании при определенных обстоятельствах и не существует само по себе). Само движение направления внимания, без относительно к объекту  мы наблюдать не можем,  о нем можно судить косвенно, при наблюдении объектов. Поэтому оно само по себе служить основанием для  возникновения представления о времени служить не может.

Следующее качество, возникающее при познании Атмы самой себя,  на языке символов,  получило название  Вода. Вода символ Жизни, где нет воды, там нет жизни. Изучению механизма возникновения и развития жизни посвящено учение Каббалы, это  огромный объем знаний, концентрированно изложенный  Моше  в Пятикнижие  Торы и детализированный во множестве трудов каббалистов разных времен. Сам Принцип возникновения жизни изложен мною в статье: « Теория трех гун как инструмент интеллектуального понимания каббалы»,  см. в библиотеке сайта философский штурм. Повторятся здесь, я думаю, нет необходимости.

19. 03. 1921г.

Тайные знания. Эзотерическая теория творения в системе Вайшешика. Часть.3

В предыдущих двух статьях мы рассмотрели природу первичной субстанции, которой является универсальное поле памяти. Поле памяти может находится  в двух состояниях: память с качествами или память которая помнит и осознает - Я Есть. Второе состояние поля памяти - память без качеств или в состоянии когда память  не помнит ничего - Несуществование.  Вот это трансцендентное  Я познавая само себя продуцирует знание в последствии проявляемое как творение.

 Трансцендентное Я по своей природе  есть триединство - Существование ( Я Есть), Сознание(способность различающего виденья) и Блаженство(осознание радости существования или эмоциональная окраска сознания). Трансцендентное  Я  когда все поле памяти помнит его получило название на санскрите Брахм (целостность), в русском языке ему соответствует термин Дух. Это состояние ничем не оганиченного Я, его еще называют состоянием единства. Когда часть поля памяти помнит Я Есть, а остальное поле памяти находится в без качественном состоянии ( не помнит),  это состояние на санскрите обозначают словом Атма, ( в русском языке мы можем назвать его ограниченное Я).  Атма образует двойственность Я и не Я, или память с качеством и память без качества( проще говоря часть памяти которая помнит Я на фоне памяти которая не помнит) Для наглядности это состояние можно смоделировать как круг света на темном фоне, где свет это  Я, темный фон, это память без качеств.

Также мы рассмотрели свойства  сознания ограниченного Я ( Атмы):

  1. Направление внимания  (на санскрите Дик).  Способность перемещать внимание по полю памяти порождает  способность осуществлять процесс познания.
  2. Способность осуществлять процесс познания – Ум ( на санскрите Манас). Состоит из трех гун, (качеств) – настоящий познавательный акт(сатва),  прошлый познавательный акт(Манас) и их сравнение(Раджас). 
  3. В результате познания Это Я и Это не Я и их сравнения обнаруживается новое знание это граница между Я и не Я получившая название Акаша (Эфир)
  4. Действие ума осуществляющего процесс познания приводит к осознанию, в результате его протекания,  последовательности состоящей из  -  прошлого, настоящего и будущего знания, что выражается в возникновении в сознании представления о времени (Кала).

Следующими мы проанализируем особые качества, обозначаемые на языке символов словами: Ветер и Огонь. Но прежде чем приступить к их рассмотрению необходимо опять сказать несколько слов о различии эзотерики, науки и философии в плане  предмета познания,  другими словами,  какая реальность выступает предметом их исследования.

Для этого рассмотрим современные представления о механизмах работы наших органов чувств. Все пять органов чувств работают на одном принципе. Нервные рецепторы как датчики, подвергаясь воздействию «внешних»  объектов вырабатывают электрический импульс, передаваемый по нервным волокнам в мозг. Если мы зададимся вопросом, какую информацию несет абстрактный электрический импульс, то ответ будет один  – любую. Все зависим от программы, которая будет его считывать, одна программа может его интерпретировать как одно, другая как совсем противоположное. Таким образом, воспринимаемый мир определяется программой, которая  создает его в нашем сознании.

Согласно философии Санкхья сознание можно условно разделить на две части: наблюдающую и наблюдаемую. Наблюдающую назвали Зритель (Пуруша), а наблюдаемую Природа (Пракрити). Для наглядности наблюдаемую часть сознания представим как экран на котором программа, работающая в нашем сознании,  рисует картины наблюдаемые зрителем. Наука считает эти картины, отражением материального мира (не удосужившись это проверить,) и изучает связи и закономерности в этих изображениях.  Эзотерика изучает работу самой программы и механизмы создания этих изображений на экране нашего сознания. Философия пытается эзотерические знания толковать с позиции опыта основанного на гипотезе отражения внешнего мира в нашем сознании, на том основании, что этот опыт присущ большинству населения и потому не требует критического анализа его достоверности. Поэтому современное философское толкование учения Вайщешика говорит о каких-то атомах, несмотря на то, что в древнем санскрите даже такого слова не было, это изобретение греческих философов. Но оставим философию философам и вернемся к эзотерической теории.

