Александр Владимирович Кирлан. Структура психики и наблюдаемой реальности в метафизической концепции информации

Информация
Год написания: 
2015
Систематизация и связи
История философии
Онтология
Гносеология
Эволюционизм
Этика
Философия религии
Философия науки и техники
Трансреальная философия
Эстетика
Психология

В психологии чаще говорят о структуре сознания. Однако, состояние «я есть», которое в метафизической концепции информации определено в качестве сознания, вполне может существовать и без памяти, поэтому лишено структуры. Сознание является тем первичным субъектом, который, согласно мнению Рене Декарта, сам познает любой объект, отчего не способен к познанию самого себя. [1]

О структуре можно говорить лишь в связи с психикой. Психика - это совокупность нашего знания и подсознания. А они, в свою очередь, есть ни что иное, как объем воспринятой информации, отождествленный с личностью человека.

Впервые структуру психики взялся изучать еще Вильгельм Вундт, основатель научной психологии. Для этого применялся метод самонаблюдения, интроспекции. И хотя позднейшие психологи критиковали интроспекцию за субъективность, она позволила выяснить, что ресурс нашего внимания ограничен и подобен лучу, яркость которого теряется на периферии. Но даже при пассивном созерцании внимание стремится к пониманию и объединяет отдельные явления в концепции. Это обусловило возникновение гештальт психологии, основанной на представлении о важности когнитивного завершения любого нашего впечатления. Гештальт-психологи первыми исследовали феномен инсайта – внезапного озарения при попытке решить задачу. 

Бихевиоризм попытался избавиться от субъективности метода интроспекции и рассматривал психику подопытных животных и человека в качестве «черного ящика», о свойствах которого можно судить только по объективным реакциям на различные стимулы. Этот подход позволил обнаружить то, что в психологии называется когнитивной картой реальности, и доказать, что она формируется в результате обучения. Представление о наличии в нашей психике когнитивной карты реальности вынудило психологию начать строить гипотезы о структуре психики.

Австрийский психолог, психиатр и невролог Зигмунд Фрейд долгое время занимался лечением неврозов методом психоанализа. Приобретенный опыт позволил Фрейду предложить триединую структуру человеческой психики, состоящую из «оно», «я» и «сверх я». [2] Позднее «оно» начали называть подсознанием, то есть информацией, хранящейся в мозге и влияющей на наши реакции, но по различным причинам недоступной для осознания. А термином «сверх я» Зигмунд Фрейд обозначил ложное представление о себе, возникающее под влиянием идеалов общества и конфликтующее с «истинной» сущностью личности. Этот конфликт Зигмунд Фрейд назвал причиной неврозов. Кроме того, Зигмунд Фрейд впервые определил либидо как основополагающее стремление всякого существа к жизни, которое он связал с половым влечением, не обнаружив в психике ничего более фундаментального. Исходя из материалистических представлений о структуре психики, Зигмунд Фрейд описал множество психологических механизмов ее работы и самозащиты, которые справедливы до сих пор.

Гуманистическая психология, признавая триединую структуру человеческой психики, предложенную Зигмундом Фрейдом, не согласилась только с деструктивным описанием сущности «сверх я». В гуманистической психологии «сверх я» сочли важным комплексом этических представлений личности, определяющим дальнейший вектор ее развития, то есть идеалом, стремление к которому позитивно.

Развивая теорию Зигмунда Фрейда, швейцарский психиатр Карл Густав Юнг неожиданно обнаружил в глубине подсознания разных пациентов одинаковые образы, напоминающие мифологические символы, которые Юнг назвал коллективным бессознательным. На основании своих наблюдений Карл Густав Юнг усовершенствовал структуру психики, предложенную Зигмундом Фрейдом до теории архетипов. Эта теория оказалась близкой к религиозному идеализму. Поэтому «сверх я» Карл Густав Юнг определил как самость человеческой личности, с которой необходимо воссоединиться для гармоничного существования. [3]

Другие модели структуры психики в общих чертах повторяют предложенные модели. Но все они одинаково игнорируют важный тезис о том, что сознание возникает лишь в качестве отображения внешней информации.

Психологи давно задались вопросом: могло ли возникнуть сознание у организма, обитающего в благоприятной среде, неизменная часть которой содержит все необходимое для его жизнедеятельности? Судя по тому, что удалось узнать о сознании, в абсолютно комфортных условиях возникновение сознания невозможно. Это нетрудно доказать на простом примере: длительное пребывание человека в пустой, темной комнате из-за отсутствия внешних впечатлений сначала превращается в пытку, а потом сознание такого человека впадает в прострацию или начинает галлюцинировать, искусственно создавая для себя необходимые впечатления. Таким образом, сущность сознания в познании, при отсутствии которого оно заметно ослабевает или исчезает вовсе.

