Александр Владимирович Кирлан. Метафизическая концепция информации в Дао-Дэ цзин

Информация
Год написания: 
2015
Систематизация и связи
История философии
Онтология
Трансреальная философия

Ученые изучают природу, открывая законы природы. Но это можно истолковать иначе – ученые изучают законы, порождающие природу в наших органах чувств. Источник законов природы невозможно отождествить ни с одним из видов энергии или материи, поскольку все они изначально структурированы по правилам, неизменным во всей Вселенной. Мы называем законы природы во множественном числе, поскольку не способны выразить их одной формулой, хотя единство матрицы всех законов природы несомненно.

Поэтому можно успокоить себя мантрой материализма, которая звучит приблизительно так: законы природы – это неотъемлемое свойство самой природы. Или можно признать метафизическую (внеприродную) сущность матрицы законов природы, создающей наблюдаемую нами реальность подобно программе в компьютерной игре.

Это особенно актуально после экспериментов с квантово сцепленными фотонами, которые доказали, что информация не ограничена свойствами, присущими энергии и материи. В этих экспериментах информация о состоянии одного фотона передавалась другому быстрее скорости света. Можно даже утверждать, что информация не передавалась, а возникала в двух точках пространства одновременно, как бы далеко друг от друга они при этом не находились. [1,2,3,4]

Наблюдая взаимосвязь всех явлений в Поднебесной, китайские мудрецы пришли к понятию Дао. Только скрытым единством камня и земли можно было объяснить - почему камень, брошенный вверх, всегда падал вниз. Но при этом китайские мудрецы сразу заметили, что первопричину всех явлений невозможно отождествить ни с одним из них, поскольку материально она пуста.

Соответствие Дао приводило к благу Дэ, а несоответствие было губительным. Аналогично современные ученые относятся к законам природы. Поэтому связь понятия Дао с законами природы бесспорна. В других мистических традициях та же метафизическая первопричина мирового порядка называлась – Логос, Замысел, Маат (правда), Провидение, Абсолют. 

«Путь-Дао пуст, но при использовании неисчерпаем. О как глубок он, словно предок всех существ!... Тонет он в пучинах бытия и как бы существует в них и ныне! Не знаю я, чье он дитя, но он предшествует Небесному Владыке» [5]

«Все в Поднебесной сущее рождается из наличия, но само наличие рождается из отсутствия.» [5]

Поскольку Дао метафизично, то и сознание, воспринимающее Дао на другом полюсе бытия, тоже имеет метафизическую сущность. По этой причине сознание невозможно отождествить ни с одним из участков мозга, хотя оно принимает структуру психики конкретного человека. Но если завершающий полюс бытия отразит первопричину мирового порядка во всех подробностях, тогда сознание этого человека овладеет Дао, или, выражаясь точнее, превратится в Дао.

Это превращение обусловлено тем, что изначальное Дао и знание человеком Дао одинаково являются информацией. А информация обладает удивительным свойством – если сделать копию вещи, то получится другая вещь, но если понять информацию, то она – исходная информация. Поэтому невозможно знать миллиард разных таблиц умножения, и каждый человек знает одну таблицу умножения - лучше или хуже. Аналогично не бывает двух вариантов всезнания, и каждый мудрец овладевает одним и тем же Дао.

Первые китайские даосы, еще не разочарованные крахом своих социальных экспериментов, считали человеческое сообщество важнейшей частью Дао. Поэтому они заметили удивительную вещь – то, что в государстве было благом раньше, спустя много лет могло оказаться вредным.

«Когда в Поднебесной все узнают, что прекрасно прекрасное – это уже безобразно. Когда в Поднебесной все узнают. Что добро есть добро – это уже не добро.» [5]

В обществе постоянно происходили какие-то перемены, отчего менялись правила достижения гармонии. Даосы не смогли объяснить причину этих перемен, поэтому сочли их естественным свойством Дао и сравнили Дао с путем, то есть со скрытым развитием безымянного в неведомом направлении. Это сделало сущность Дао еще более загадочной.

«Отсутствие и наличие друг друга порождают, легкое и трудное друг друга определяют, длинное и короткое друг друга измеряют, высокое и низкое друг друга исчисляют, мелодия и ритм друг с другом гармонируют, начало и конец друг с другом чередуются.» [5]

Таким образом, даосы нашли причину социальной дисгармонии в оценочных суждениях. Значит, лучше ориентироваться не на субъективные мнения людей о вещах, а на достоверное знание законов природы.

«Поэтому совершенный мудрец пребывает в делах недеяния, не прибегая к словам, он осуществляет учение». [5]

Недеяние обычно понимается как отсутствие всякой деятельности, хотя в тексте Дао-Дэ цзин мы читаем «в делах недеяния». По мнению автора статьи, это означает осуществление мудрецом только тех действий, необходимость которых назрела согласно Дао-Пути.

«Тот, кто, обладая Дао-Путем, оказывает как советник помощь государю… Он достигает только должной цели и не более того. Он достигает только должной цели и не творит насилий.» [5]

Современные ученые видят причину перемен в изобретении или экспорте новых технологий, которые изменяют в сложившемся обществе прежнее соотношение сил между социальными группами. В результате возникает конфликт старого с новым для установления более адекватного порядка. Поэтому одно из правил управления государством можно сформулировать по-даосски:

Мудрый правитель понимает, какие перемены уже назрели, и помогает им пройти безболезненно, а глупый правитель сопротивляется переменам, вызывая восстания и войны.

