Диалектика в ее конкретном понимании (окончание)

Аватар пользователя Алексей Ивакин
Систематизация и связи
Диалектика
Термины: 
Термины: 
Термины: 
Термины: 
Термины: 
Термины: 
Термины: 

3. Диалектика и развитие.

Развитие обычно считают чуть ли не синонимом диалектики. Но развитие не является основанием диалектики. Ее основанием является тождество противоположностей. И именно от того, как будет пониматься это тождество, напрямую зависит и адекватность выражения диалектикой сути процесса развития. Особенно неадекватно представлять развитие как «непрерывный процесс возникновения и уничтожения». Это представление не учитывает того, что любое развитие это - развитие вполне конкретного предмета, который, развиваясь, сущностно остается тождественным самому себе и, мало того, - как раз и становится все более и более устойчивым (развитым) в результате последовательного и успешного разрешения внутренне присущего ему противоречия. И эту устойчивость, самотождественность предмета в процессе его развития призван фиксировать и исследовать рассудок, «исключение» которого из состава разумного, диалектического мышления и делает «теорию развития» безнадежно абстрактной, изучающей, якобы, только историческое изменение, процессуальность. Отсюда нередко делается претенциозный вывод общего характера: диалектика не является универсальной логикой бытия и мышления и требует определенных методологических дополнений.

А, может быть, все-таки лучше, обратив диалектический метод исследования на саму диалектику, найти в ней то, что некоторые, не ведая того, что творят, сначала изымают из нее, а затем пытаются к ней неуклюже, эклектически прицепить извне?

Начать такое исследование придется с обращения к вечному вопросу о том, что есть бытие. Мы знаем, что бытие является главным предметом философии, что оно внутренне диалектично, так как соединяет в себе устойчивость и постоянное становление, которые, по-видимому, совершенно необходимы друг другу. Мы знаем, что вокруг этого противоречия и вращается вся проблематика философии, в отчаянных, казалось бы непримиримых, спорах открывающей устойчивые условия и принципы бытия, данные нам в нашем сознании в виде системы категорий диалектической логики, истинность которых должна проверяться на практике.

{114}

Поскольку же практика современного человечества оставляет желать лучшего, ибо жизнь его напоминает существование тяжело больного человека, то часто ответственность за это его состояние пытаются возложить на тех, кто тысячелетиями создавал универсальные принципы правильного, соответствующего Логике Бытия, мышления. В целом, это, конечно, означает «перекладывать с больной головы на здоровую», однако все-таки и философия должна взять на себя часть вины за то, что «Homo sapiens» ведет себя непозволительно неразумно. Вспомним приведенное выше высказывание Э.Гуссерля о том, что любой кризис в сфере культуры сопровождается борьбой между «живыми» философиями и «нефилософиями». К последним Гуссерль относит, правда, лишь скептические философии. Жизнь, однако, показала, что спектр «нефилософий» гораздо шире. Разве менее опасны для людей на крутых поворотах их истории некоторые философские учения (а точнее – их экстремистские «дериваты»), ничуть не склонные к скептицизму, а напротив, полные оптимизма и уверенности в своей правоте? Вряд ли история в полной мере оценила афоризм В.И.Ленина: «Нельзя вполне понять «Капитала» Маркса и особенно его I главы, не проштудировав и не поняв всей Логики Гегеля. Следовательно, никто из марксистов не понял Маркса ? века спустя!!» [8, с.162]. Выходит, что марксисты, из которых никто учения Маркса о капитале не понял, ринулись, тем не менее, перестраивать мир капитала под знаменем Маркса!? Руководила ли ими диалектико-материалистическая философии Маркса? Судя по форме осуществления революционных преобразований, ими руководила волюнтаристская философия обыденного сознания, выраженная в таких бравых лозунгах Наполеона, как «Главное - ввязаться, а там видно будет» или «В политике никогда не нужно отступать, не нужно признаваться в ошибках, это лишает уважения». Судя же по итогам этих социальных и политических преобразований, противники Маркса поняли (и использовали в своих целях) его учение гораздо лучше, чем его сторонники.

