Леонид Санталов. Диалектика Гегеля как логика бесконечного понятия социализма или становления гуманизма

Часть №1: Диалектическая логика
Информация
Год написания: 
2021
Систематизация и связи
Диалектика
Логика

СОДЕРЖАНИЕ

1. Актуальность

2. Становление  бесконечного понятия

3. Диалектика как расширяющая вселенная

4. Три отношения мысли к объективности как  моменты бесконечного понятия истории  классической философии.

5. Логика бесконечного понятия сущности бытия

Формат статья позволяет раскрыть тему в тезисной форме. Надеюсь, что проблемные вопросы вызовут дискуссию, что поможет автору  существенно углубиться в сущность  данной актуальной для всех темы. Среди людей с философской культурой  есть убежденные противники «марксизма – коммунизма», но вряд ли они против гуманизма. Если сторонники гуманизма  знают другое средство его становления, нежели социализм, то с интересом отреагирую, т.к. я таких средств на уровне теории не знаю (конкретно о социализме во второй части). С диалектикой Гегеля, даже на философском форуме, больше недоразумений, чем понимания (за исключением  статей  М.И. Белоногова). Все другое: внешний уровень рассудка, явления мышления, диалектики и логики. Для рассудка мышление в бесконечных понятиях (понятие понятия) является какой-то мистикой (нет в диамате), что для Гегеля  было атрибутом диалектики..

АКТУАЛЬНОСТЬ

1.1.

Все мы люди и наша цель – раскрыть полностью свой человеческий потенциал, свою природу, что предполагает саморазвитие. Однако понятие  «природы человека» отсутствует, есть только представления о человеке. К примеру, в религии: природа человека быть в единстве  с Богом. Природа человека не существует без понятия ДУХА, о чем, аналогично, существует только уровень религиозный представлений.  На форуме психологов (https://psycheforum.ru/), возникли естественные вопросы, т.к. психология есть учение о душе, которая есть явление духа. Однако и там понимания нет – одни представления. Понятно, что природа человека это не сфера рассудка, а сфера разума. Те  же психологи, часто повторяя термин РАЗУМ, фальсифицирует  его рассудочным определением из википедии, т.е. не видят разницы между рассудком и разумом.

1.2.

Природа человека полностью реализуется только в  гуманизме  как справедливом обществе всеобщего труда, что теоретически разработано классиками марксизма. Гуманизм  разрешает шесть противоречий предыстории в процессе своего становления. Становление гуманизма  и есть ядро  марксизма, что классики назвали коммунистической революцией, а социализм  есть  общество  этой революции. Поэтому   становление гуманизма  и социализм – это тождественные понятия. Здесь автор высказал свою позицию как человек с коммунистическим, марксистским мировоззрением. Тождество гуманизма и социализма  есть то основание, из которого следует название статьи.

1.3.

 Вся сложность и трудность  становления гуманизма связана с методом  осмысления и практической реализации. Понятно, что высшим  методом является диалектика, что осталось  у взрослого поколения как наследство СССР, где господствовало марксистское мировоззрение.  Метод диалектики марксизма и диалектика Гегеля не имеют ничего общего, поэтому вся критика К.Маркса  метода диалектики Г.В.Ф. Гегеля не имеет достаточного основания. Действительно метод Маркса  полностью противоположен диалектике  Гегеля.  Метод Маркса  есть метод положительной науки (позитивизма) – политэкономии, т.е. ОСОБЕННОГО.  Метод Гегеля есть метод философии, т.е. ВСЕОБЩЕГО, метод разума.  Классики марксизма  были в переходном периоде, на границе  между  рассудком и   разумом. От рассудка уже ушли, т.к. исследовали «диалектику» процессов  общественного развития (особенного), но до разума (всеобщего)  еще не дошли. Классики  не определили в собранном виде   понятие, ни само становление гуманизма (социализм), ни сам гуманизм, ни природу человека и т. д., а дух для них «боженька» (В.И.Ленин). Никто из левых, в т.ч. и  ученые РУСО на сегодня не знает  целостного понятия социализма, пользуются абстрактными (однобокими) определениями. Поэтому понимание социализма на сегодня  отсутствует.   Неслучайно упомянул  гегелевскую категорию «границы» как определенность, которая соединяет и разделяет два нечто (рассудок и разум).  Изначально, когда Ф.Энгельс  определял метод диалектики, а Маркс выводил свою теорию из субстанции, они исходили из разума.  Однако они не оценили  свою позицию как идеалистов, Всеобщие законы (Энгельс), два закона Субстанции (Маркс) нельзя воспринять чувствами, а можно только мыслить, ленинское определение материи здесь не работает. Т.к. рассудок не знает  ВСЕОБЩЕГО, поэтому  авторы диамата перевернули Энгельса, вместо ВСЕОБЩИХ законов написали наиболее общие, а СУБСТАНЦИЮ (марксизм оценивается как спинозизм), из которой следует определение истории как единства революций и формаций, стараются не упоминать, хотя это написано в предисловии первого тома «Капитала», а использовать унизительное отношение к субстанции («говно субстанции»). Три закона диалектики отсутствуют в философии Гегеля, т.к. это  только три ступени реализации единственного закона диалектики – закона абсолютного отрицания.

1.4.

В материализме  рассудок (конечное) господствует, т.е. между субъектом и объектом внешние отношения. Уровень сознания материализма, хотя и достигает своего максимума, но этот максимум есть  только уровень формальной логики,  уровень метафизики (А = А). Материалисты даже не осознают, что их позиция  «первичности / вторичности» (основной вопрос философии) изначально ложна, т.к. сознание  как «чистая доска», ничего отражать не может, по понятным причинам. Поэтому идеалисты здесь ближе к истине, т.к. сознание только тогда отражает объект, когда имеет свою внутреннюю определенность, своего содержания. А это возможно только на уровне самосознания (идеализм: отношение сознания к самому себе). Только на уровне самосознания  возникает  бесконечное понятие  и дух «как истина в себе и для себя» (д.ф.н. А.Н. Муравьев). Поэтому  в материализме и есть эта дурная бесконечность  тех же законов в науке, та же относительная истина. Высшая истина материализму не доступна.

1.5.

Сложность диалектики Гегеля, без чего нет  истины социализма.

Гегель, исходя из ограниченности самих атрибутов формальной логики, нашел противоположный метод - диалектику. Диалектика это: не общее, а всеобщее; не абстрактность, а конкретность; не сброс содержания по закону обратного отношения, а максимально целостное отражение содержания по закону прямого отношения объема и содержания понятия; это не хаос категорий (основное недоразумение  диамата), а строгая логическая последовательность, когда содержание предыдущей полностью снимается в последующей категории. Поэтому ни один метод рассудка в диалектике не работает, в диалектике своя логика  единства становления и рефлексии. В этом и есть сложность диалектики, т.к. так постоянно меняется и сама логика: в учении о бытии – становление; в учении о сущности – двойная рефлексия; в учении о понятии  единство становления и рефлексии.