Как мы отмечали ранее, что означают понятия -  Эфир, Воздух(Ветер), Огонь и.т.д.  Ауробиндо Гхош описал в комментарии к Кена Упанишаде так;

1.Акаша – интенсивность вибрации, создающей устойчивый ритм, который является основой и непосредственной образующей всего формосозидания.

2.Воздух (Ветер) - соприкосновение или взаимоналожение движений сознательного бытия, которые образуют ритм.

3.Огонь – определение групировки соприкасающихся движений, их конфигурации.

Как видим это описание весьма туманно, единственное, что очевидно это то, что эти три качества относятся к формосозиданию. Другими словами представляют собой алгоритм для построения любой формы. Во времена Ауробиндо, наука уже открыла и использовала в технике этот алгоритм, но к нему эта информация, похоже, еще не дошла, поэтому он ограничился описанием духовного опыта.

Но мы можем использовать этот алгоритм для понимания сути процесса формообразования. Прежде чем перейти к описанию  процесса создания форм, необходимо напомнить, что представляет собой основа форы  - Акаша, о которой подробно мы говорили в предыдущей статье.

По определению Акаша это то, что существует при некоторых обстоятельствах и не существует само по себе. Например, как граница между светом и тенью, если мы уберем свет, то граница исчезает или уберем тень, граница тоже исчезает. Только при наличии двух она может существовать. Более сложный случай Акаши,  это когда мы наблюдаем Атму. Наглядно можно этот процесс смоделировать как наблюдение круга света на черном фоне. У наблюдающей части сознания (Пуруши) есть  свойство – направление внимания (Дик). Когда наблюдаемый круг света находится в центре внимания, он нам кажется, более ярким, чем когда он находится на краю поля зрения. Подобно тому, как солнце если на него смотрим прямо, нас слепит, если оно находится на краю поля зрения, то не кажется таким ярким. Очевидно, что перемещая направление внимания, при котором Атма перемещается в поле нашего зрения, с центра на периферию и обратно  мы получим в нашем восприятии видимость ее мерцания или вибрацию интенсивности качества сознательного бытия. Не судите строго мои слова, мы моделируем духовный опыт, а как известно все модели не совершенны. К этой модели мы еще вернемся при анализе природы времени, а сейчас важно понять, что Атма которая находится в абсолютном покое в процессе ее познания может, воспринимается в сознании познающего, как мерцающая или другими словами вибрирующая. Так в процесс познания возникает возможность перевода покоя в движение, точнее сказать в видимость движения.

Следует сказать, как наблюдаемая вибрация или, говоря научным языком волновой процесс, запечатлевается в памяти познающего. Память может фиксировать только статичные состояния, поэтому волновой процесс фиксируется в памяти как набор фотографических изображений Атмы разной интенсивности (яркости), подобный кругам света с различной яркостью. Математически это выражается в возможности описания периодических  функций рядами Фурье.

Суть понятий обозначаемых словами Ветер и Огонь легко понять, зная как строится изображение форм на экране телевизора. Для этого создается строка из точек различной яркости, Аналогичный процесс, происходящий в сознании, Ауробиндо описывает как «- соприкосновение или взаимоналожение  движений сознательного бытия, которые образуют ритм». Для этого из памяти извлекается набор изображений Атмы,  различной интенсивности, и строится  из них ряд соприкасающихся «точек» образующих закономерность расположения или другими словами ритм. Созданные таким образом строки сохраняются в памяти.

 Дальше на экране телевизора создается набор строк, создающий завершенную комбинацию точек различной яркости, которую мы воспринимаем как ту или иную форму. В сознании аналогичный процесс Ауробиндо описывает как «– определение группировки соприкасающихся движений, их конфигурации», для этого из памяти извлекается набор строк и группируется в порядке образующем конфигурацию той или иной формы. Эта способность ума получила название – ментальное конструирование.