Выходит, что в массе своей люди так и не научились отличать настоящую философию от ее подобия, действующую, живую философию - от неработающей, мёртвой или полуживой философии, демагогически провозглашающей то, что эти философы-демагоги и не собирались претворять в жизнь.

Что же в такой обстановке делать настоящей философии? Конечно, ей необходимо упрямо, невзирая на несправедливые упреки в свой адрес, продолжать заниматься своим делом и, используя современные обобщения науки, всматриваться в Логику Мира, в котором мы живем: другого мира у нас нет, надо соответствовать этому. Но, постоянно совершенствуя структуру знания о логических принципах бытия, настоящей, т. е. по-настоящему диалектической, философии следует при этом быть еще и более активной и более публичной.

Разговор о совершенствовании системы принципов диалектики хотелось бы начать с восстановления тех из них, которые в свое время, во многом, - по идеологическим соображениям, были изъяты из диалектического мировоззрения. {115}

Во-первых, нужно на новом уровне продумать вопрос о противоречии как источнике развития. И не о любом противоречии или же о их бесконечном множестве, а о противоречии исходном, и в то же время, - неизбывном, «сквозным» для любого процесса развития. Я уверен, что таковым является противоречие между идеальным и материальным. При этом следует подчеркнуть, что такое утверждение обязательно требует признания универсальности, всеобщности идеального [4; 5; 6]

Материал для размышления на эту тему, в явной или неявной форме, имеется практически у всех диалектиков, начиная с Гераклита, а то и – с Анаксимандра. Наиболее четко это противоречие обозначено в натурфилософии Шеллинга. Хотя, надо сказать, что, так или иначе, оно, это противоречие, получило ряд «пробных» форм своего гипотетического разрешения исключительно во всех философских концепциях, на которые наложила свой отпечаток идея Спинозы о нераздельности протяженности и мышления как атрибутов субстанции. Влияние Спинозы чувствуется и в философских воззрениях Гёте, и в монадологии Лейбница, и в философии Фихте. Центральным это противоречие является и в философии Гегеля, где оно разрешается в форме восхождения абсолютной идеи к самой себе как к целостности в виде последовательной серии воплощений этой идеи.

Почему именно это противоречие может рассматриваться в качестве фундаментальной и универсальной причины развития всего сущего? Потому, что любая вещь является единством идеального («чтойности») и материального (вещественности) [9]. Поскольку между материальным и идеальным постоянно возникает и существует некий зазор, «люфт», это принуждает вещь (систему) либо искать и находить способ ликвидации этого несовпадения, либо погибать.

При этом чрезвычайно важно подчеркнуть, что идеальное как эйдос (чтойность) и идеальное как идеал (гармония, высшая форма соответствия противоположностей друг другу) неразрывно связаны между собой. Ибо только идеальное (совершенное), или близкое к идеальному, соответствие друг другу идеального и материального той или иной вещи обеспечивает ей победу в вечном соревновании «волящих к власти», за которыми стоит глубинная «воля к жизни», которая и обеспечивает бытие. Действительной же или недействительной любую вещь делает отбор.

Сущность любой вещи материально-идеальна: это идея, то есть особенный способ бытия, определенным образом зафиксированный (оформленный) материально. При этом идеал заложен в сущность вещи как потенциальная цель. А если это так, то:

Во-вторых, необходимо возродить телеологичность диалектической мысли, и с этой целью, прежде всего, использовать идею П.Тейяра де Шардена о ноосфере как цели направленного развития (ортогенеза) сознания [10]. Читая его работы, невольно думаешь: вот бы Шеллингу ознакомиться

{116}

с ними! Какой бы замечательный мог получиться сплав идей! Но и без этого нацеленность Шеллинга на соединение философии с естествознанием является достаточно продуктивной: несмотря на несомненную спекулятивность его идей, в них гениально присутствует предчувствие идеи эволюционного характера мира. Поэтому я уверен в том, что задачей современной философии является «разгерметизация» и широкое использование учения подзабытого и непонятого Тейяра де Шардена.