1.6.

Трудность диалектики  в том, что эта диалектика есть снятие целостности всей классической  философии. Гегель совершил революцию в философии, т.е. снял всю историю классической философии в логике диалектики. На философии Гегеля, история классической философии заканчивается и начинает новый этап развития – этап развития  логики, диалектики. Вот почему  при чтении  текстов Гегеля везде нужно видеть конкретный фрагмент истории классической философии. Неслучайно Е.С. Линьков в первом томе «Лекций разных лет» пишет «…учения Гегеля в высшей степени простое, но оно простое исключительно для философского  мышления, поэтому эта простота  является абсолютно недоступной  для обыденного сознания» (первая редакция 2012 г., 445 с./далее этот источник кратко обозначим «ЛЕС»- Линьков Евгений  Семёнович). И. Ильин  «Учение о конкретности Бога и человека» пишет в начале, что когда обыватель  начинает читать текст Гегеля, у него возникает две мысли: 1) или автор дурак (что не может быть, т.к. Гегель - гений философии); 2) или я дурак (что неудобно признать, поэтому книги Гегеля зарываются навсегда). Аналогично с последователями марксизма, понимают «диалектику» на уровне наличного бытия, уровня формальной логики  по текстам диамата, как «перевернутого»  Энгельса. Не к этому ли месту данного тезиса можно отнести  позицию  А. Шопенгауэра, который никогда не понимал философии Гегеля. Шопенгауэр мыслитель иррационализма, основной труд «Мир как воля и представление». Иррационализм и уровень представления говорят сами за себя. А. Шопенгауэр даже до рассудка не дотягивал, какой там разум? Уровень Артура есть уровень психологии на уровне  представления, аналогично религии. Критерий  философии есть ВСЕОБЩЕЕ.

2. СТАНОВЛЕНИЕ  БЕСКОНЕЧНОГО ПОНЯТИЯ

2.1.

Бесконечное понятие (понятие понятия)– эволюция возникновения

Данный тезис  требует, пояснить, что это есть  бесконечная форма мышления, и откуда она взялась? Тем более что без «понятия понятия»  вряд ли можно осознать такие понятия как дух, разум, всеобщее, абсолютная идея, абсолютная истина, субстанция…. В моем понимании -  это все  тождественные понятия, только с разными оттенками в содержании, т.е. находятся в отношении конкретного тождества. М.И. Белоногов (один из участников  форума ФШ)  понял «Феноменологию духа» Гегеля как единство  трёх форм мышления (восприятие, представление, понятие) в  конечном и бесконечном виде. В итоге  получается эволюция форм мышления в шести видах, причем эволюция форм мышления непосредственно связана с историей развития общества:

«1. Мышление в конечных восприятиях – первобытное стадо.
2. Мышление в бесконечных восприятиях – родо-племенной общинный строй.
3. Мышление в конечных представлениях – рабовладельческий строй.
4. Мышление в бесконечных представлениях – феодальный строй
5. Мышление в конечных понятиях – капиталистический строй

6. Мышление в бесконечных понятиях – коммунизм.

(Объективное мышление и его эволюция/http://kommunika.ru/?p=180)

 Из этой эволюции понятно, почему  для становления  гуманизма без диалектики не обойтись в ближайшем будущем, а для капиталистической России  достаточно логики  2400- летней давности. Ценность разработок М. И.Белоногова в том, что это не только переписывание Гегеля, но и делает  шаг вперед. У Гегеля в сфере развития сознания отсутствует, имеющее там самосознание, да еще и пропущена форма представлений, а бесконечная форма у Гегеля возникает только в понятии сознания, но уже  в непосредственной сфере самосознания. Бесконечные формы как самосознание кристаллизируются в существующих логиках: восприятие восприятий – ассоциативная логика: представление представлений – комбинаторная логика: понятие понятия диалектическая логика. А формальная логика уже выступает как бесконечная форма только в статусе  «вещи в себе». Аристотель, создавал формальную логику уже как  мышление  мышления, как учение  мышления о самом мышлении. Данный тезис Аристотеля является  итоговым  в понятии «Вечного двигателя» как абсолютной  действительности (энтелехии), где впервые  выводится понятие мышления как деятельности всеобщего внутри себя. Всеобщее по Аристотелю есть  единство субъекта и объекта, где и субъект и объект и процесс их связи  есть мышление, т. е мышление мыслящее себя же, своё мышление:«ум  мыслит  сам  себя, если  только  он превосходнейшее и мышление его есть мышление о мышлении» [1074b30]. Вот почему этимология термина «раз- ум» есть как «раздвоенный» ум, мышление мышления.  Данная позиция Аристотеля, изложенная в 14-й книге «Метафизики» является для Гегеля фундаментальной, т.к. она не только  есть начало объяснения «Всеобщего» Парменида как «мылимого бытия», где  тождество мышления и бытия, но и является в развитом,  всем процессом классической философии, состоянии уже не «мышление мышления» Аристотеля, а «понятием понятия» Гегеля. Для этого необходимо проследить в снятом виде всю эволюцию форм мышления (М.И.Белоногов).

2.2. Этимология «бесконечного понятия» и её связь с гегелевскими  «Лекциями по истории философии»

Гегель объясняет этимологию происхождения«бесконечного понятия» из доразумных форм: религиозный представлений и конечных понятий науки. Гегель абстрагируется от существенных недостатков этих форм явлений мышления, сохраняя позитивное от религии и науки в принципиально новой форме, но уже не явления, а самого мышления по существу. Наука есть сфера развитого рассудка мышления в конечных понятиях и дурной бесконечности открываемых законов. Поэтому эта форма мышления есть уровень достоверности и относительной истины, выражающей ограниченное познаниепостоянно изменяющего содержания объекта. Наука есть сфера формальной логики (А=А). К. Поппер обосновал невозможность диалектики для науки: «Ибо легко показать, что если бы человек примирился с противоречием, то ему пришлось бы отказаться от всякой научной активности, что означало бы полный крах науки... ведь из пары противоречащих высказываний можно с полным правом вывести все что угодно»Его работа: «Что такое диалектика?" была опубликована в журнале "Вопросы философии" , № 1 за 1995 г., с. 118-138).

Сущность конечного в его противоположности - в бесконечном, что является первопричиной сохранения существования самого конечного. Ограниченность рассудочной науки попыталось разрешить уже искусство, которое поднимается на уровень всеобщего. Искусство определяется как чувственное всеобщее, или всеобщая чувственность. Однако искусство есть сфера достоверности,не истины, т.к. субъективной чувственности должна быть преодолена, в абсолютной истине мышление объективно.