Следует сказать несколько слов, почему на языке символов древние мудрецы для описания формообразования использовали слова огонь и ветер, здесь использован принцип подобия. Огонь освещает формы и делает их видимыми, с другой стороны огонь пожирает и уничтожает формы. Так и в процессе творения  все  формы в нашем сознании статичны, они становятся попеременно, то видимы,  то  исчезают, процесс протекает  с определенной частотой. Этот процесс приводит к возникновению в сознании иллюзии непрерывного движения форм, в науке этот психический феномен получил название эффект кинематографа . Эта иллюзия есть еще одно, более сложное проявление Акаши ( того что существует при определенных обстоятельствах и не существует само по себе). Ветер есть движение воздуха. Само по себе движение воздуха мы не видим, но мы можем наблюдать результат его движения (например,  пыль на дороге). Аналогично сами строки ни на экране телевизора, ни на экране сознания мы не видим. Но видим результат изменения  их группировок, как движение форм.

На конец, несколько слов о последовательности, которую в нашем сознании мы воспринимаем как  время. Философия кшаникавады (кшани – мгновение) говорит о мгновенности существования всего творения. Ее логика проста. Время состоит из прошлого, настоящего и будущего. Прошлое это то, что уже не существует, будущее еще не существует, реальным существованием обладает только настоящее. При этом настоящее должно быть статичным, иначе оно опять распадается на прошлое и будущее. Таким образом мир существует только в течении настоящего мгновения, затем  исчезает и в следующее мгновение возникает заново(подобно изображению на киноэкране). Механизм этого процесса мы рассмотрели при сотворении форм на экране нашего сознания.

Но в философии Санкхья, более подробно анализирующей время, ( комментарий Вьяса к сутре 3.13 Патанджали) говорится о трех формах времени, двух дискретных и одной непрерывной. Дискретные: Во первых - последовательность качественно определенных состояний,  это последовательность изображений форм  на кадрах возникающих на экране нашего сознания. Во вторых – последовательность отличительных признаков, это последовательность  самих кадров как прошлый, настоящий и будущий (она наблюдается если на трех последовательных кадрах проецируется одно и тоже  качественно определённое изображение формы). Третья форма времени описана как изменение условий существования, в ней течение времени непрерывно. Ранее мы говорили, что при перемещении Атмы в поле нашего зрения с периферии к центру и опять к периферии возникает видимость ее вибрации. Другими словами объект остается одним и тем же, меняется его восприятие. Различие интенсивности (Яркости) воспринимаемого объекта при изменении его положения в поле зрения приводит к возникновению в сознании представления о различении объекта по принципу новый, старый (только возникнув в поле зрения объект новый, при перемещении в поле зрения с течением времени он становится старым, так меняются условия его существования). Это непрерывное движение направления внимания приводит к представлению о непрерывном течении времени. Но поскольку наблюдаемый объект, остается неизменным,  восприятие новый, старый и непрерывность течения времени, есть иллюзия возникающая в нашем сознании  в процессе познания, то это есть еще одно проявление  Акаши (того что существует в нашем сознании при определенных обстоятельствах и не существует само по себе). Само движение направления внимания, без относительно к объекту  мы наблюдать не можем,  о нем можно судить косвенно, при наблюдении объектов. Поэтому оно само по себе служить основанием для  возникновения представления о времени служить не может.

Следующее качество, возникающее при познании Атмы самой себя,  на языке символов,  получило название  Вода. Вода символ Жизни, где нет воды, там нет жизни. Изучению механизма возникновения и развития жизни посвящено учение Каббалы, это  огромный объем знаний, концентрированно изложенный  Моше  в Пятикнижие  Торы и детализированный во множестве трудов каббалистов разных времен. Сам Принцип возникновения жизни изложен мною в статье: « Теория трех гун как инструмент интеллектуального понимания каббалы»,  см. в библиотеке сайта философский штурм. Повторятся здесь, я думаю, нет необходимости.

19. 03. 1921г.

Тайные знания. Эзотерическая теория творения в системе Вайшешика. Часть.3

В предыдущих двух статьях мы рассмотрели природу первичной субстанции, которой является универсальное поле памяти. Поле памяти может находится  в двух состояниях: память с качествами или память которая помнит и осознает - Я Есть. Второе состояние поля памяти - память без качеств или в состоянии когда память  не помнит ничего - Несуществование.  Вот это трансцендентное  Я познавая само себя продуцирует знание в последствии проявляемое как творение.