Если внимательно читать размышления Платона, Гегеля, И.Ильина о государстве в его идеально возможном воплощении, то можно увидеть, что идея ноосферы как сферы господства Разума над бездумной чувственностью и хаосом в мыслях и деяниях человека появилась задолго до того, как она оформилась в первой трети ХХ века в головах слушателей семинаров Анри Бергсона. Отличие Тейяра де Шардена и Вернадского от предшествующих им мыслителей заключалось лишь в том, что они опирались на данные современного им естествознания и поместили феномен человека в более, так сказать, масштабный канал эволюции Природы. И если всем очевидно, что в процессе жизнедеятельности человека соединяются умственный и физический труд, то создатели учения о ноосфере это свойство человека видели не как нечто самодовлеющее, а – как важную и закономерную «точку» в ретроспективном и перспективном единстве с другими «точками» на траектории развития единства материального и идеального.

Понятие Хайдеггера «Dasein» на русский язык переводят как «Тут-бытие», как «Присутствие», то есть как пребывание человека при-сути. Но современная эволюционная теория, на мой взгляд, свидетельствует о том, что Гегель был более прав в понимании «Dasein» как наличного бытия, ибо любая вещь , а не только человек, есть «присутствие». Так что Человек должен быть, по-видимому, обозначен «всего лишь» как Мыслящее Присутствие.

В-третьих, в диалектическом бытии (а значит, и в мировоззрении) должен обязательно при-сутствовать и Абсолют, причем Абсолют, всемогущество которого проявляется не в самодовольном блаженном покое, а в способности к постоянному саморазвитию – через бесконечное число циклов становления, каждый из которых завершается очередным возрастанием Абсолютной свободы в проявлении Абсолютной Воли к власти Бытия над хаосом. Различные оттенки и формы этой идеи можно найти и у Гераклита, и у Шеллинга, и у Гегеля, и у Ницше.

Творчество Абсолюта реализуется посредством участия в процессе творчества всех тел и их «монад». Шеллинг, выражая единство Абсолюта и всех форм реальности, взял, образно говоря, мировоззренческую «прямую линию» Аристотеля, на одном конце которой – бесформенная материя, а на другом – «форма всех форм», и замкнул эти концы в круг, а точнее - в виток спирали, в результате чего Бог и материя у него оказались диалектически сосуществующими и взаимодействующими: «…Абсолютное не есть только во-

{117}

ление самого себя, но воление бесконечным образом, следовательно, во всех формах, степенях и потенциях реальности. Отпечаток этого вечного и бесконечного самого-себя-воления есть мир». [16, с. 37]. И далее: «…Одушевление единичного посредством связки целого можно сравнить с одушевлением точки, мыслимой при ее вступлении в линию, причем она проникается понятием целого, содержащего больше, чем она (точка) может содержать для самой себя, но в этом проникновении теряет свою независимую жизнь». [16, с.39].

Может ли на роль Абсолюта претендовать материя? На мой взгляд, такая претензия требует учёта выдвинутых в статье возражений и требований: давайте перестанем замыкать идеальное в одной лишь социальной оболочке, давайте не будем игнорировать эмпирическое обобщение естествоиспытателей о целенаправленности эволюционного процесса ко все большей четкости и глубине отражения природными телами окружающей их действительности.

Правда, я уверен, что соблюдение таких требований неизбежно приведет к тому, что материя из неживой и немыслящей превратится в мыслящую и волящую (всегда и всюду!) всеблагую Матерь. Известно, что именно совпадением смысла этих слов – материя и мать – и руководствовался Тит Лукреций Кар, создавая этот термин – «материя».