Преодолеть недостаток искусства выпало на долю религии, которая поставила задачу- познать всеобщее (бога) само по себе, не привлекая чувства. Но отсутствие соответствующего метода познания в определенности бесконечного (всеобщего / бога), вынудило вернуться назад к методу искусства,вернулись к чувственной сфере (бог всемогущ, всемудр, всевидящий, и т.п.). Чувственное сознание есть неразвитое сознание, достоверность, а не истина по Гегелю.

Итак, философия снимаетрелигию, сохраняя прогрессивное содержание «бесконечного»,  отрицая отсталую форму субъективного представления. Философия снимает науку, сохраняя прогрессивную форму мышления  в «понятиях, отрицая  ограниченное содержание  «конечного». В целом получилось то, что диалектическое мышление есть мышление в бесконечном понятии, где бесконечное  содержание  есть наследство от религии, а прогрессивная форма мышления в понятиях  есть наследство науки.

2.3.«Бесконечное понятие»  как высшая истина  метода диалектики и философской системы Гегеля.

Бесконечное понятие  есть монолитное единство всеобщего понятия метода диалектики (субъекта) и всеобщего понятия содержания объекта. Здесь проблема: господствуют предрассудки, якобы метод и система Гегеля   противоречат друг другу. И данный предрассудок является обязательным моментом критики  философской позиции Гегеля.  Ясно, что эта проблема есть следствие непонимания гегелевской философии.

 Чего только не пишут по этому поводу, какую только ложь не излагают тем же студентам. Возьмём самое безобидное: «Система — это избранный философом порядок изложения материала, связь логических категорий, общее построение всего философского здания. В отличие от метода, который определяется главным образом объективным содержанием мира, система во многом несет черты авторского произвола. Главным принципом структурного построения выступает триада, …Диалектический метод Гегеля вступает в противоречие с требованием системы, которая обязательно должна быть завершена, а это значит, что абсолютная истина должна быть, в конце концов, достигнута. Гегель рассматривал свою систему как философию, венчающую собой развитие всего человечества, в которой достигнута абсолютная истина». (=https://studfile.net/preview/6467902/page:6/)-

Триады (Т-АТ-С) это   шаблон  рассудка, который видит только внешнюю сторону, не проникая в суть, а  внутри имеют совершенно разный метод, особый на   разных этапах (бытии, сущности, понятии). Система это не «связь категорий»,  а бесконечное понятие системы, где  три момента: ВСЕОБЩЕЕ – «Наука логики»; ОСОБЕННОЕ- «Философия природы»; ЕДИНИЧНОЕ  - «Философия духа». Все остальное есть конкретизация трех моментов  бесконечного понятия. Никакого «авторского произвола» здесь нет,  здесь  осмысление первопричины существующего, как выразились  бы «марксисты - материалисты», осмысление  ЕДИНСТВА МИРА.  Материалисты так и остались без понимания этого  единства как бытия, т.к. мыслят это единство как дурную бесконечность научных открытий (Ф. Энгельс), даже профессионалы философии (д.ф.н. А.С. Казеннов)  путает бытие с наличным бытием. Во всех вузовских учебниках категория бытия отсутствует, перечисляются различные виды наличного бытия. Поэтому    и  наблюдаем необоснованную критику видимого противоречия между   абсолютной  истиной и методом диалектики.  Что же по сути дела?

 Абсолютная истина  есть высшая истина, за пределами которой больше нет никакой истины. Первым действительным философом человечества был Парменид, который первый определил предмет философии как высшую истину, это мыслимое бытие, бытие которое можно только мыслить, или всеобщее единство бытия и мышления. Эта  высшая истина раскрывается  всем содержанием «Науки логики». Гегель, как материалист, начинает с бытия  и определяет его разумным мышлением  БЕСКОНЕЧНЫМ  ПОНЯТИЕМ СУЩНОСТИ  БЫТИЯ. Гегель полностью раскрывает  высшую истину предмета философии  как абсолютную идею, или истину как адекватность понятия своей реальности.
 Диалектика есть  бесконечность познания, представляет собой   как истинную бесконечность, или по форме   круг, где начало и конец сходятся. Различие начала и конца в том, что начало выступает в статусе «вещи в себе», а конец в статусе «вещи в себе и для себя», по сути это не круг, а  спираль, неслучайно третий момент логического в понятии Гегель назвал «спекуляцией» (приращение).

 По образному выражению  Гегеля, который хотел подчеркнуть  бесконечность процесса познания, диалектика  как истинная бесконечность  есть  по форме не просто круг, а «круги на большом круге». Ленин эту мысль о бесконечности познания  особо выделил при конспектировании «Науки логики». Действительно высшая истина это бесконечное понятие системы Гегеля, далее, понимая универсальную связь между моментами понятия, можно войти  в любой из моментов и оценивать его как бесконечное понятие, как уже круг на большом круге, к примеру, взять «Науку логики», здесь бесконечное понятие сущности бытия, где бытие выступает как момент  всеобщего, сущность - момент особенного, само понятие - момент единичного. Далее можно углубляться без конца, перейти на маленький круг уже круга на большом круге. И так эту иерархию кругов можно продолжать столько, сколько требуется для разумного понимания (Ленин: электрон также бесконечен…).Так для понимания иерархии истории, достаточно три уровня с дальнейшим углублением: первый уровень - история в целом от начала и до конца, второй уровень – три формации Маркса, третий уровень – к примеру, классовая формация  - три мелкие классовый формации (рабовладение, феодализм, капитализм), и т.д.

Мой интерес социализм, здесь истинная  бесконечность  познания не только в глубину (в сторону мелких кругов,  процесс конкретизации, но и вширь, в сторону больших кругов, расширения поля исследования).Начинаю с истории в целом, осмысливаю её сущность  от начала и до конца как противоречие тенденций в разделении труда и снятие этого разделения. Осмысливаю конец истории, как тоже начало (возникновение человека),   как вселенская революция, качественное изменение формы существования человечества, ограниченность земных ресурсов  вынуждает человечество освоить ресурсы космоса. Это и есть расширение  поля  понимания, что же там предполагается быть,  после мимолетного коммунизма-гуманизма.

На втором уровне иерархии истории бесконечное понятие истории (высшая истина), или три формации Маркса, которые разделяются мировыми революциями, сейчас идет процесс коммунистической революции (переход к гуманизму). Коммунистическая революция  аналогична эксплуататорской (классовой) революции, но с обратным знаком - это и есть социализм.  Бесконечное понятие второго уровня иерархии имеет структуру - универсальную связь  в виде  всеобщих  законов.  Первым исследователем этой сферы  был Поршнев Б.Ф., который открыл закон ускорения, далее закон мимолетности, иерархии истории, симметрии истории /схема симметрии на моем аватаре/ (новое в теории марксизма). Данные законы оказывают влияние на сам процесс коммунистической революции.