 Трансцендентное Я по своей природе  есть триединство - Существование ( Я Есть), Сознание(способность различающего виденья) и Блаженство(осознание радости существования или эмоциональная окраска сознания). Трансцендентное  Я  когда все поле памяти помнит его получило название на санскрите Брахм (целостность), в русском языке ему соответствует термин Дух. Это состояние ничем не оганиченного Я, его еще называют состоянием единства. Когда часть поля памяти помнит Я Есть, а остальное поле памяти находится в без качественном состоянии ( не помнит),  это состояние на санскрите обозначают словом Атма, ( в русском языке мы можем назвать его ограниченное Я).  Атма образует двойственность Я и не Я, или память с качеством и память без качества( проще говоря часть памяти которая помнит Я на фоне памяти которая не помнит) Для наглядности это состояние можно смоделировать как круг света на темном фоне, где свет это  Я, темный фон, это память без качеств.

Также мы рассмотрели свойства  сознания ограниченного Я ( Атмы):

  1. Направление внимания  (на санскрите Дик).  Способность перемещать внимание по полю памяти порождает  способность осуществлять процесс познания.
  2. Способность осуществлять процесс познания – Ум ( на санскрите Манас). Состоит из трех гун, (качеств) – настоящий познавательный акт(сатва),  прошлый познавательный акт(Манас) и их сравнение(Раджас). 
  3. В результате познания Это Я и Это не Я и их сравнения обнаруживается новое знание это граница между Я и не Я получившая название Акаша (Эфир)
  4. Действие ума осуществляющего процесс познания приводит к осознанию, в результате его протекания,  последовательности состоящей из  -  прошлого, настоящего и будущего знания, что выражается в возникновении в сознании представления о времени (Кала).

Следующими мы проанализируем особые качества, обозначаемые на языке символов словами: Ветер и Огонь. Но прежде чем приступить к их рассмотрению необходимо опять сказать несколько слов о различии эзотерики, науки и философии в плане  предмета познания,  другими словами,  какая реальность выступает предметом их исследования.

Для этого рассмотрим современные представления о механизмах работы наших органов чувств. Все пять органов чувств работают на одном принципе. Нервные рецепторы как датчики, подвергаясь воздействию «внешних»  объектов вырабатывают электрический импульс, передаваемый по нервным волокнам в мозг. Если мы зададимся вопросом, какую информацию несет абстрактный электрический импульс, то ответ будет один  – любую. Все зависим от программы, которая будет его считывать, одна программа может его интерпретировать как одно, другая как совсем противоположное. Таким образом, воспринимаемый мир определяется программой, которая  создает его в нашем сознании.

Согласно философии Санкхья сознание можно условно разделить на две части: наблюдающую и наблюдаемую. Наблюдающую назвали Зритель (Пуруша), а наблюдаемую Природа (Пракрити). Для наглядности наблюдаемую часть сознания представим как экран на котором программа, работающая в нашем сознании,  рисует картины наблюдаемые зрителем. Наука считает эти картины, отражением материального мира (не удосужившись это проверить,) и изучает связи и закономерности в этих изображениях.  Эзотерика изучает работу самой программы и механизмы создания этих изображений на экране нашего сознания. Философия пытается эзотерические знания толковать с позиции опыта основанного на гипотезе отражения внешнего мира в нашем сознании, на том основании, что этот опыт присущ большинству населения и потому не требует критического анализа его достоверности. Поэтому современное философское толкование учения Вайщешика говорит о каких-то атомах, несмотря на то, что в древнем санскрите даже такого слова не было, это изобретение греческих философов. Но оставим философию философам и вернемся к эзотерической теории.

Как мы отмечали ранее, что означают понятия -  Эфир, Воздух(Ветер), Огонь и.т.д.  Ауробиндо Гхош описал в комментарии к Кена Упанишаде так;

1.Акаша – интенсивность вибрации, создающей устойчивый ритм, который является основой и непосредственной образующей всего формосозидания.

2.Воздух (Ветер) - соприкосновение или взаимоналожение движений сознательного бытия, которые образуют ритм.

3.Огонь – определение групировки соприкасающихся движений, их конфигурации.

Как видим это описание весьма туманно, единственное, что очевидно это то, что эти три качества относятся к формосозиданию. Другими словами представляют собой алгоритм для построения любой формы. Во времена Ауробиндо, наука уже открыла и использовала в технике этот алгоритм, но к нему эта информация, похоже, еще не дошла, поэтому он ограничился описанием духовного опыта.

Но мы можем использовать этот алгоритм для понимания сути процесса формообразования. Прежде чем перейти к описанию  процесса создания форм, необходимо напомнить, что представляет собой основа форы  - Акаша, о которой подробно мы говорили в предыдущей статье.