Этапы эволюции психики в условиях естественного отбора, описанные советским психологом Алексеем Николаевичем Леонтьевым, можно считать параллельной моделью структуры психики, учитывающей познавательную сущность сознания. [4]

Согласно схеме Алексея Леонтьева, первый этап эволюции психики (у простейших организмов и насекомых) означает врожденные реакции на отдельные ощущения. Обучение такой психики невозможно, поскольку ей недоступно возникновение новых образов. Второй этап эволюции психики (у рыб, рептилий и простейших птиц) допускает объединение внешних впечатлений в новые образы, отношения между которыми еще непонятны. Такая психика способна к незначительному изменению врожденных реакций. Третий этап эволюции психики (у высших птиц, млекопитающих и человека) подразумевает не только наличие отдельных образов, но и определение взаимосвязи между ними. Данная психика способна к интенсивному обучению, эффективность которой зависит от объема и структуры ее нейронной сети.

Можно предположить, что два предыдущих этапа эволюции психики не поглощены разумом в психике человека, а представлены альтернативными структурами мозга. Этим объясняется конфликт выводов разума с эмоциями (первый этап эволюции психики) и подсознанием (второй этап эволюции психики). Тогда придется признать, что насекомые уже испытывают эмоции. Вероятно, сущность эмоций в реакциях простейшей нейронной сети на внешние стимулы. Страх – это приказ убежать, гнев – приказ наказать, зависть – приказ отобрать, любовь – приказ объединиться с объектом любви. Важно отметить, что ощущения и эмоции лишены формы. А подсознательные реакции человеческой психики, скорее всего, подобны условным рефлексам рептилий при распознавании знакомого образа, сложившегося во втором центре управления организмом.

В человеческой психике все три центра управления взаимосвязаны, и человек способен испытывать сложные эмоции, недоступные насекомым, например депрессию – приказ изменить свою жизнь. Однако, это не мешает нашему разуму периодически конфликтовать с эмоциями и подсознанием.

В поисках модели структуры психики, адекватной представлению о познавательной сущности сознания, автор статьи неожиданно обнаружил нечто подобное в мистической еврейской традиции, именуемой каббалой. Название «каббала» происходит от ивритского корня «кабал» - воспринимать, получать. В русский язык это слово попало из хазарского языка во времена Золотой Орды и приобрело на Руси отрицательный смысл. Договора займа, которые христианские монастыри заключали со свободными крестьянами, назывались кабальными договорами. Проценты по ним были так высоки, что редкий крестьянин избегал крепостной зависимости от кредитора.

Как и всякая мистическая традиция, каббала имеет много общего с другими мистическими традициями, особенно с ведической, древнеегипетской и буддизмом. Однако, лишь в каббале наиболее четко представлено так называемое Древо Познания. Его альтернативные названия – Древо Сефирот (рост сферы), Чакры (сферы), Иггдрасиль (европейское древо жизни), Эннеада (гелиопольская девятка богов), Ашваттха (древо познания в раннем индуизме), Бодхи Друма (древо познания в буддизме).

По мнению автора статьи, каббалистическое Древо Познания оказалось искомой моделью структуры психики, причем в единстве с внешней реальностью, которая воспринимается психикой. Возможно, много веков, посвященных самонаблюдению (интроспекции) в измененном состоянии сознания, позволили древним мистикам совершать открытия, к которым современная наука приходит только сегодня. Все мистические культуры изначально были шаманскими и применяли психотропные вещества, которые в арийской традиции называются сомой. [5]

Предлагаемая интерпретация Древа Познания является интуитивным выводом автора статьи и не бесспорна. Однако, ни один современный каббалист не обладает привилегией на точную интерпретацию или хотя бы на полное раскрытие традиционной интерпретации Древа Познания, учитывая тот факт, что каббала всегда предписывала скрывать свои секреты от непосвященных. [6] Популярная каббала [7,8,9], наводнившая сегодня книжный рынок и медиа пространство, скорее создает психокульты, чем раскрывает истину. Впрочем, даже ортодоксальные каббалисты [10,11,12,13] могли не вполне понимать смысла услышанного. Поэтому исследуем аллегории Древа Познания с точки зрения метафизической концепции информации.

***

Согласно каббале, сознание возникает путем разделения на две части исходного состояния, именуемого Эйн Соф, что в перевод с иврита означает – «нет пределов». Его можно представить в качестве мира, лишенного измерений. В состоянии Эйн Соф субъект познания еще в единстве с объектом, поэтому древнегреческий аналог Эйн Соф – это Хаос. В буддийской традиции Эйн Соф именуется Шуньятой, пустотой.

Все миры Древа Познания не трансцендентны, а регулярно ощущаются каждым человеком. Эйн Соф ощущается нами в качестве небытия обморока или сна, лишенного сновидений. Идея о том, что в основе существования лежит пустота сознания, в древности была настолько общеизвестна, что попадала даже в книги, далекие от религии.

«Жизнь в наших телах возникает из середины небытия. В существовании там, где нет ничего, заключается смысл фразы: «Форма - это пустота». В том, что все вещи рождаются из небытия, заключается смысл фразы: «Пустота - это форма». Не стоит думать, что это две разные вещи.» [Ямамото Цунэтомо. Сокрытое в листве.]