Далее переходим на третий уровень (круг на круге большого круга), углубляемся вовнутрь коммунистической революции – исследуем мировой аспект, что подчиняется  закону очередности революций (новое в теории марксизма). Последовательность революций изменилась, т.к. изменился глобальный социальный объект, действительна революция  по теории Ленина, революция по Марксу перемещается в третью очередь. Проблема социализма в России под большим вопросом, т.к. Россия по уровню развития капитализма  переместилась в нижний полюс системы, а это уже не первая, а вторая очередь революции. Если конечно аргумент сохранения существования, выживания России не будет более существенным, чем закон очередности и теории революций классиков марксизма. Однако исследований по этому направлению не знаю.

Далее перебираемся на 4-й более мелкий круг,  предполагая, что все же сверхдержаву СССР  буржуи разрушили  «наполовину» (М.В.Попов: 80 тыс. предприятий уничтожено), но Россия осталась пока  самой богатой по природным ресурсам, да еще монополии господствуют,  то в бесконечном понятии социализма это будет первая очередь (у которой свои законы – новое в марксизме) и тотальность 4-х необходимых форм социализма, где СССР был только материальной предпосылкой для социализма по существу.

 Далее можно переходить на еще более мелкий 5-й круг, рассматривая бесконечное понятие  каждой из 4-х форм социализма, и т.д. для конкретизации. Для обычного понимания социализма в целом достаточно такое бесконечное понятие социализма, которое охватывает «классы стран» – определенность очередности, и охватывает «классы людей»,т.к. в социализме речь идет о снятии классов (частной собственности), поэтому  полноты  и последовательности  четырех необходимых форм социализма будет достаточно для исчерпания объема всеобщего – коммунистической революции , но в первой и второй очереди.

 Итак, где же здесь рассудочная,  формальная, недопустимая противоречивость  абсолютной истины и диалектического метода бесконечности познания, т.к абсолютная истина есть ПРОЦЕСС  бесконечности? Авторы критики Гегеля откликнитесь.

 

3. Диалектика как расширяющая вселенная

3.1.  Трансцендент искусства  и бесконечная иерархия «триад» в диалектике

Искусствовед  В. Бондаренко, читая лекции про искусство, утверждал что поэты, писатели, режиссеры, художники, композиторы всегда преодолевают горизонты обычно воспринимаемого мира, что на языке философии называется трансцендентом. Это не случайно, т.к. искусство в определении есть чувственная  ВСЕОБЩНОСТЬ, а всеобщий,  творческий труд  господствует только в будущем гуманизме. Поэтому все представители искусства есть «пришельцы из будущего», вестники будущего гуманизма. Это означает, что к этим творцам  и носителям будущего необходимо предельно бережно относится, оберегать от непонимающего обывателя.   В этом трансценденте, усматриваю аналогию с диалектикой, поэтому  и называю её с позиции познания мира как расширяющая вселенная.  Первую такую характеристику раскрыли в бесконечной иерархии «триад», что Гегель назвал как «круги на большом круге», «Триады беру в кавычках, т.к. это внешний взгляд рассудка, а не разума.

3.2.  Основной принцип диалектики и основное недоразумение рассудка

Специально называю принципом, хотя в учебниках по формальной логике  обратное отношение объема и содержания  понятия  называет законом. Но как тогда эту основу  отличать от других  законов, т.е.обоснованных принципом? Принцип есть закон законов, поэтому  он отличается от четырех законов формальной логики (от Лейбница закон достаточного основания), и от единственного закона (не трех законов от Энгельса) диалектики – закона абсолютного отрицания (статус закона от Е.С. Линькова).

В диалектике главный принцип  заключается в прямом отношении содержания и объема. Уточним необычность объема в диалектике - это есть количество категорий. Результатом такого принципа становится жесткая необходимость рассматривать каждую категорию в своих  определенных координатах. Категория занимает своё определенное место, с жесткой привязкой к необходимой   предыдущей  и  последующей категории. Т.к. содержание и форма  предыдущей категории полностью снимается в данной категории, имея своё приращение, а  далее все повторяется в отношении данной категории и будущей категории.  Данный алгоритм сохраняется во всей логике от начала и до конца,  возникает образ «матрешки», которая расширяется  до бесконечности. Так в бесконечном понятии  разума снимаются все категории бытия, сущности и самого понятия. И так в каждом круге диалектики.

Напомню  цитату Гегеля об основном недоразумении:

«Неспособность осознать… приводит… к основному недоразумению,… когда при рассмотрении кокой то категории  мылят нечто иное, а не саму эту категорию. …Это иное представляет собой другое определения мысли …, в системе логики эти другие категории  также должны найти своё место и быть там самостоятельно рассмотрены». (Гегель Г.В.Ф. Наука логики. – М: Изд-во «Мысль»,1998. -1072 с/Введение/ 20 с.).

 Ярким примером   «основного недоразумения» является хаос категорий  диамата, логика категорий там отсутствует. Споры с рассудком бесполезны.

3.3. Сингулярность рассудка   как противоположность расширяющейся вселенной диалектики.

А)   Философия  абстракциями не занимается, её сфера конкретные  мысли. Даже если взять абстрактное ВСЕОБЩЕЕ,   то начиная с Парменида, это всеобщее есть внутри  себя  конкретное, т.е. единство противоположности бытия и мышления. Неслучайно  движение в диалектике идет  от абстрактного конкретного  к конкретному  конкретного  (д.ф.н. А.Н. Муравьев).  В рассудочной формальной логике все с точностью наоборот. Первое, с чем сталкиваемся – это обратное отношение объема и содержания понятия, т.е. чем больше объем, тем меньше содержании, и наоборот. Понятно человек стремится познать ИСТИНУ. Истина вида  формальной логики в родовом понятии. Переход к родовому понятию от вида  осуществляется АБСТРАГИРОВАНИЕМ.  Родовое понятие  есть абстракция по сравнению с конкретностью вида. Если конкретное выражает  целостность, то существует в реальности. В отношении АБСТРАКТНОГО,  Гегель так и пишет, что абстрактное в реальности  не существует (И.Ильин «Учение Гегеля  о конкретности Бога и человека») Вот почему не могут  ответить на детский вопрос: что первично - курица или яйцо?  Абстрактность первый недостаток  формальной логики, что за пределами философии.  Ни один метод рассудка в диалектике не работают, но постоянно сверкает  в «понимании» у читателей текста Гегеля  термины рассудка  (абстрагирование,  обобщение,  общее…).

У классиков марксизма противоречивое отношение  к  абстракции.  В.И. Ленин  в работе  «Ещё раз о профсоюзах…» пишет: «абстрактной  истины нет, истина всегда конкретна» (42, 290).  И наоборот, утверждает в «Философских тетрадях», что процесс познания идет только через абстрагирование, т.е.: «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике – таков диалектический путь познания истины…» (29, 152-153).  Данные тезисы   отражают реальность познания, но  только методом формальной логики в сфере рассудка. Чувственное сознание, восприятие, рассудок – этапы развития сознания, что и отражает  тезис Ленина, где здесь диалектика? По Гегелю  диалектика начинается  за пределами сознания в самосознании, а заканчивается в разуме.