По определению Акаша это то, что существует при некоторых обстоятельствах и не существует само по себе. Например, как граница между светом и тенью, если мы уберем свет, то граница исчезает или уберем тень, граница тоже исчезает. Только при наличии двух она может существовать. Более сложный случай Акаши,  это когда мы наблюдаем Атму. Наглядно можно этот процесс смоделировать как наблюдение круга света на черном фоне. У наблюдающей части сознания (Пуруши) есть  свойство – направление внимания (Дик). Когда наблюдаемый круг света находится в центре внимания, он нам кажется, более ярким, чем когда он находится на краю поля зрения. Подобно тому, как солнце если на него смотрим прямо, нас слепит, если оно находится на краю поля зрения, то не кажется таким ярким. Очевидно, что перемещая направление внимания, при котором Атма перемещается в поле нашего зрения, с центра на периферию и обратно  мы получим в нашем восприятии видимость ее мерцания или вибрацию интенсивности качества сознательного бытия. Не судите строго мои слова, мы моделируем духовный опыт, а как известно все модели не совершенны. К этой модели мы еще вернемся при анализе природы времени, а сейчас важно понять, что Атма которая находится в абсолютном покое в процессе ее познания может, воспринимается в сознании познающего, как мерцающая или другими словами вибрирующая. Так в процесс познания возникает возможность перевода покоя в движение, точнее сказать в видимость движения.

Следует сказать, как наблюдаемая вибрация или, говоря научным языком волновой процесс, запечатлевается в памяти познающего. Память может фиксировать только статичные состояния, поэтому волновой процесс фиксируется в памяти как набор фотографических изображений Атмы разной интенсивности (яркости), подобный кругам света с различной яркостью. Математически это выражается в возможности описания периодических  функций рядами Фурье.

Суть понятий обозначаемых словами Ветер и Огонь легко понять, зная как строится изображение форм на экране телевизора. Для этого создается строка из точек различной яркости, Аналогичный процесс, происходящий в сознании, Ауробиндо описывает как «- соприкосновение или взаимоналожение  движений сознательного бытия, которые образуют ритм». Для этого из памяти извлекается набор изображений Атмы,  различной интенсивности, и строится  из них ряд соприкасающихся «точек» образующих закономерность расположения или другими словами ритм. Созданные таким образом строки сохраняются в памяти.

 Дальше на экране телевизора создается набор строк, создающий завершенную комбинацию точек различной яркости, которую мы воспринимаем как ту или иную форму. В сознании аналогичный процесс Ауробиндо описывает как «– определение группировки соприкасающихся движений, их конфигурации», для этого из памяти извлекается набор строк и группируется в порядке образующем конфигурацию той или иной формы. Эта способность ума получила название – ментальное конструирование.

Следует сказать несколько слов, почему на языке символов древние мудрецы для описания формообразования использовали слова огонь и ветер, здесь использован принцип подобия. Огонь освещает формы и делает их видимыми, с другой стороны огонь пожирает и уничтожает формы. Так и в процессе творения  все  формы в нашем сознании статичны, они становятся попеременно, то видимы,  то  исчезают, процесс протекает  с определенной частотой. Этот процесс приводит к возникновению в сознании иллюзии непрерывного движения форм, в науке этот психический феномен получил название эффект кинематографа . Эта иллюзия есть еще одно, более сложное проявление Акаши ( того что существует при определенных обстоятельствах и не существует само по себе). Ветер есть движение воздуха. Само по себе движение воздуха мы не видим, но мы можем наблюдать результат его движения (например,  пыль на дороге). Аналогично сами строки ни на экране телевизора, ни на экране сознания мы не видим. Но видим результат изменения  их группировок, как движение форм.

На конец, несколько слов о последовательности, которую в нашем сознании мы воспринимаем как  время. Философия кшаникавады (кшани – мгновение) говорит о мгновенности существования всего творения. Ее логика проста. Время состоит из прошлого, настоящего и будущего. Прошлое это то, что уже не существует, будущее еще не существует, реальным существованием обладает только настоящее. При этом настоящее должно быть статичным, иначе оно опять распадается на прошлое и будущее. Таким образом мир существует только в течении настоящего мгновения, затем  исчезает и в следующее мгновение возникает заново(подобно изображению на киноэкране). Механизм этого процесса мы рассмотрели при сотворении форм на экране нашего сознания.