С другой стороны, и сознание соответствует своей сущности, только будучи вечным. В самом деле: что это за сознание (на уровне индивида), если человек что-то понял, отобразил, создал своим воображением, но никому этого знания не передал? Тот же самый, но более трагически звучащий, вопрос: что это за сознание-культура человечества, если она обречена когда-либо бесследно исчезнуть? Нельзя не согласиться, что и в первом, и во втором случае мы имеем дело с фантомами, а не с бытием сознания.

«Не то, что мните вы, природа!...» Она мыслит как единое Я и, как многоглазый Шива, смотрит на сущее всеми своими монадами. Без такого Абсолюта все пространственно-временные связи, кроме механических, периодически оказываются оборванными, что и продемонстрировал Э.В.Ильенков в своей «Космологии духа» [7].

В подготовительных заметках Ницше промелькнул термин «Воля Могущественнейшего». Всё время своего существования люди не столько пытаются исполнить эту волю реальными делами, сколько стараются заменить их - ритуалами. Возникает «смутное сомнение» в том, что в массе своей человек действительно «Homo sapiens», а не хитрая и лживая бестия. Вот почему Ницше, у которого это сомнение перешло в твердую уверенность в обратном, заговорил о Сверхчеловеке. Я думаю, однако, что, поскольку этот термин уже изрядно дискредитирован, лучше говорить о необходимости становления Истинного Человека. Не забудем, что и Маркс бытие человека до перехода его из царства необходимости в царство свободы рассматривал всего лишь как его предысторию.

Ноосфера – это и есть царство свободы. Это качественно иная среда и форма бытия, где нельзя будет хитрить. В ней будет господствовать Разум! В

{118}

отличие от биосферы, она не подразумевает эгоизма вообще. Коварные тайны отменяются. Абсолютная прозрачность, надежно обеспеченная информационной компьюторной техникой! Ведь качественно новая духовная «чтойность» должна обладать и качественно новой телесностью, защищающей и обеспечивающей ее функционирование и дальнейшее развитие.

По Спинозе, не человек – самодовлеющий субъект, а Природа-Бог, человек же – постольку, поскольку… Соединяя идеи Спинозы с идеей эволюции, скажем так: человек станет подлинным субъектом тогда, когда осознает и поверит, что у него есть великая цель и есть канал эволюции всего сущего к этой цели. Вот почему надо вернуть в лоно диалектического мировоззрения и Цель и Абсолют. И только тогда, когда человек поймет, осознает свою подлинную роль в жизни Бытия как необходимость, и, мало того, - примет эту необходимость как свою собственную, только тогда он станет по-настоящему свободным. В этом и состоит абсолютная свобода, а не в сомнительном праве жить как кому заблагорассудится.

Поэтому определение свободы должно звучать так: свобода человека есть познанная и принятая им как руководство к действию космическая необходимость.

Итак, ноосфера должна пониматься как познанная необходимость, т. е. свобода. К ней идут не по принуждению, а по осознанной доброй воле.

Как можно видеть, завершение конкретизации понимания диалектики состоит в признании ее непосредственного присутствия в практическом преобразовании человека и мира человека - и в качестве необходимого инструмента, и в качестве внутренней логики этого преобразования, то есть и как теории познания, и как теории развития.

Литература

1. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. В 3-х т. - М., 1970. – Т.1.

2. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: В 3-х т. - М., 1974. - Т.1.

3. Гуссерль Эдмунд. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. – СПб, 2004.

4. Ивакин А.А. Щит и меч Персея (размышления о субстанциальном единстве материального и идеального) //http://aivakin.livejournal.com/ Журнал aivakin. В системе блогов «Живой Журнал» . 30.06.2009.

5. Ивакин А.А. Размышления о субстанциальном единстве материального и идеального // Наукові праці Одеської національної юридичної академії. – Т.8. – О.: Юридична література, 2009. – С.26-34.