Б) Сброс содержания - результат абстрагирования

По всем характерным тенденциям  формальной логики рассудок  стремится в точку «сингулярности», где  следствием предельного абстрагирования, возникает такая определенность, где  все в объеме и ничто в содержании. Гегеля этот недостаток формальной логики возмутил больше всего. Что это за логика, которая должна познать содержание объекта (своего предмета), а они от этого  СОДЕРЖАНИЯ  избавляется? Почему  для познания в полноте и целостности содержания объекта необходима диалектика.  Понятие как основная форма  логики отражает существенные признаки вещей. Это  необходимые признаки устойчивого состояния  объекта. Речь идет о том состоянии, которое находится в постоянном изменении.  А измененное  содержание  формальная логика  не отражает, поэтому и не познает предмет в целостности.  Устойчиво состояние  от метафизики, есть только начальный момент диалектики бесконечного понятия, о чем в популярной форме  так пишет Ф. Энгельс: «...мы видим сперва общую картину, в которой частности пока более или менее отступают на задний план, мы больше обращаем внимание на движение, на переходы и связи, чем на то, что именно движется, переходит, находится в связи…. Чтобы познавать эти частности, мы ВЫНУЖДЕНЫ вырывать их из их естественной или исторической связи,… Но этот же способ изучения оставил нам вместе с тем и привычку рассматривать вещи и процессы природы в их обособленности, вне их великой общей связи, и в силу этого - не в движении, а в неподвижном состоянии, не как существенно изменчивые, а как вечно неизменные…» [Энгельс « Превращение социализма из утопии в науку»].

 Формальная логика не знает сам процесс  изменения  содержания (А = не-А), она схватывает только устойчивые состояния А=А, только один момент целостного объекта.

В) ОБШЕЕ  рассудка и ВСЕОБЩЕЕ  разума

 В формальной логике есть логические операции с конечным понятием, результатом  обобщения (переход от вида к роду) становится общее. Предмет философии есть  не общее, а всеобщее, или всеобщее  единство мышления и бытия. Бытие и мышление есть ВСЕОБЩИЕ  понятия.   Рассудок не знает всеобщего, поэтому всеобщность  законов диалектики от Энгельса и была   исправлена на «наиболее общие законы», что понятно  и логически  просто выводится рассудком (МЛФ, М., «Мысль»  1984, 13-14 с.)   Рассудку кажется, что и философские категории   есть результат обобщения, а не какие - то дефиниции «боженьки-абсолюта» по-Ленину. Истина в обратном, поэтому материалисты, включая Энгельса,  и не могут понять что такое  «материальное единство мира», т.к. оно есть  «тайное»  всеобщее, а не,   понятное рассудку, общее.  У классиков марксизма нет определения предмета философии, «диаматчики» растерялись и измененное определение диалектики  от Энгельса превратили в предмет философии (еще раз убедился, перечитав МЛФ). Итак, общее и всеобщее не пересекаются,   методы рассудка не работают в сфере разума, определения  предмета философии со стороны рассудка к философии отношения не имеют. Аналогично рассудочные характеристики гносеологии, онтологии, материализма, идеализма …  все есть псевдофилософия, т.к. все это есть сфера особенного, а не ВСЕОБЩЕГО.

Г) ОГРАНИЧЕННОСТЬ РАССУДОЧНОЙ ДУРНОЙ БЕСКОНЕЧНОСТИ И ПРОБЛЕМА  ИСТИНЫ

Высшая, разумная истина  как всеобщее, абсолютное единство мышления и бытия  реализуется диалектикой по форме «кругов на большом круге», что и есть истинная бесконечность  познания. Если взять науку - вершину развития рассудка, то это дурная бесконечность открытия новых законов, по образу незамкнутой линии.  Пример  математической бесконечности, когда за любым числом следует другое число. Наука, по своей конечной природе, не в состоянии открыть  всеобщий закон, венчающий дурную бесконечность особенных законов.  Т.к. диалектика  есть антипод науки (К. Поппер). В науке возможна только  ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА, как вечное приближение, стремление к абсолютной истине, в марксизме абсолютная истина которая никогда не будет достигнута (Ленин).

4. Три отношения мысли к объективности как  моменты бесконечного понятия истории классической философии.

4.1. Предварительное замечание

Известно, что историческое не всегда совпадает с логическим, совпадение только в существенных моментах ( Диалектическая, МГУ). У Гегеля историческая последовательность развития классической философии  (ЭФН).  В школе  Е.С. Линькова историческое исправили  логическим  (метафизика поменялась местами с непосредственным знанием).

Предмет философии есть ИСТИНА. Философия отличается от науки тем, что её предмет и метод (они тождественны) изначально не даны, а раскрываются  в историческом развитии.  Исторические этапы различаются определенностью формы мышления   и приращением  необходимой частью  от целостного содержания высшей истины.  Повторим, что «идеализм» ближе к логике познания, чем «материализм», т.е. прежде чем теория отражения Ленина станет реальностью, должно быть изначально самосознание, определяющее уровень развития  содержания  самого сознания. И только благодаря этой определенности содержания  сознания будет адекватно отражено содержание  объекта. Это и есть теоретический аспект сознания по Е.С. Линькова (ЛЕС, ТРЕТЬЯ ЛЕКЦИЯ, 39-43 с). Эволюция самосознания  непосредственно  связана с возникновением  разных логик (мышление мышления): ассоциативной, комбинаторной, формальной, диалектической  (М.И. Белоногов).  Философы - необычные люди, они как  «пришельцы из будущего», задумали разгадать тайну судьбы, что под силу одному богу. Поэтому возникновение  философии с предметом  ВСЕОБЩЕГО, явилось значительным опережением исторического развития. По исследованиям М.И. Белоногова   самосознание  формальной логики возможно только  в эпоху капитализма, а  автор формальной логики  со своим «Органоном» появился уже в эпоху античности. Предмет философии  как ИСТИНА определился, начиная с Парменида, и просуществовал  до философии Гегеля, который ознаменовал своей философией  конец  классической философии.

 Философия  имеет историческую форму, т.к. эта форма мышления не соответствует содержанию (всеобщего единства мышления и бытия). История классики  заканчивается, когда наступает соответствие формы и содержания, что и отражает философия Гегеля. Определение  истины в исторической философии есть её главный принцип (ЛЕС, 236 с.), так у Гераклита – это становление, с чего начинается сфера наличного бытия. Это определение всеобщего и есть критерий философии (ЛЕС, 237 с.), если учение не содержит определения всеобщего, то это не сфера философии. К примеру , рассудок  основан а законе тождества  формальной логики (А=А), речь идет  о сфере конечного эмпирического, никакого отношения  к ВСЕОБЩЕМУ  здесь нет, пока не покинем сферу конечного, пока не найдем в этом отношении АБСОЛЮТ (ЛЕС,  34 с.). Если занимаемся развитием содержания в сфере эмпирического (наличное бытие), то нет развития мышления (ЛЕС, 239 с.) Поэтому рассудок  далек от  философии, которая всегда  вертится только  в пределах определенности всеобщего единства мышления и бытия. История философии есть история развития мышления и история развития бытия. В первом моменте мы имеем абстрактное, неопределенное всеобщее А=А, но нужно доказательство, подтверждение реальности этого момента, ОСОБЕННОЕ – реальность всеобщего А=А. выступает в статусе определенности и саморазвития  как А= не-А.