Метафизическая концепция информации предполагает, что движущей силой всех процессов является стремление мирового сознания к познанию Абсолюта, что выражается не только в биологической эволюции живых организмов, но и в общественной эволюции коллективного знания цивилизации. Чем больше реальных знаний и технологий открыла цивилизация, тем выше уровень жизни ее людей.

Когда даосы попробовали определить начало манифестации Дао, у них получалась картина, близкая к трем первым уровням каббалистического Древа Познания.

«Безымянное – Неба, земли начало. Именуемое – Матерью сущего стало. В отсутствии тайну вещей созерцать стремись. В наличии предел бытия созерцать стремись. Те двое родятся вместе, но их имена различны. Их вместе назову я Сокровенным.» [5]

«Ложбинный дух бессмертен. Называют Сокровенной Самкою его. Врата той Самки Сокровенной – корень бытия, из коего родятся Небо и Земля. Как нить в бесконечность тянется он. Используй его без усилий!» [5]

«Дао рождает Одно. Одно Двоих рождает. Двое рождают Трех, Трое рождают все сущее.» [5]

«Небо и земля вековечны и постоянны потому, что не сами собой рождены» [5]

«Дао-Путь все порождает. Благая Сила-Дэ все вскармливает. Вещественность все оформляет. Сила все доводит до свершения.» [5]

В следующей цитате можно даже заметить каббалистическую концепцию поэтапного возникновения энергии, образов и форм в результате цимцума - сокращения части предыдущего состояния. Даосы называют сокращение средоточием.

«Из пустоты Блага-Дэ Путь-Дао исходит вовне. Дао – вещь такая: неясная и смутная, безликая и туманная. О неясная! О смутная! В твоем средоточии есть образы. О безликая! О туманная! В твоем средоточии есть вещи. О загадочная! О темная! В твоем средоточии есть суть энергии жизни. Эта суть энергии жизни предельно истинна, в ее средоточии сокрыто доверие.» [5]

Подобно каббалистической традиции, даосизм разделяет активную (светлую) и  воспринимающую (темную) стороны каждого уровня бытия, которые называются ими - инь и ян.

«Все сущее носит на себе инь – силу темную, и обнимает ян – силу светлую, так достигая гармонии энергии жизни и сил равновесия.» [5]

Общеизвестно, что в процессе Дао-Пути инь и ян переходят друг в друга.

Важно уточнить, что даосы связывали Дао-Путь с возвращением к патриархальным обычаям старины и отрицали пользу народного просвещения. В Дао-Дэ цзинь даже есть совет держать простой народ в сытости и невежестве. Сегодня, когда наука превратилась в главную производительную силу и даже рабочий обязан иметь достойное образование, выполнение этого правила окажется для нации медленным самоубийством. Однако, не будем осуждать древних китайских мудрецов, поскольку они все же точно сформулировали главный смысл жизни.

«И сокровенное вновь сокровенным стало.» [5]

Метафизическое Дао, порождающее земной мир природы, превращает сознание живущего на земле человека в знание, а знание – это метафизическое отображение Дао в уме. Когда мудрец постигает Дао во всех тонкостях, он теряет возможность объяснять это знание окружающим. Его понимание становится для них сокровенным.

«Возвращение к самому себе – вот принцип движения Дао-Пути.» [5]

«О, только Дао-Путь хорош бывает и вначале и при завершении!» [5]

 

Список литературы:

 

  1. Geoff Brumfiel. Physicists spooked by faster-than-light information transfer. Nature 13 August 2008: internet journal of science. URL: http://www.nature.com/news/2008/080813/full/news.2008.1038.html
  2. Stephan Ritter, Christian Nölleke, Carolin Hahn, Andreas Reiserer, Andreas Neuzner, Manuel Uphoff, Martin Mücke, Eden Figueroa, Joerg Bochmann1, Gerhard Rempe1. An elementary quantum network of single atoms in optical cavities. Nature 12 April 2012: journal. URL: http://www.membrana.ru/particle/17865
  3. Juan Yin,1, He Lu, Ji-Gang Ren, Yuan Cao, Hai-Lin Yong, Yu-Ping Wu, Chang Liu, Sheng-Kai Liao, Yan Jiang, Xin-Dong Cai, Ping Xu, Ge-Sheng Pan, Jian-Yu Wang, Yu-Ao Chen, Cheng-Zhi Peng and Jian-Wei Pan. Teleporting independent qubits through a 97 km free-space channel. Technology Review 9 May 2012: journal. URL: http://arxiv.org/pdf/1205.2024v1.pdf, science.compulenta.ru/678836
  4. Xiao-Song Ma, Thomas Herbst, Thomas Scheidl, Daqing Wang, Sebastian Kropatschek, William Naylor, Bernhard Wittmann, Alexandra Mech, Johannes Kofler, Elena Anisimova, Vadim Makarov, Thomas Jennewein, Rupert Ursin1, Anton Zeilinger. Quantum teleportation over 143 kilometres using active feed-forward. Nature 13 September 2012: journal.  URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=902392, www.nature.com/nature/journal/v489/n7415/full/nature11472.html
  5. Торчинов Е.А.Даосизм. «Дао-Дэ цзин». – 2-е изд. / Пер. Е.А. Торчинова. – СПб.: «Азбука-классика»; «Петербургское Востоковедение», 2004. – 256 с.

 

Кирлан Александр Владимирович ©

kirlan.alexander@mail.ru