6. Ивакин А.А. Многогранность и универсальность феномена и понятия идеального //Науковий вісник Міжнародного гуманітарного університету. Серія: Історія. Філософія. Політология. – Одеса, 2011, вип.2 – С.44-48.

Примечание: с текстами статей А.Ивакина можно познакомиться в его персональном философском сайте ivakin.net

7. Ильенков Э.В. Космология духа //Э.В.Ильенков. Философия и культура. – М.: Политиздат, 1991. – С. 415-437 . {119}

8. Ленин В.И. Философские тетради. – М.: Политиздат, 1973.

9. Лосев А.Ф. О жизненном кредо // CREDO NEW, теоретический журнал. - 2005, №1.

10. Тейяр де Шарден П. Феномен человека: Сб. очерков и эссе. – М., 2002.

11. Платон. Сочинения: В 3-х тт. - М., 1968. - Т.1.

12. Платон. Сочинения: В 3-х тт. - М., 1970. - Т.2.

13. Хайдеггер М. Что это такое – философия? //Вопросы философии, 1993. - №8.

14. Хайдеггер Мартин. Ницше: В 2-х т. – М., 2006. - Т.1.

15. Хайдеггер Мартин. Парменид. – СПб, 2009.

16. Шеллинг Ф.В.И. Об отношении реального к идеальному в природе // Ф.В.И.Шеллинг. Сочинения: в 2 т. – М., 1989. – Т.2.

17. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец класической немецкой философии. //Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд.2. - Т.21.

Ivakin A. Dialectics in its concrete understanding .

Annotation. Vagueness of understanding, what is the dialectics, contributes to the denial of its importance as an universal form of being and cognition. The author exposes to the analysis a row inwardly contradictory determinations of dialectics and shows that it is not restricted to the ability to reason, contrasting to each other opposing views. Its main task - to expose and study such opposites, the dialectical identity of which is a backbone for the formation of systems in nature, society and thinking. The author criticizes the idea of identity of abstractness and reason, because in a norm it enters in the complement of reasonable thinking, where it has a concrete function of study and advance self-identity of any system in the process of its development. The author believes also that the dialectical picture of the world could be deformed because of the attempts of removing out the universality of the ideal, the purposefulness of process of the development and the Absolute.

By virtue of extraordinary actuality of theme the author considers it necessary continuation of its comprehensive analysis.

Keywords: dialectics, philosophy, the identity of the opposite, dispute, logical, reason, mind, development, ideal, absolute.

{120}

Ивакин А.А. Диалектика в её конкретном понимании //Аль-Фараби: философско-политологический и духовно-познавательный журнал. - №4 (40). – Алматы, 2012. – С.105-120.

Комментарии

Аватар пользователя boldachev

Я уверен, что таковым является противоречие между идеальным и материальным.

А можно его сформулировать? Ведь противоречие - есть два взаимоисключающих суждения, а не просто два понятия.

Почему именно это противоречие может рассматриваться в качестве фундаментальной и универсальной причины развития всего сущего? Потому, что любая вещь является единством идеального («чтойности») и материального (вещественности) [9].

"Чтойность" утверждается вами как причина биологического развития?

Поскольку между материальным и идеальным постоянно возникает и существует некий зазор, «люфт»

А что это за "зазор"? Типа вот материальное, вот идеальное, а между ними ... что?

необходимо возродить телеологичность диалектической мысли, и с этой целью, прежде всего, использовать идею П.Тейяра де Шардена о ноосфере как цели направленного развития (ортогенеза) сознания

Что значит "возродить телеологичность диалектической мысли"? Она уже была? И какое отношение Тейяр де Шарден имеет к диалектике?

Абсолют, всемогущество которого проявляется не в самодовольном блаженном покое, а в способности к постоянному саморазвитию

Ну тут одно из двух: или телеологичность бытия или эманация абсолюта? А потом, как вы себе представляете "саморазвитие абсолюта"? Как он может развиваться - он же абсолютный?