Если понаблюдать за собой в состоянии полудремы, когда сознание то проваливается в пустоту, то возникает опять, можно заметить, что момент пробуждения напоминает судорогу небытия. Чтобы появилось «я» необходимо наличие «не я». Судорога пробуждения сознания и является разделением Эйн Соф на объект и субъект. В лурианской каббале его так и называют – цимцум, дословно – сокращение, подобное оргазму.

Изобразив Эйн Соф как бесконечную плоскость, начертив на ней окружность и вообразив, будто хаос от границ окружности сжимается в центральную точку, можно получить представление о сущности духовного сокращении в двумерном пространстве. По крайней мере, так цимцум описал Ицхак Лурия Ашкенази, каббалист XVI века. [6,14]

Цимцум напоминает процесс возникновения черной дыры в материальном космосе. Большой Взрыв, породивший нашу вселенную, согласно физической теории Никодема Поплавского, считается продолжением черной дыры предыдущей вселенной. [«Предпосылки интереса современной науки к метафизической концепции информации»] Аналогично сокращенная часть хаоса, исчезая как черная дыра в предыдущем космосе, превращается в цель познания, аллегорически - сияния (Зоар) нового космоса. Возвращаясь к физической теории, тоже можно предположить, что в Большом Взрыве возникает не природа, а законы природы. 

Хотя первый цимцум создает лишь одно измерение между объектом и субъектом познания. Это измерение Ицхак Лурия Ашкенази назвал кав, в переводе с иврита – линия или луч.

Бесконечность Эйн Соф, деленная надвое, остается бесконечностью для себя самой. Но по отношению к другой части она уже – одно или другое, то или это. Сокращенная часть бесконечности в каббале получила названия - брейшит (сотворение), сияние, блеск, точка, начало, или Хокма, в классическом переводе - мудрость. Небытие в ней как бы предельно сокращено относительно пассивной части. В других мистических традициях Хокма называется – Замыслом, Логосом, Дао, Абсолютом. Это источник законов природы, по которым мы живем, как и всей истины, которая может быть воспринята существом.

Несокращенная часть бесконечности Эйн Соф в каббале именуется Бина, в переводе – познание, понимание. Это наше сознание. Мы ощущаем Бину в качестве внимания и состояния «я есть». Соответственно, возникает потенциал воссоединения между Биной и Хокмой. Поэтому в глубине психики каждого существа есть память изначального единства «я» с «не я». Она ощущается как желание. Мы желаем овладеть только тем, что внешне относительно «я». И наоборот - когда чего-то желаем, значит, не воспринимаем это частью нашего «я».

Фундаментальный уровень существования, где возникает первое желание (информация о необходимости воссоединения), в каббале называется миром Ацилут (эманация, возбуждение). Таким образом, первопричиной всех желаний каббалисты считают стремление Понимания к Мудрости. Вот каково подлинное либидо нашей психики. 

Информацию о наличии Мудрости в каббале называют светом Хокмы, Ор Хокма. Сравнение возникло, поскольку освещение делает реальность понятнее. Однако, в мире Ацилут между Хокмой и Биной возникает непреодолимое препятствие, бездна или занавес - Махсом. Такое состояние сознания называется в каббале Ацмуто, непостижимостью.  Современные каббалисты говорят - Творец сокрыт от творения подобно тому, как мы отделены от света в физическом пространстве-времени на триста тысяч километров в секунду. Творение не способно воспринять никакой информации о Творце - абсолютное незнание (тьма), вместо всезнания (свет), потенциально доступного после восприятия всей информации, скрытой в Мудрости. Поэтому дальнейший рост Древа Познания продолжается только из Бины, а Хокма уже не изменяется.

Непостижимость Мудрости обусловлена отсутствием возможности передачи информации от Хокмы – Бине. Для передачи не хватает энергий и форм. В космосе Ацилут можно угадать уже три «алхимические» стихии – «огонь» (Хокма), «вода» (Бина) и «воздух», на иврите – Авиюр. Авиюр – это пространство между Хокмой и Биной, заполняемое новыми каббалистическими мирами. Не хватает только «земли».

***

Алхимическая стихия «земля» - это наша способность воспринимать информацию из Абсолюта, то есть ощущать. Но прежде отметим парадокс пустоты матрицы законов природы. Ни одно наблюдаемое явление или объект невозможно отождествить с ней. Тем ни менее, единая матрица законов природы реальна, поскольку всякая энергия и материя структурированы в соответствии с ней. По отношению к сознанию, первоисточник законов природы действительно «сокращен в точку», исчез, и мы способны воспринимать лишь результат его исчезновения.

Теперь задумаемся – как ощущается в нашей психике сокращение бесконечности  Эйн Соф, то есть цимцум? Оно ощущается как воля. Воля – это способность сознательно сокращать духовный хаос ради нового уровня космоса. Исходя из постигнутого знания о последствиях наших поступков, мы сдерживаем спонтанные желания. Человек, не способный подчинять спонтанные желания разуму, называется безвольным. Поэтому необходимо отличать понятие воли от понятия желания. Волю порождает разум, то есть наивысшая достигнутая человеком степень понимания Абсолюта. И в принципе воля способна сократить любое желание, вплоть до стремления к жизни. В религиозных представлениях разных народов возникновение или обновление космоса часто связывают с самопожертвованием Божества. Философский вопрос о свободе воли в каббале решен однозначно – наша психика изначально способна отказаться от хаоса, поскольку даже возникла в связи с таким сокращением. 