Но в философии Санкхья, более подробно анализирующей время, ( комментарий Вьяса к сутре 3.13 Патанджали) говорится о трех формах времени, двух дискретных и одной непрерывной. Дискретные: Во первых - последовательность качественно определенных состояний,  это последовательность изображений форм  на кадрах возникающих на экране нашего сознания. Во вторых – последовательность отличительных признаков, это последовательность  самих кадров как прошлый, настоящий и будущий (она наблюдается если на трех последовательных кадрах проецируется одно и тоже  качественно определённое изображение формы). Третья форма времени описана как изменение условий существования, в ней течение времени непрерывно. Ранее мы говорили, что при перемещении Атмы в поле нашего зрения с периферии к центру и опять к периферии возникает видимость ее вибрации. Другими словами объект остается одним и тем же, меняется его восприятие. Различие интенсивности (Яркости) воспринимаемого объекта при изменении его положения в поле зрения приводит к возникновению в сознании представления о различении объекта по принципу новый, старый (только возникнув в поле зрения объект новый, при перемещении в поле зрения с течением времени он становится старым, так меняются условия его существования). Это непрерывное движение направления внимания приводит к представлению о непрерывном течении времени. Но поскольку наблюдаемый объект, остается неизменным,  восприятие новый, старый и непрерывность течения времени, есть иллюзия возникающая в нашем сознании  в процессе познания, то это есть еще одно проявление  Акаши (того что существует в нашем сознании при определенных обстоятельствах и не существует само по себе). Само движение направления внимания, без относительно к объекту  мы наблюдать не можем,  о нем можно судить косвенно, при наблюдении объектов. Поэтому оно само по себе служить основанием для  возникновения представления о времени служить не может.

Следующее качество, возникающее при познании Атмы самой себя,  на языке символов,  получило название  Вода. Вода символ Жизни, где нет воды, там нет жизни. Изучению механизма возникновения и развития жизни посвящено учение Каббалы, это  огромный объем знаний, концентрированно изложенный  Моше  в Пятикнижие  Торы и детализированный во множестве трудов каббалистов разных времен. Сам Принцип возникновения жизни изложен мною в статье: « Теория трех гун как инструмент интеллектуального понимания каббалы»,  см. в библиотеке сайта философский штурм. Повторятся здесь, я думаю, нет необходимости.

19. 03. 1921г.

Тайные знания. Эзотерическая теория творения в системе Вайшешика. Часть.3

В предыдущих двух статьях мы рассмотрели природу первичной субстанции, которой является универсальное поле памяти. Поле памяти может находится  в двух состояниях: память с качествами или память которая помнит и осознает - Я Есть. Второе состояние поля памяти - память без качеств или в состоянии когда память  не помнит ничего - Несуществование.  Вот это трансцендентное  Я познавая само себя продуцирует знание в последствии проявляемое как творение.

 Трансцендентное Я по своей природе  есть триединство - Существование ( Я Есть), Сознание(способность различающего виденья) и Блаженство(осознание радости существования или эмоциональная окраска сознания). Трансцендентное  Я  когда все поле памяти помнит его получило название на санскрите Брахм (целостность), в русском языке ему соответствует термин Дух. Это состояние ничем не оганиченного Я, его еще называют состоянием единства. Когда часть поля памяти помнит Я Есть, а остальное поле памяти находится в без качественном состоянии ( не помнит),  это состояние на санскрите обозначают словом Атма, ( в русском языке мы можем назвать его ограниченное Я).  Атма образует двойственность Я и не Я, или память с качеством и память без качества( проще говоря часть памяти которая помнит Я на фоне памяти которая не помнит) Для наглядности это состояние можно смоделировать как круг света на темном фоне, где свет это  Я, темный фон, это память без качеств.

Также мы рассмотрели свойства  сознания ограниченного Я ( Атмы):

  1. Направление внимания  (на санскрите Дик).  Способность перемещать внимание по полю памяти порождает  способность осуществлять процесс познания.
  2. Способность осуществлять процесс познания – Ум ( на санскрите Манас). Состоит из трех гун, (качеств) – настоящий познавательный акт(сатва),  прошлый познавательный акт(Манас) и их сравнение(Раджас). 
  3. В результате познания Это Я и Это не Я и их сравнения обнаруживается новое знание это граница между Я и не Я получившая название Акаша (Эфир)
  4. Действие ума осуществляющего процесс познания приводит к осознанию, в результате его протекания,  последовательности состоящей из  -  прошлого, настоящего и будущего знания, что выражается в возникновении в сознании представления о времени (Кала).

Следующими мы проанализируем особые качества, обозначаемые на языке символов словами: Ветер и Огонь. Но прежде чем приступить к их рассмотрению необходимо опять сказать несколько слов о различии эзотерики, науки и философии в плане  предмета познания,  другими словами,  какая реальность выступает предметом их исследования.