С другой стороны, и сознание соответствует своей сущности, только будучи вечным. В самом деле: что это за сознание (на уровне индивида), если человек что-то понял, отобразил, создал своим воображением, но никому этого знания не передал?

А почему из необходимости передать следует вечность? И под "вечностью" вы понимаете только бесконечное продление в будущее? А как с прошлым?

А в целом так и не понял каким боком развитие связано с диалектикой. Прочитал лишь набор лозунгов причем почерпнутых как из диамата, так и из других, несовместимых с ним философских концепций.

Аватар пользователя Алексей Ивакин

Попробую, Александр Владимирович, ответить на Ваши вопросы ко мне. Извините, по пунктам я отвечать не умею. Буду соединять их вместе.
Да, я знаю, что Вы никак не можете принять объективного толкования противоречия, как его понимает Гегель или, скажем, Хайдеггер: полемос, спор, несогласие (бесчинство и не-годяйство), сменяющееся согласием (чин и угода) и т.д. Присоединяясь к этим и многим другим философам, я противоречие между материальным и идеальным понимаю как состояние несогласия, напряженности, дисгармонии между "идеей"("чтойностью") вещи и ее "телом": например, "по идее" перед нами охотничья собака, но у нее временно или навсегда пропал нюх. Какая же это собака? Тело не дает ей воплотить ее предназначение (идею). Вот это, кстати, я и имею в виду, говоря о "люфте" между идеальным и материальным в вещи. Это объективное противоречие вполне можно выразить и в форме двух взаимоисключающих высказываний: "это гончая собака" (по своей идее, смыслу и способу бытия) и "это не гончая собака" (идея ее, несмотря на способность этой собаки быстро бежать, не может воплотиться в жизнь ввиду отсутствия у нее обоняния).
Если вещь (любая: res)не способна ликвидировать это несогласие, этот "люфт", она либо погибает, либо отодвигается на обочину эволюции. В результате постоянно возникающая дисгармония между идеальным и материальным в вещи приводит к развитию и отбору самых гармоничных представителей ее рода.
Теперь о телеологичности мышления, отражающего телеологичность эволюционного процесса. Идею телеологичности в самом ярком выражении мы видим у Гегеля, у которого дух проходит различные этапы развития от "дремлющего" в природе состояния до трех этапов восхождения в человеческом обществе и, наконец, до абсолютного Духа. Через эти этапы развития духа Абсолютная идея сначала отчуждается от самой себя и в конце концов приходит к самой себе. Здесь в этой формально описанной траектории имеется и цель движения и соотношение абсолюта и развития. Я предпринимаю попытку насытить эту внешнюю форму внутренним содержанием, полагая, что вечная эволюция природы, ее оживание и вразумление имеет целью поддержание гармонии Космоса.
Вот таким вот "боком" связана у меня диалектика с развитием, и если эта связь не даётся Вашему "внутреннему оку", то это - Ваша проблема. Вы видите (и считаете, что иначе и не бывает) только Вашу собственную философскую картину мира. Я же стараюсь смотреть на мир глазами всех крупных мыслителей и стремлюсь к тому, чтобы видеть мир таким, какой он есть на самом деле.

Аватар пользователя boldachev

Спасибо

Да, я знаю, что Вы никак не можете принять объективного толкования противоречия, как его понимает Гегель или, скажем, Хайдеггер: полемос, спор, несогласие (бесчинство и не-годяйство), сменяющееся согласием (чин и угода) и т.д.

Во-первых, за Хайдеггера не скажу (хотя буду благодарен, если приведете цитаты, подтверждающие вашу трактовку), но Гегель никогда не использовал термин "противоречие" в перечисленных вами смыслах (спор, несогласие). Да и согласитесь как-то странно подменять вполне однозначное понятие "спор" логическим "противоречие".
Во-вторых, перечитайте свой текст заменив термин "противоречие" по вашему синонимичным ему "спор": "[спор] между идеальным и материальным", "[спор] может рассматриваться в качестве фундаментальной и универсальной причины развития всего сущего" (что там с чем спорило в луже, в которой зарождалась жизнь :) и т.д. Вы именно это имели в виду? Именно несогласие идеального и материального?