Не удивительно, что новый уровень космоса, то есть понимания Абсолюта, наша психика обретает в связи с новым сокращением хаоса. Желая познать Хокму, Бина повторяет действие, которое привело к возникновению Хокмы. После этого в Бине возникает степень подобия Хокме, достаточная для ощущения Хокмы в себе.

В каббале об этом говорится, что для обретения свойства получения (восприятия) прежде необходимо достичь свойства подобия. В качестве примера современные каббалисты ссылаются на барабанную перепонку нашего уха, которая ощущает звук, поскольку способна повторять колебания воздуха. Можно предложить еще одну аллегорию – обучение новорожденного начинается с копирования повадок родителя.

Так или иначе, но продолжение каббалистического Древа Познание происходит благодаря цимцуму в Бине. Сознание тоже «исчезает», подобно первоисточнику законов природы, и ни один следующий объект уже нельзя с ним отождествить. В результате возникает новый, двумерный космос, именуемый в каббале миром Брия, творение.

***

Мир Брия можно изобразить плоской окружностью. Центральную точку мира Брия (эквивалент присутствия Абсолюта в двумерном космосе) каббалисты называют Хесед, милость, или добро. Эманацию Хесед каббалисты именуют Ор Хасидим, светом милости. В отличие от Ор Хокма, Ор Хасидим уже воспринимается нашей психикой в качестве ощущения. Способность психики ощущать Ор Хасидим, именуется Кли, сосуд. Нетрудно догадаться, что в научной терминологии Ор Хасидим соответствует энергии, а Кли – нейрону.

Как бы оправдывая наше предположение, каббалисты утверждают, что Ор Хокма облачается в Ор Хасидим. В  двумерном космосе нашей психики информация матрицы законов природы превращается в энергию.

По мнению каббалистов, первыми ощущениями, доступными нашей психике в двумерном космосе, являются наслаждение и страдание. Вероятно, наслаждение аналогично возбуждению нейрона. Наслаждение означает удовлетворение желания, страдание – его неудовлетворение.

Нетрудно догадаться, что способность ощущать непредсказуемый Абсолют вызывает у психики дискомфорт. Поэтому алхимическая стихия «земля» ассоциируется с потерей райского блаженства. Кли иначе называется Гвура – строгость или зло. Ведь обучение невозможно при использовании только стимула «правильно». Периодически необходим стимул «неправильно». Люди, не принимающие познавательного смысла жизни, считают мир природы ужасным и не верят, что избавление от страдания возможно лишь путем обретения лучшего понимания. Хотя ведическая традиция однозначно подтверждает, что все страдания – от невежества.

***

После знакомства с принципом работы нейронной сети, нетрудно догадаться, что Кли (сосуд), подобный нейрону, для продолжения обучения должен превратиться в нейронную сеть. Поэтому Кли тоже сокращает в себе хаос, и вместо одного нейрона на новом уровне психики возникает много нейронов. Каббалисты говорят: Кли (сосуд) превращается в Клипот (осколки). В результате психика созерцает трехмерный космос из образов, который на иврите называется Ецира (формирование). Благодаря образному восприятию Абсолюта психика обретает способность к обучению.

Мир форм можно изобразить в качестве сферы. Эквивалент присутствия Абсолюта в трехмерном космосе каббалисты называют Нецах (вечность), а сферу, которую Нецах порождает – Ход (великолепие).

Начинается когнитивная обработка образов сферы Ход. В итоге возникает идеальный образ Абсолюта, с которым начинает сравниваться любой новый образ. В каббале идеал называется Тиферет (красота). Тиферет изображают в центре Древа Познания, поскольку процесс его формирования не статичен, а соответствует росту третьего измерения.

Важно отметить, что для психики Тиферет служит идеальным представлением не только о внешней реальности, но и о себе. Поэтому Тиферет является нашим самосознанием, а трехмерный космос Ецира аналогичен всей информации, хранящейся в нейронах нашего мозга.

Однако, название сферы Ход не зря напоминает слова - гад, ад, аид (в зависимости от огласовок). Для каббалиста это был загробный мир, в котором пребывают тени усопших. Мы заглядываем в него в сновидениях. По мнению автора статьи, представление о загробном мире у наших далеких предков возникло в связи с необходимостью объяснить – почему мы встречаем во сне людей, которые уже умерли? Осознанные сновидения делают эти образы ярче, чем наяву. Поэтому толкование сновидений и наркотических галлюцинаций в шаманских культурах было аналогично анализу трансцендентного опыта. Судя по обычаям древнейших культур (азиатские дравиды, австралийские аборигены), трансцендентные впечатления считались более важными, чем материальные. Поэтому наиболее яркие сновидения и наркотические галлюцинации сохранялись в народной памяти, создавая  мифологию.  