Для этого рассмотрим современные представления о механизмах работы наших органов чувств. Все пять органов чувств работают на одном принципе. Нервные рецепторы как датчики, подвергаясь воздействию «внешних»  объектов вырабатывают электрический импульс, передаваемый по нервным волокнам в мозг. Если мы зададимся вопросом, какую информацию несет абстрактный электрический импульс, то ответ будет один  – любую. Все зависим от программы, которая будет его считывать, одна программа может его интерпретировать как одно, другая как совсем противоположное. Таким образом, воспринимаемый мир определяется программой, которая  создает его в нашем сознании.

Согласно философии Санкхья сознание можно условно разделить на две части: наблюдающую и наблюдаемую. Наблюдающую назвали Зритель (Пуруша), а наблюдаемую Природа (Пракрити). Для наглядности наблюдаемую часть сознания представим как экран на котором программа, работающая в нашем сознании,  рисует картины наблюдаемые зрителем. Наука считает эти картины, отражением материального мира (не удосужившись это проверить,) и изучает связи и закономерности в этих изображениях.  Эзотерика изучает работу самой программы и механизмы создания этих изображений на экране нашего сознания. Философия пытается эзотерические знания толковать с позиции опыта основанного на гипотезе отражения внешнего мира в нашем сознании, на том основании, что этот опыт присущ большинству населения и потому не требует критического анализа его достоверности. Поэтому современное философское толкование учения Вайщешика говорит о каких-то атомах, несмотря на то, что в древнем санскрите даже такого слова не было, это изобретение греческих философов. Но оставим философию философам и вернемся к эзотерической теории.

Как мы отмечали ранее, что означают понятия -  Эфир, Воздух(Ветер), Огонь и.т.д.  Ауробиндо Гхош описал в комментарии к Кена Упанишаде так;

1.Акаша – интенсивность вибрации, создающей устойчивый ритм, который является основой и непосредственной образующей всего формосозидания.

2.Воздух (Ветер) - соприкосновение или взаимоналожение движений сознательного бытия, которые образуют ритм.

3.Огонь – определение групировки соприкасающихся движений, их конфигурации.

Как видим это описание весьма туманно, единственное, что очевидно это то, что эти три качества относятся к формосозиданию. Другими словами представляют собой алгоритм для построения любой формы. Во времена Ауробиндо, наука уже открыла и использовала в технике этот алгоритм, но к нему эта информация, похоже, еще не дошла, поэтому он ограничился описанием духовного опыта.

Но мы можем использовать этот алгоритм для понимания сути процесса формообразования. Прежде чем перейти к описанию  процесса создания форм, необходимо напомнить, что представляет собой основа форы  - Акаша, о которой подробно мы говорили в предыдущей статье.

По определению Акаша это то, что существует при некоторых обстоятельствах и не существует само по себе. Например, как граница между светом и тенью, если мы уберем свет, то граница исчезает или уберем тень, граница тоже исчезает. Только при наличии двух она может существовать. Более сложный случай Акаши,  это когда мы наблюдаем Атму. Наглядно можно этот процесс смоделировать как наблюдение круга света на черном фоне. У наблюдающей части сознания (Пуруши) есть  свойство – направление внимания (Дик). Когда наблюдаемый круг света находится в центре внимания, он нам кажется, более ярким, чем когда он находится на краю поля зрения. Подобно тому, как солнце если на него смотрим прямо, нас слепит, если оно находится на краю поля зрения, то не кажется таким ярким. Очевидно, что перемещая направление внимания, при котором Атма перемещается в поле нашего зрения, с центра на периферию и обратно  мы получим в нашем восприятии видимость ее мерцания или вибрацию интенсивности качества сознательного бытия. Не судите строго мои слова, мы моделируем духовный опыт, а как известно все модели не совершенны. К этой модели мы еще вернемся при анализе природы времени, а сейчас важно понять, что Атма которая находится в абсолютном покое в процессе ее познания может, воспринимается в сознании познающего, как мерцающая или другими словами вибрирующая. Так в процесс познания возникает возможность перевода покоя в движение, точнее сказать в видимость движения.

Следует сказать, как наблюдаемая вибрация или, говоря научным языком волновой процесс, запечатлевается в памяти познающего. Память может фиксировать только статичные состояния, поэтому волновой процесс фиксируется в памяти как набор фотографических изображений Атмы разной интенсивности (яркости), подобный кругам света с различной яркостью. Математически это выражается в возможности описания периодических  функций рядами Фурье.

Суть понятий обозначаемых словами Ветер и Огонь легко понять, зная как строится изображение форм на экране телевизора. Для этого создается строка из точек различной яркости, Аналогичный процесс, происходящий в сознании, Ауробиндо описывает как «- соприкосновение или взаимоналожение  движений сознательного бытия, которые образуют ритм». Для этого из памяти извлекается набор изображений Атмы,  различной интенсивности, и строится  из них ряд соприкасающихся «точек» образующих закономерность расположения или другими словами ритм. Созданные таким образом строки сохраняются в памяти.