 К особенной  определенности формы мышления исторической философии  добавляется еще особенная форма содержания бытия, и то и другое есть результат самоопределения и саморазвития  всеобщего единства мышления и бытия на данном  историческом этапе. Сколько исторических философий, столько же и ступеней развития всеобщего, выделим главные: «первая ступень - непосредственно-всеобщее, абстрактное; вторая ступень – ступень рефлексии, различения, противопоставления внутри его моментов; третья ступень – возвращение из той различенности к конкретному всеобщему единству бытия и мышления» (ЛЕС, 242 с.). Эти три момента (всеобщее - особенное -  единичное)  есть три момента  бесконечного понятия истории классической философии. Критики Гегеля видят многообразие исторических философий, но не осознают  единства этого многообразия, не осознают целостности или всеобщего понятия истории философии. 

4.2. Всеобщий момент бесконечного понятия истории  философии

Это абстрактное всеобщее (А=А), наследие от  конечности рассудка и формальной логики. Этот момент представляет  античность, греческая философия в целом. Всеобщее единство бытия и мышления есть, а вот бытие это или мышление различить нет возможности. Никакой борьбы (марксизм) «материализма» и «идеализма» на этой стадии не было. Не возможно отдельно фиксировать ни мышление и  бытие, ни объективность и субъективность, ни природу и дух. Два  мира Платона, тем более о борьбе двух лагерей,   двух линий  в истории философии есть заблуждение (МЛФ,  22 с.). Кто же был Аристотель материалист или идеалист,   со своим пониманием материи, и одновременно «вечным двигателем» (энтелехией) нематериальным началом абсолютной действительности?

Философия начинается с непосредственного знания  (Я. Бёме), т.е. абстрактное всеобщее (А=А) есть единство субъективного, которое непосредственно воспринимает  объективное, без дальнейшего  опосредствования, т.е. определения содержания. Непосредственное знание выступает в статусе «вещи в себе», той вещи, которой не коснулось никакое познание  внутреннего содержания, воспринимается только внешняя сторона, внешний образ, внешняя форма.  Абстрактное всеобщее, говорит само за себя, оно абстрактное, т.е. одностороннее. Так, как фиксирует только  отношение единичного эмпирического к себе самому (ЛЕС, 34 с.), а  в отношении вещи к самой себе означает, что ничего кроме данного отношения более нет, т.е. это Абсолют или всеобщее, но одновременно эта абстракция фиксирует только устойчивость, отрицает всякое внутреннее  движение, саморазвитие содержания. Любая философия  есть трансцендент, поэтому даже в античности наблюдаем  движение вперед  к следующему  историческому этапу. Поэтому это абстрактное всеобщее само себя отрицает, стремится к своей целостности.  На это указывает  первый диалектик  человечества Гераклит (движение есть единство бытия и небытия); отец диалектики  Платон, предлагавший находить во многом единое, а в едином  своё многое; Плотин видел в   ЕДИНОМ  как  боге три лица,  а Прокл  предположил   определенность связи трех  моментов в этом  ЕДИНОМ  (Троица Прокла).

Греческая философия рассматривает непосредственное единство бытия и мышление, поэтому  не знает многих форм диалектического мышления. Так у отца диалектики Платона  две способности диалектического мышления, отсутствует третий момент, и т.п. Важно что «диалектический процесс  объективного содержания является одновременно субъективным способом» (ЛЕС, 245). Т.е. греческая философия не знает распада содержания бытия и формы мышления этого содержания. Гегель в   будущей  «Науке логики» так и определил  метод диалектики: «осознание формы  внутреннего самодвижения  её содержания» ( НЛ, 35 с.).

Итак, в античности  бытие есть мышление, а мышление есть бытие, то далее чудовищный распад  на противоположности мышления и бытия, типа: то ползучий эмпиризм, то потусторонняя сущность.

4.3. Особенный  момент бесконечного понятия истории  философии

 Вторая ступень – ступень рефлексии, различения, противопоставления внутри его моментов.  Исторически эта ступень охватывает  средневековую философию и философию  нового времени. Различенность внутри всеобщего выступает как крайности номинализма* и реализма** средневековой философии, крайности  эмпиризма*** и рационализма**** философии  Нового времени. Всеобщее внутри себя распадается и создается видимость борьбы  противоположностей, да еще с правотой  одной стороны и ложью с другой. Наивность, т.к. при исчезновении одной  противоположности, другая тоже исчезает.

Здесь полное несоответствие содержания бытия с одной стороны, и субъективного способа  движения мысли. Сам материал неподвижен, все движение в сознании, позиция опытного знания. Доказательство в геометрии, той же теоремы Пифагора, сам треугольник неизменен, а сознание  делает дополнительные построения. Или субстанция Спинозы неподвижна, а Спиноза ходит вокруг этой субстанции, рассуждая об атрибутах, модусах..., а сама субстанция остается мертвой, в отличие от субстанции-субъекта Гегеля.

 

*Номинализм  (лат. nominalis — относящийся к именам, именной, от nomen — имя) — философское учение, согласно которому названия  понятий - это общие имена (универсалии). Номинализм отрицает онтологическое значение универсалий (универсалии не обладают действительным существованием). В рамках номинализма они являются отвлечением, общее существует после вещей (post rem). Крайний номинализм считает универсалии лишь словесным обозначением. Согласно Т. Гоббсу, универсалии есть имена, общие многим вещам. Иоанн Росцелин видел в универсалиях только слова (universale est vox).

**Реализм  в схоластике (европейской средневековой философии): постулирует реальное существование общих понятий (проблема универсалий), реализм есть то, что с другой точки зрения называется идеализмом. Противоположное направление — номинализм

***Эмпиризм (от др. - греч. ἐμπειρία — «опыт», «знание» [приобретаемое опытом]) — направление в теории познания, признающее чувственные ощущения источником знания. ЛАС: Опыт – источник знания в эмпиризме. Под опытом понимают познание единичного (Аристотель). Основатель  нового эмпиризма (индуктивная логика) Ф. Бэкон. К представителям эмпиризма следует отнести: эпикурейцевстоиковскептиковРоджера БэконаГалилея, Кампанеллу, ГоббсаЛоккаПристлиБерклиЮмаКондильякаКонтаДжона МилляБэнаГерберта СпенсераДюрингаИбервегаГеринга и многих других

 ****Рационализм (от лат. ratio — разум) — метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум. В Новом времени родоначальником рационализма является Р. Декарт. Представителей множество, начиная с Сократа (Лейбниц, Спиноза, Кант…).