Если есть смысл в теориях Никодема Поплавского и Даяна Стойковича [Кирлан А.В. Предпосылки интереса современной науки к метафизической концепции информации], тогда трехмерный космос Ецира является такой же полноценной сферой нашего обитания, как материальный мир. Отличие космоса Ецира от материального космоса заключается в отсутствии измерения пространства-времени. Автор статьи не берется судить о том, продолжается ли наше существование в космосе Ецира после физической смерти. Но если ощущение времени там действительно субъективно, то приближение физической смерти способно его замедлять до состояния сингулярности, отчего процесс умирания превращается для личности в вечность.

***

Когда нейронная сеть перестает справляться с анализом информации, возникает так называемый паралич сети и дальнейшее обучение бессмысленно. Чтобы предотвратить интеллектуальный паралич одной нейронной сети в математике используют набор по-разному организованных сетей, каждая из которых обучается отдельно.

По мнению каббалистов, аналогично возникает материальный мир, который именуется Асия (деятельность). Это буквальный аналог санскритского слова «карма».

Состояние Тиферет (красота), достигнув предела обучения в сфере Ход (великолепие) сокращается в новый, четырехмерный космос Асия. Мы ощущаем это сокращение как рост пространства-времени. Точнее, на Земле мы ощущаем только течение времени, хотя на самом деле время растет вместе с пространством, о расширении которого астрономы узнали сравнительно недавно. Феномен роста пространства-времени вызван увеличением числа существ во Вселенной. Пространство-время нас разделяет, а где его нет – мы единое существо. Поскольку количество существ возрастает в геометрической прогрессии, галактики разбегаются с ускорением, причем, ускоряется не только рост пространства, но и времени. Поэтому событие, случившееся миллион лет назад, удаляется в прошлое быстрее, чем вчерашнее событие. Вот какое необычное объяснение расширению Вселенной может предложить метафизическая концепция информации.

В четырехмерном космосе Асия вместо одного комплекта Клипот (нейронная сеть) возникает бесчисленное множество комплектов, которые обучаются по отдельности. Поэтому в материальном космосе каждое существо обитает в параллельном мире, соответствующему его уровню понимания Абсолюта, хотя все эти субъективные миры не автономны, а связаны через Абсолют. В индийской мифологии разделение единого Амана на множество существ олицетворяет Кундалини – змея с тысячью голов, вырастающих из одного хвоста, а также бесконечное число ликов Кришны.

Благодаря новому уровню психики сознание получает возможность анализировать не только образы, порожденные информацией из Хокмы, но и себя в разных вариантах. Познание дополняется наблюдением за наблюдающими. В итоге эффективность обучения возрастает, и паралич нейронной сети преодолевается.

Но в нейронной сети, состоящей из множества модулей, нет смысла, пока опыт разных модулей не сводится воедино. В материальном космосе Асия это достигается конкуренцией между существами. Существа с низким рейтингом достоверности предсказаний вытесняются существами с высоким рейтингом.

Время делает естественный отбор эффективней, создавая задержку между реакцией существа и результатом после нее. Существо с низким рейтингом достоверности предсказаний успевает отреагировать неправильно много раз, прежде чем приходят ответы на первые реакции, что усиливает выявление тупиковых модулей вселенской нейронной сети.

Вторым этапом сведения воедино результатов обучения разных существ является возникновение вербального обмена. У животных это выражено в подражании чужим повадкам, у человека – в наличии речи. Речь позволяет передавать личный опыт намного точнее, чем поведением. Поэтому люди значительно опередили других земных существ в обучении.

Человеческая речь порождает удивительный феномен роста коллективной информации общества, то есть знание. В индуизме оно именуется Брахман (растущий ум), а одиннадцатая (секретная) сфера Древа Познания так и называется – Даат (знание).

Поведение общественного человека нетрудно смоделировать. При возникновении нестандартной ситуации, нейронная сеть человека сначала принимает решение самостоятельно. Но если рейтинг достоверности предсказаний у человека низок, он склонен советоваться с другими. Общение можно сравнить с опросом других людей, у которых, по мнению этого человека, рейтинг достоверности предсказаний выше. Получив результат опроса, человек способен предпочесть чужой вариант реакции.

Так знание, добытое предками, превращается в фундамент для дальнейшего понимания Абсолюта. Эволюция нашего общества подобна растянувшемуся на многие тысячелетия процессу добычи знания. Ни одно существо не способно пройти тот же путь за одну жизнь, но использование коллективного опыта позволяет сделать чужие жизни частью нашей.

Способность человека воспринимать знание назовем умом. На каббалистическом Древе Познания возникновение ума отмечено как Йесод (трон), достигающее развития в Шхине (присутствие). Подразумевается непосредственное присутствие в материальном космосе Творца, которое ощущается как законы природы.

Интерпретация Древа Познания в качестве когнитивного процесса позволяет лучше понять смысл каббалы. Ведь главной целью любого мистика всегда являлось не светское знание, а йога, то есть - слияние с Творцом. Но поскольку Абсолют, порождающий все миры, оказался информацией, следовательно, и слияние с Абсолютом должно быть ментальным.