 Дальше на экране телевизора создается набор строк, создающий завершенную комбинацию точек различной яркости, которую мы воспринимаем как ту или иную форму. В сознании аналогичный процесс Ауробиндо описывает как «– определение группировки соприкасающихся движений, их конфигурации», для этого из памяти извлекается набор строк и группируется в порядке образующем конфигурацию той или иной формы. Эта способность ума получила название – ментальное конструирование.

Следует сказать несколько слов, почему на языке символов древние мудрецы для описания формообразования использовали слова огонь и ветер, здесь использован принцип подобия. Огонь освещает формы и делает их видимыми, с другой стороны огонь пожирает и уничтожает формы. Так и в процессе творения  все  формы в нашем сознании статичны, они становятся попеременно, то видимы,  то  исчезают, процесс протекает  с определенной частотой. Этот процесс приводит к возникновению в сознании иллюзии непрерывного движения форм, в науке этот психический феномен получил название эффект кинематографа . Эта иллюзия есть еще одно, более сложное проявление Акаши ( того что существует при определенных обстоятельствах и не существует само по себе). Ветер есть движение воздуха. Само по себе движение воздуха мы не видим, но мы можем наблюдать результат его движения (например,  пыль на дороге). Аналогично сами строки ни на экране телевизора, ни на экране сознания мы не видим. Но видим результат изменения  их группировок, как движение форм.

На конец, несколько слов о последовательности, которую в нашем сознании мы воспринимаем как  время. Философия кшаникавады (кшани – мгновение) говорит о мгновенности существования всего творения. Ее логика проста. Время состоит из прошлого, настоящего и будущего. Прошлое это то, что уже не существует, будущее еще не существует, реальным существованием обладает только настоящее. При этом настоящее должно быть статичным, иначе оно опять распадается на прошлое и будущее. Таким образом мир существует только в течении настоящего мгновения, затем  исчезает и в следующее мгновение возникает заново(подобно изображению на киноэкране). Механизм этого процесса мы рассмотрели при сотворении форм на экране нашего сознания.

Но в философии Санкхья, более подробно анализирующей время, ( комментарий Вьяса к сутре 3.13 Патанджали) говорится о трех формах времени, двух дискретных и одной непрерывной. Дискретные: Во первых - последовательность качественно определенных состояний,  это последовательность изображений форм  на кадрах возникающих на экране нашего сознания. Во вторых – последовательность отличительных признаков, это последовательность  самих кадров как прошлый, настоящий и будущий (она наблюдается если на трех последовательных кадрах проецируется одно и тоже  качественно определённое изображение формы). Третья форма времени описана как изменение условий существования, в ней течение времени непрерывно. Ранее мы говорили, что при перемещении Атмы в поле нашего зрения с периферии к центру и опять к периферии возникает видимость ее вибрации. Другими словами объект остается одним и тем же, меняется его восприятие. Различие интенсивности (Яркости) воспринимаемого объекта при изменении его положения в поле зрения приводит к возникновению в сознании представления о различении объекта по принципу новый, старый (только возникнув в поле зрения объект новый, при перемещении в поле зрения с течением времени он становится старым, так меняются условия его существования). Это непрерывное движение направления внимания приводит к представлению о непрерывном течении времени. Но поскольку наблюдаемый объект, остается неизменным,  восприятие новый, старый и непрерывность течения времени, есть иллюзия возникающая в нашем сознании  в процессе познания, то это есть еще одно проявление  Акаши (того что существует в нашем сознании при определенных обстоятельствах и не существует само по себе). Само движение направления внимания, без относительно к объекту  мы наблюдать не можем,  о нем можно судить косвенно, при наблюдении объектов. Поэтому оно само по себе служить основанием для  возникновения представления о времени служить не может.

Следующее качество, возникающее при познании Атмы самой себя,  на языке символов,  получило название  Вода. Вода символ Жизни, где нет воды, там нет жизни. Изучению механизма возникновения и развития жизни посвящено учение Каббалы, это  огромный объем знаний, концентрированно изложенный  Моше  в Пятикнижие  Торы и детализированный во множестве трудов каббалистов разных времен. Сам Принцип возникновения жизни изложен мною в статье: « Теория трех гун как инструмент интеллектуального понимания каббалы»,  см. в библиотеке сайта философский штурм. Повторятся здесь, я думаю, нет необходимости.

19. 03. 1921г.