 

4.4. Единичный  момент бесконечного понятия истории  философии

Напомню логику: «первая ступень - непосредственно-всеобщее, абстрактное; вторая ступень – ступень рефлексии, различения, противопоставления внутри его моментов; третья ступень – возвращение из той различенности к конкретному всеобщему единству бытия и мышления» (ЛЕС, 242 с.).  Видимость противоположных различий   снимается рефлексией    в  единичный момент разумного  понятия. Начали с бытия (непосредственного знания) и закончили монолитом этого бытия  с разумным мышление, т.е. в итоге получаем исходную позицию Парменида  как «мыслимое бытие». Весь этот период исторически представлен классической  немецкой  философией.

 Итак, если на первой ступени - тождество мышления и бытия, на второй ступени - распад на противоположности мышления и бытия, то на третьей ступени начинается самоопределение и саморазвитие всеобщего конкретного единства бытия и мышления. Т.е. в третьем периоде происходит возврат к первому периоду, здесь заново соединяются,  субъективное движение мысли и движение   самого объективного содержания, что и выразил Гегель в определении диалектики («НЛ», 35 с.).  После третьего  момента, когда достигается всеобщее единство природы и духа, все особенные формы природы и духа СНЯТЫ, история классической философии заканчивается, и начинается  развитие логики. По совам Ф. Энгельса («Диалектика природы»): «царство философии как науки наук кончило своё существование и за философией остается только одно – царство чистой мысли (формальная логика и диалектика)» (ЛЕС, 247-248 с.).  Философия по своей природе всеобщности противоречит утверждению Ф. Энгельса, якобы философия  занимается обобщением данных естествознания.

5. ЛОГИКА БЕСКОНЕЧНОГО ПОНЯТИЯ СУЩНОСТИ БЫТИЯ

Вся "Наука логика" есть переход  бытия в разум, и весь процесс этого перехода есть доказательство всеобщего  единства  бытия и мышления.  Бытие  в развитии становится разумом (истиной бесконечного понятия).   Материализм становится  и определяется как идеализм. Эти примеры можно продолжит, типа: объективное становится  субъективным, онтология  в развитии есть гносеология. К этому следует добавить, что везде двойная спираль ДНК, что означает, что идут и обратные процессы  в дальнейшем развитии и познании.

5.1 ЛОГИКА БЫТИЯ
Это внешние переходы от одной категории наличного бытия к другому, где снимается старая форма и возникает новая форма (мышления), где сохраняется старое содержание в возникшем новом измененном содержании.  На языке философии  это называется  диалектикой бытия и ничто в СТАНОВЛЕНИИ.

Становление выступает   как процесс перехода  противоположностей   друг  в друга. Впервые об этом я услышал от М.И. Белоногова,  когда он одну категорию А=А  рассматривал,  как содержание бытия, а другую противоположную категорию А=не-А  как форму мышления, т.е. переход содержания в форму (качество-количество); а далее все переворачивается  в дальнейшем процессе - мышление превращается в бытие, Это единство формы и содержания и их переходы Гегель зафиксировал в определении метода диалектики (НЛ/ Введение/35 с.). Итак, по форме здесь двойная  (пересекающая в плоскости) спираль ДНК, или лента Мебиуса - переход с внешнего на внутренний и наоборот, возможно бутылка Клейна или дуплест-сфера (вывернутый бублик). Или как заметил Б.Ф. Поршнев в анализе «О начале человеческой истории» то, что история в целом  есть «выворачивание вывернутого». Результатом этой логики стали разности, порождающие сферу конечного. Такова  первая логика учения о бытии в целом.

              5.2. ЛОГИКА СУЩНОСТИ БЫТИЯ
Только, привыкли к логике бытия, как при переходе к  сфере сущности  возникла  совершенно другая логика, В целом сущность есть НИЧТО БЫТИЯ, противоположность бытия, поэтому даже  «диалектик» Ленин возмутился, конспектируя «Науку логики», как это «сущность есть движение НИЧТО, через НИЧТО, да и к НИЧТО». Сфера сущности фиксирует переход  от внешности наличного бытия к её внутреннему содержанию. Внешность бытия представляет абстрактное всеобщее ( ЛЕС,   34 с.). Поэтому здесь появляется совершенно новая форма метода, с сохранение  метода бытия, т.к. это не просто  абстрактная сущность, а сущность бытия. Поэтому в сфере сущности мелькает СТАНОВЛЕНИЕ. Итак, в чем же заключается переход?  Это переход от абстрактного  ВСЕОБЩЕГО  к РАЗДВОЕНИЮ ЕДИНОГО,  что и содержит противоречие сущности как единство противоположного А=А  и  А= не-А. Это уже не  всеобщее, а особенное как  раздвоение ЕДИНОГО, как результат новой логики, логики сущности. Гегель обозначил эту логику перехода от внешнего к внутреннему  как единство рефлексии в себя (А=А) и рефлексии в иное (А=не-А), но подчеркну, не в «разное» иное, а иное самого себя, т.к.  это раздвоенность  ЕДИНОГО

Но фиксировать только одну  самоопределенность  есть однобокость,  Самоопределенность  отражает уже  измененное содержание, и измененную форму мышления этого содержания.   Самоопределенность и саморазвитие всегда выступают в единстве, т.к. это самоопределенность саморазвития.

 
  Итак, во второй стороне  метода  становления и снятия, происходит  переход  к новому, измененному содержанию и измененной форме мышления этого изменения содержания. Гегель определили диалектику, напомню: "осознание формы внутреннего самодвижения (самоизменения)  её содержания". Становление есть процесс возникновение нового содержания и формы.  Это снятие  первоначального, устойчивого содержание бытия  в новом измененном содержании (образ "матрешки"), поэтому мышление А = не - А, содержит в себе А =А. Это не различия, а  определенность всеобщего внутри себя, А = не А, есть видимость различия, т.к. бытие определяет себя в форме мышления как в своей противположности.