В предыдущих статьях мы уже обсудили необычные свойства информации. Одно из них можно сформулировать так: «Даже самая точная копия материального предмета окажется другим предметом, отличным от оригинала, а понимание смысла подразумевает один и тот же смысл. Например, невозможно знать миллиард разных таблиц умножения – каждый человек знает одну и ту же таблицу умножения.» [Кирлан А.В. Метафизическая концепция информации] По этой причине, когда знание личности совпадет с информацией Абсолюта, самосознание личности превращается в Абсолют. Именно это в разных мистических традициях называется всезнанием, пробуждением, просветлением. Поэтому в каббале ум сравнивается с троном, который должен занять Творец. Просветленный человек достигает осуществления смысла жизни, поскольку в его теле осознает себя Абсолют.

В каббалистической символике, после достижения человеком просветления, его изначальный космос Эйн Соф превращается в Кетер (корону), то есть окончание Древа Познания воссоединяется с началом. Это подтверждает альтернативное название уровней Древа Познания, которое вырастает из Руах (информация), прорастает через Нешаму (эмоции), Нефеш (животную душу) и завершается опять в Руах. В алхимической традиции осуществление смысла жизни символизировал змей Уроборос, поймавший себя за хвост, в древнеегипетской мистике аналогично изображали вечно умирающего и воскресающего Осириса, а в лаконичном дзен-буддизме просто рисовали круг, стремящийся к завершению.

Прежде чем закончить описание каббалистической модели структуры психики, хочется подчеркнуть, что многие мистические традиции предлагали такую же модель. Например, иерархия Древа Познания аналогична Эннеаде (гелиопольской девятке богов): Эйн Соф – Небнечер, Хокма – Шу, Бина – Тефнут, Хесед – Нут, Гвура – Геб, Тиферет – Осирис, Нецах – Нефтида, Ход – Сет, Йесод – Исида, Шхина – Хор, Даат – Дуат, Ацилут – Хепри, Брия – Ра, Ецира – Атум, Асия – Осирис. А в индийской традиции этапы роста Древа Познания подобны расположению чакр.

Индус на рисунке перевернут вниз головой, поскольку Древо Познания, по широко известному объяснению каббалистов, «растет корнем вверх». В индийской традиции чакры соответствуют отраженным цветам радуги, а разные части тела обозначают «границы» между уровнями психики. Предложенной интерпретации Древа Познания можно найти подтверждение и в священных текстах других традиций, но этому нужно посвящать отдельную статью.

***

Насколько научной способна оказаться донаучная модель структуры психики? Это зависит от дальнейших открытий в психологии, неврологии и физике. Подтверждение космогонии, соответствующей теориям Стойковича и Поплавского, однажды может превратить гипотетический «астральный мир» в неотъемлемую часть научной картины мира.

С другой стороны, метафизическая концепция информации уже сейчас позволяет объяснять некоторые загадки. Например, почему смерть запрограммирована в нашей генетике? Ведь если естественный отбор происходил по критерию выживания, тогда выгоднее иметь организм, гибель которого возможна лишь от внешних причин. Смерть вредна для выживания, поскольку выживание - это отсутствие смерти. Однако, за исключением редких разновидностей гидр и медуз, все существа неизбежно умирают от старости. Оценим эволюцию с точки зрения метафизической концепции информации. Для появления человека на Земле понадобилось четыре миллиарда лет. Учитывая высокую вероятность космических катаклизмов, возраста целой Вселенной могло не хватить для возникновения существ, способных к нашему пониманию, если исключить из эволюции активную смену поколений. Эволюция скорее направлена на создание наиболее совершенной нейронной сети, а живой организм тестирует ее уровень адаптации. Причем, важны все сферы понимания – от смутных ощущений микроорганизмов до абстрактных концепций о Вселенной. 

Таким образом, смысл жизни в познании, и лучше ему соответствовать, чтобы прожить счастливую жизнь. Любая зона комфорта, позволяющая почивать на лаврах, противоестественна. Вместо стабильности предполагается сознательное стремление к прогрессу. Не случайно у евреев, чья мистика породила каббалу, имеется поговорка: «если жизнь не меняется к лучшему, подожди – и она изменится к худшему». Познание – единственный способ избавления от страданий, и все свободные силы и средства общество обязано вкладывать в образование, науку, искусство. Эта стратегия особенно актуальна сегодня, когда возникла проблема нехватки рабочих мест. Наука – единственная сфера деятельности, где окупаются любые капиталовложения. Даже отрицательный результат научного проекта улучшает наше понимание законов природы, а положительный результат значительно усиливает наши возможности.   