Вот таким вот "боком" связана у меня диалектика с развитием, и если эта связь не даётся Вашему "внутреннему оку", то это - Ваша проблема. Вы видите (и считаете, что иначе и не бывает) только Вашу собственную философскую картину мира. Я же стараюсь смотреть на мир глазами всех крупных мыслителей и стремлюсь к тому, чтобы видеть мир таким, какой он есть на самом деле.

Если бы проблема была в моем "внутреннем оке" или в несовпадении наших философских картин мира... Но ведь вы пытаетесь говорить о том, как "на самом деле" - как "на самом деле" реализуются процессы развития. Но на мой взгляд, они вас особо не интересуют - вы лишь повторяете стандартную диаматовскую фразу: противоречие лежит в основе всякого развития )) Рассмотрите наиболее традиционные примеры развития, скажем, онтогенез (индивидуальное развитие организма) или формирование новых видов, покажите, где там какие противоречия, что с чем там спорит, и тогда все (и я в том числе, и множество биологов) воскликнут: вот нам открыли глаза на то, как реализуется развитие "на само деле". А пока, повторю, только лозунги. И биологи смотрят на философов с их спорами внутри клетки или между клетками как на идиотов.

И не понимаю, каких "всех крупнейших мыслителей" вы имеете в виду? Развитие с противоречием связал Гегель, но он писал о развитии Духа, Идеи, Логики - да, его тексты ярчайший пример развития мысли. Но у Гегеля нет ничего про онтогенез, про ароморфоз и идиоадаптацию и прочее реальное развитие. Да, он пытался распространить диалектику и за пределы философии, но мы же понимаем, что у него ничего не получилось. А песню про связь всякого развития с диалектикой это уже Диамат пел, которого трудно отнести к крупнейшим мыслителям - ведь кроме постоянного рефрена за сотню лет больше ничего не получилось. Или вы знаете какие-то достижения в этой области? Можете привести примеры как кто-то из "крупнейших мыслителей" предложил решение проблемы развития как оно есть "на самом деле"? Как видите тут МояФилософи.ru ( :) совершенно боком - мне интересно именно как "на самом деле" (в вашеv совместной с крупнейшими мыслителями пересказе).

Аватар пользователя Алексей Ивакин

Александр Владимирович! Привожу три кусочка текста Хайдеггера(из его книги Парменид"):
"Несокрытость отвоевывается в споре с сокрытостью. Причем несокрытость отвоевывается не только в расхожем понимании этого слова, то есть в том смысле, что люди ищут истину и борются за нее. Скорее само искомое, составляющее предмет борения, в себе самом, безотносительно к борьбе человека за него, в своем существе является спором, борением..." (С.45-46). Напоминаю нашим читателям, что несокрытость, или Алетейя, - это у Хайдеггера - истина.
"Уже давно существо истины как чего-то внутренне противоречивого, борющегося в самом себе, стала чуждой нам и всему западноевропейскому мышления" (С.47)
"Поскольку внутренне противоречивая сущность несокрытости становится явной прежде всего через отношение противоположности, мы должны основательнее осмыслить вопрос о "противоположности", в которой находится истина"(С.63-64).
И насчет Гегеля Вы не правы: грош цена диалектике философии, если диалектики нет вне философии. Он рассматривает саму действительность как истинную и неистинную. А что, траектория развития духа - это разве чистая философия? Только реально одухотворенный мир способен быть, сохранять свой порядок, свою гармонию.
Не понимаю, как можно рассчитывать на то, что в каких то процессах ароморфоза, идиоадаптации и проч. мы встретимся со странной областью бытия, где отсутствует диалектика в ее онтологической форме? Для меня в этом смысле важно, что тождество идеального и материального всюдно, универсально. В этом смысле мне близок Лейбниц с его единством монады и тела в любой вещи. Тут, конечно, чувствуется уже Платон с его эйдосом, который и есть единство идеи вещи и его идеальной (идеально гармоничной со своей идеей)плоти. Но у Лейбница, по сравнением с Платоном и Аристотелем с его единством формы и материи свойство любой монады - отражать окружающий мир. Это очень важно, что он вводит понятие отражения.
Мало ли чего пел Диамат? Э.В.Ильенков пытался доказать атрибутивный характер мышления, но для достижения этой цели ему нужно было отказаться от того, что идеальное - это только свойство человека и социума.