Итак, рефлексией в себя исходное содержание бытия «А = А» входит   во внутрь себя и видит там свое новое измененное содержание (А = не А). Рефлексия в  свое иное и есть вхождение в свое иное содержание, т.е. измененное первоначальное содержание. Особенностью рефлексии  в иное   противоположное является то, что эта рефлексия  объясняет, почему  бытие становится  мышлением при переходе  и  рефлексии в иное, и объясняет, почему объективная форма содержания бытия  переходит в свою противоположность в субъективную форму мышления, снимая в этом переходе свою объективность  в мышлении, и тогда само мышление становится  объективным. 
 Объективность в разуме, снятие НЕОБХОДИМОСТИ, а  субъективность есть случайность, хаотичность мышления.  Мышление в разуме  лишается субъективности, следуя адекватно изменению  объективного содержания бытия, становясь объективным  

       5.3. ЛОГИКА   ПОНЯТИЯ СУЩНОСТИ БЫТИЯ
Только, привыкли к логике сущности бытия,  как  при переходе к сфере понятия возникла  совершенно другая логика.  Если логика бытия  есть логика ВСЕОБЩЕГО  (все есть становление), то  логика сущности бытия есть логика ОСОБЕННОГО  (рефлексия, отсутствующая в сфере бытия), а логика понятия сущности бытия  снимает в себе  ЕДИНСТВО  логики бытия и логики сущности,  «Основное недоразумение»   напоминает  о  законе  прямого отношения объема и содержания понятия в диалектике, по которому все содержание категорий сохраняется в предельной категории –  в бесконечном понятии.  По этому же закону снимается все содержание предыдущей логики  в последующей логике. Поэтому логика  понятия выступает по сравнению с всеобщим и особенным  как ЕДИНИЧНОЕ. Аналогично и в системе Гегеля в целом: «Наука логики» есть ВСЕОБЩЕЕ; «Философия природы  есть  ОСОБЕННОЕ;  «Философия духа» есть  ЕДИНИЧНОЕ, так Гегель выразил бесконечное понятие единства мира.  Аналогично в  религиозной троице Прокла.

Вот почему в логике понятия используется и диалектика  бытия и ничто, и диалектика  рефлексий в себя и своё иное. А главное не различие, а единство этих двух различных логик. Вот почему метод абсолютного (бесконечного) понятия намного сложнее, чем в отдельности  логика бытия и логика сущности.

В третьем моменте «Науки логики» в понятии Гегель делает второе отрицание, используя интеграл логик становления и рефлексий, так он определяет  абсолютное единство  раздвоенных частей единого (знак «равенства» в различенности А « =» не-А). В итоге получается ЕДИНОЕ  как познанное  в абсолютном (бесконечном) понятии содержание эмпирического  ЕДИНИЧНОГО, круг диалектики замкнут, конец совпадает с началом. "Матрешка" усложняется, увеличивается на одну дополнительную "куколку", содержание УПЛОТНЯЕТСЯ  новым своим саморазвитием и новом самоопределении по форме мышления. Здесь возникает  интегральная целостность  монолита  бытия и мышления, начали с бытия, а закончили определенностью разума (мышления) этого бытия. Это истину провозгласил Парменид, представили в религии  как «Троицу Прокла», осознали в трех этапах истории классической философии, и окончательно определили  и развили  как высшую истину в бесконечном понятии  Гегеля.

 

Часть №2: практика применения диалектики к социализму и  некоторое новое в развитии теории марксизма
Ленин о законах очередности и волн революции
в общем понятии социализма: актуальность

Ленин о законах очередности и волн революции
в общем понятии социализма

Ленин о законах очередности и волн революции
в общем понятии социализма : очередность коммунистической революции

ДИСКУССИЯ: очередность и слабое звено революции
Ленин о всеобщем  понятии: 1)актуальность
1.МАРКСИЗМ  О ВСЕОБЩЕМ ПОНЯТИИ СОЦИАЛИЗМА: актуальность
2. МАРКСИЗМ  О ВСЕОБЩЕМ ПОНЯТИИ СОЦИАЛИЗМА: представления о бытии
3. МАРКСИЗМ  О ВСЕОБЩЕМ ПОНЯТИИ СОЦИАЛИЗМА: социалистическая норма
4. МАРКСИЗМ  О ВСЕОБЩЕМ ПОНЯТИИ СОЦИАЛИЗМА: сущность социализма
5. МАРКСИЗМ  О ВСЕОБЩЕМ ПОНЯТИИ СОЦИАЛИЗМА: реальность социализма
6. МАРКСИЗМ  О ВСЕОБЩЕМ ПОНЯТИИ СОЦИАЛИЗМА:  Гуманизм как результат снятие отчуждения (свобода и необходимость)
6.2 МАРКСИЗМ  О ВСЕОБЩЕМ ПОНЯТИИ СОЦИАЛИЗМА:  Гуманизм -ПРИЧИНА ОТЧУЖДЕНИЯ
6.3 МАРКСИЗМ  О ВСЕОБЩЕМ ПОНЯТИИ СОЦИАЛИЗМА:  отчуждение как различие сущности и существования
http://comstol.info/forum/index.php/topic,2583.msg231905.html#msg231905

6.4. МАРКСИЗМ  О ВСЕОБЩЕМ ПОНЯТИИ СОЦИАЛИЗМА:  отчуждение между человеком и природой, необходимость социализма
7. МАРКСИЗМ  О ВСЕОБЩЕМ ПОНЯТИИ СОЦИАЛИЗМА:  предпосылки моментов понятия и очередность снятия отчуждения
 СОДЕРЖАНИЕ: МАРКСИЗМ О ВСЕОБЩЕМ ПОНЯТИИ СОЦИАЛИЗМА
7.1. МАРКСИЗМ  О ВСЕОБЩЕМ ПОНЯТИИ СОЦИАЛИЗМА :
(1,2) Ленин о социализме в известном смысле

7.1. МАРКСИЗМ  О ВСЕОБЩЕМ ПОНЯТИИ СОЦИАЛИЗМА :
(6) Ленин о социализме в известном смысле, необходимость социализма

7.1.2 МАРКСИЗМ  О ВСЕОБЩЕМ ПОНЯТИИ СОЦИАЛИЗМА :
(2) Ленин о социализме в известном смысле, четыре основания

МИБ: СССР С ПОЗИЦИИ ТЕОРИИ МАРКСИЗМА
НЕДОКАЗАННОСТЬ  МАРКСИСТСКОЙ КРИТИКИ МЕТОДА ГЕГЕЛЯ
КРИТИКА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СОЦИАЛИЗМЕ
Классики марксизма о «первой» форме коммунизма (социализма):введение
Классики марксизма о «первой» форме коммунизма (социализма): противоречие снятия частной собственности
1.1.0. Коммунизм и «уничтожение» частной собственности: аннотация
2.(1,2). Классики марксизма о «первой» форме коммунизма (социализма): симметрия истории и слои отчуждения
4.1. Классики марксизма о «первой» форме коммунизма (социализма): упразднение или снятие государственной собственности  как всеобщности частной собственности
АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА СОЦИАЛИЗМА  И ЕГО АБСОЛЮТНАЯ НЕЗАКОНЧЕННОСТЬ ПОЗНАНИЯ
 (конкретное тождество теорий революций К Маркса и В.И. Ленина)

ФОРМАЛЬНАЯ И РЕАЛЬНАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ  СОЦИАЛИЗМА В СССР ИЛИ СЛЕДСТВИЕ  ГРУБО-УРАВНИТЕЛЬНОГО КОММУНИЗМА