Обнаружение смысла жизни в познании опровергает умозаключения некоторых философов-моралистов о пользе уничтожения человечества. Наиболее явно сформулировал эту идею современный российский философ-экстремист Александр Гельевич Дугин: «Где Кали-юга, когда Кали-юга? Кали-юга тогда, когда мы начинаем подозревать, что находимся внутри иллюзии. И мы подходим к концу существования этой иллюзии, все более и более осознавая ее природу. Но как перешагнуть через иллюзию? Как завершить Кали-югу? Как достичь конца мира? Нам надо думать не о том – наступит или не наступит конец мира? Лучше думать – как его осуществить… Мы сами должны принять это решение, найти способ закончить историю… Ценность статус-кво человечества никем еще не доказана, не аргументирована. Нет ни одной диссертации на тему - почему человечество обязано выживать.» [15]

В чем причина подобного мировоззрения? Исходя из морали, невозможно оправдать мир. Даже самые оптимистичные моралисты однажды понимают, что мир останется несовершенным. И тогда у моралистов возникает надежда на идеальный загробный мир после гибели всех людей. Мир оправдывает только понимание, что смысл жизни в познании законов природы, а наши текущие представления о совершенстве – лишь этапы на этом пути. Все страдания от невежества. Автор статьи надеется, что интеллектуалы не позволят моралистам сжечь мир.

Метафизическая модель психики позволяет сделать вывод, что познание реализуется по механизму формирования идеальных образов. Мы воспринимаем их как красоту, здравый смысл, справедливость, мораль. Обучение подразумевает копирование, а рассуждение основано на аналогиях, даже когда мы их не замечаем.

Не смотря на онтологическую близость к религии, метафизическая концепция информации критична по отношению к современным религиозным культам, которые утверждают, что человек общается с Богом, когда думает о Боге. Метафизическая концепция информации предполагает, что человек общается с Богом, когда просто думает. Размышляя, мы исследуем картину мира, сформировавшуюся в нашем сознании. И поскольку мир является эманацией Бога, мы исследуем образ Бога на том уровне, на котором Бог нам открылся, всегда, когда ищем правдивый ответ на любой вопрос.

Людей разделяют не классы, нации и религии, а уровень интеллекта. Интеллект – это осознание истинных закономерностей законов природы и отказ от мнимых закономерностей. Законы природы едины – они не делятся на исламские и христианские, русские и американские, буржуазные и рабоче-крестьянские. Чем выше уровень интеллекта у людей, тем более близкие решения проблем они будут предлагать, независимо от национальности, имущественного положения и вероисповедания. И наоборот, чем ниже уровень интеллекта, тем больше разнообразия в представлениях людей о пути к благу. Поэтому в государствах с низким уровнем интеллекта демократия превращается в анархию – люди там не способны прийти к единому мнению.

В связи с метафизической концепцией психики, для практической психологии возникает новая сверх задача: недопустимо избавлять пациента от страдания, стирая из его памяти шокирующие воспоминания. Данная методика аналогична «вытеснению» невыгодных впечатлений в подсознание, где они окажутся источником скрытого комплекса. Ощущение душевного комфорта не является смыслом жизни. Психотерапевт обязан помочь пациенту принять любой опыт, нейтрализуя вредные эмоции, а не полезное знание.

Психологами установлено, что эпизодическая память исчезает только при физическом повреждении нейронов. Это означает – мозг помнит все до мельчайших подробностей, хотя эта память не осознается нами, превратившись в подсознание. Но почему? Оказалось, что забывание нюансов – естественный механизм для создания абстрактных концепций. Ради лучшего понимания мы вынуждены забывать второстепенное. Подсознание – расплата за знание. Обычный человек запоминает не подробности, а концепции. Были исследованы люди с феноменальной эпизодической памятью - эйдетики и саванты. Саванты вспоминают мельчайшие нюансы событий, случившихся много лет назад, заучивают наизусть огромные тексты, но испытывают трудности с логикой, вплоть до слабоумия. Они ориентируются в ситуации только по аналогии с какой-то из прежних ситуаций. Эйдетики намного более разумны, хотя феноменальная память тоже мешает им рассуждать. Пример сверх памяти, не отягощенной слабоумием – Соломон Шерешевский. [16] В умеренном варианте эйдетик – это классический гуманитарий, запоминающий слова, образы, эмоции, запахи, но неспособный к абстрактному мышлению, в отличие от «технаря», который помнит концепции, а не подробности. Хотите, чтобы воспоминания перестали Вас мучить? Обдумайте их.

Исходная информация законов природы бесформенна и нигде не проявлена материально, хотя всякая физика структурирована ей. Итоговое знание в нашем сознании тоже бесформенно и нигде не проявлено материально, хотя создает все образы наблюдаемой реальности. Одна бесформенность воплощается в другую бесформенность, и между ними есть лишь одно отличие – степень понимания.

Особую важность приобретает также понятие воли. Странно, что наука долго игнорировала ее, сомневаясь в свободе выбора. Воля – онтологическое и важнейшее качество психики, которое можно и нужно развивать. Для безвольного человека бесполезны любые советы и методы психоанализа, поскольку он не способен действовать, исходя из выводов интеллекта. Все традиционные духовные практики подразумевали развитие воли, сущность которой - в управлении лучом своего внимания. Поэтому свобода воли уже доказана экспериментально - управление вниманием и обработка информации существуют в мозгу независимо друг от друга. [17] В буддизме тренировкой внимания занимались дзен и тантра, в индийской традиции – тапас, в христианстве – аскетизм. Более того – сильная воля считалась у мистиков главным условием для сверхъестественных способностей и достижения просветления.

Кроме того, метафизическая модель психики предполагает, что до уровня подсознания есть еще энергетика. Подсознание основано на образах, а энергетика – на врожденных механизмах жизнедеятельности. Мы ощущаем свою энергетику в качестве эмоций. Человек, чья энергетика дисгармонична, не способен контролировать спонтанные реакции. Поэтому занятия физкультурой, хатха-йогой, медитацией и даже сексуальной тантрой должны стать частью практической психологии.

Метафизическая модель психики предполагает, что сознание эквивалентно вниманию. Потому наше сознание наполняется тем, что созерцает. Отдельным уровням психики доступны разные возможности созерцания. Если внимание человека сконцентрировано на бесформенных ощущениях и эмоциях (Брия), он теряет способность воспринимать информацию материального уровня (Асия). Поэтому эмоции ослепляют интеллект. Аналогично, интеллект ослабляют подсознательные предубеждения (Ецира), которые аналогичны сновидениям. Сильное влияние подсознательных образов порождает галлюцинации наяву. В сновидениях мы наблюдаем их в естественных условиях отключения от материальных впечатлений. Наше сознание способно игнорировать любой уровень Древа Познания, от материального до эмоционального, вплоть до полного небытия.  

Наибольший интерес метафизическая концепция информации вызывает в связи с идеей потустороннего мира. Изучение осознанных сновидений пока подтверждает, что потусторонняя реальность порождается исключительно сознанием спящего. Однако, наличие коллективного бессознательного в глубине нашей психики было доказано еще в начале двадцатого века. Автор статьи убежден, что однажды мы будем знать о своей посмертной участи так же определенно, как знаем сегодня о поверхности Луны. Для этого не существует никаких принципиальных препятствий, и нет оснований полагать, что подобная информация фатально осложнит нашу материальную жизнь. Человек не должен умирать в страхе, и человек не будет умирать в страхе.  

 

Список литературы:

 

1. Декарт Р. Страсти души // Сочинения в 2 т.-Т. 1.- М.: Мысль, 1989. - 654 с.- (Филос. наследие; Т. 106).- С.481-572.

2. Фрейд Зигмунд. Основные психологические теории в психоанализе / пер. М. В. Вульф, А. А. Спектор. — М.: АСТ, 2006. — 400 с.

3. Карл Густав Юнг Символы трансформации. – М.: АСТ, 2008. – 736 с.

4. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии: Учеб. пособие для вузов по спец. «Психология» / Под ред. Д. А. Леонтьева, Е. Е. Соколовой. — М.: Смысл, 2000.

5. Сарианиди В.И. Задолго до Заратуштры (археологические доказательства протозороастризма в Бактрии и Согдиане). М. :Старый сад, 2010. 200 с.

6. Бааль Сулам. Талмуд эсер сфирот / Учение десяти сефирот / пер. с ивр. Лайтман М.С. М.: Институт Перспективных Исследований, 2009. 416 с.

7. Лайтман М.С. Суть науки каббала. М.: ООО «Издательский дом «София», 2005. 448 с.

8. Иегуда Берг. Сила каббалы / пер. с англ. В. и Л. Сакс. М.: ООО «Издательский дом «София», 2006. 319 с.

9. Лайтан М.С. Постижение высших миров. М.: АООТ «Политех-4», 2001. 285 с.

10. Зогар / в трех томах пер. с арам. И коммент Я. Ратушного, П. Шаповалова. М.: АСТ: Восток-Запад, 2007. 1120 с.

11. Зогар / пер. и комм. Д. Мэтта / пер. с англ. М.: Издательский дом «София», 2003. 208 с.

12. А. Волохонский. Собрание произведений в 3-х т. Т. 3 Переводы и комментарии / Составление, предисловие и примечания Ильи Кукуя. М.: Новое литературное обозрение, 2012. 616 с.

13. Нечипуренко В.Н. Еврейская философия и каббала: Сефер Йеци-ра; 32 пути Мудрости; Объяснение десяти сефирот рабби Азриэля из Жероны (новые переводы с древнееврейского). Ростов-на-Дону: Изд-во Юж. федер. ун-та, 2007. с. 416-441.

14. Хаим Виталь. Эц а-хаим (древо жизни).

15. Фрагмент видео лекции к.ф.н. Дугина А.Г: http://www.youtube.com/watch?v=3sRcgoawG9E

16. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. – М: изд МГУ, 1968 – 88 с.

17. Masataka Watanabe, Kang Cheng, Yusuke Murayama, Kenichi Ueno, Takeshi Asamizuya, Keiji Tanaka, Nikos Logothetis. Attention but not awareness modulates the BOLD signal in the human v1 during binocular suppression. Science 11 November vol. 334 no. 6057 pp. 829-831: journal. 2011.  URL: http://www.sciencemag.org/content/334/6057/829

 

Кирлан Александр Владимирович ©

kirlan.alexander@mail.ru