Аватар пользователя boldachev

Алексей Аркадьевич
Я вас просил привести цитаты, подтверждающую вашу трактовку понятия "противоречие" как "спора, несогласия". И что мы имеем? Первая цитата нам сообщает, что "несокрытость отвоевывается в споре с сокрытостью" и в ней вообще нет слова "противоречие". Во второй, мы читаем, что Хайдеггер ставит в одни ряд "противоречивое" и "борющееся в самом себе", хотя поскольку эти понятия приведены через запятую, то не понятно считает ли он их синонимами или нет (но никакого упоминания о споре). В третьей цитате находим лишь общее место: утверждение "противоречивости ... через отношение противоположности" (и опять никакого несогласия/спора). В итоге мы имеем, что либо вы придумали, что "Гегель или, скажем, Хайдеггер [понимают противоречие как]: полемос, спор, несогласие (бесчинство и не-годяйство), сменяющееся согласием (чин и угода) и т.д. (19 марта, 2013 - 23:37. ссылка)", либо вы не нашли соответствующих цитат.

Судя потому, что вы промолчали относительно понимания понятия "противоречие" Гегелем, вы признаете, что ошиблись в приписыванию ему внелогической трактовки, то есть согласны со мной в том, что "Гегель никогда не использовал термин "противоречие" в перечисленных вами смыслах (спор, несогласие)".

И насчет Гегеля Вы не правы: грош цена диалектике философии, если диалектики нет вне философии.

В своем комментарии я неточно выразился, написал "Да, он пытался распространить диалектику и за пределы философии, но мы же понимаем, что у него ничего не получилось.", а хотел лишь отметить (что следует из контекста) "распространить диалектические представления о развитии и за пределы философии". Хотя и от исходной своей фразы не отказываюсь и вслед за Платоном считаю, что диалектику следует понимать только как определенный тип мышления.

Не понимаю, как можно рассчитывать на то, что в каких то процессах ароморфоза, идиоадаптации и проч. мы встретимся со странной областью бытия, где отсутствует диалектика в ее онтологической форме?

Я ни на что не рассчитываю. Я лишь спрашиваю: где в ваших рассуждения или в изыскания так и не названных вами "крупнейших мыслителей" я могу найти хоть что-то о развитии как оно есть "на самом деле", а не очередной лозунг типа "Только реально одухотворенный мир способен быть, сохранять свой порядок, свою гармонию".

Извините, приходится в очередной раз констатировать, что мне так и не смогли объяснить смысл диаматовской мантры о развитии, которое (в общем смысле, не только в мышлении) хоть как-то связно с противоречием.
Успехов

Аватар пользователя Алексей Ивакин

Не хотите Вы видеть очевидное, Александр Владимирович! Тут уж я ничего не могу поделать. Очевидные высказывания Хайдеггера о внутренней противоречивости истины как онтологического феномена трактуются Вами абсолютно произвольно. И все же я рекомендую Вам почитать хайдеггеровского Парменида.
Да ведь дело не в цитатах! Мало ли кто чего сказал! Я предлагаю обсудить идеи, зародившиеся еще в античности и используемые мною в качестве источника развития всего сущего. Это - нераздельное единство идеи и субстрата каждой вещи. Вместо этого Вы продолжаете говорить о том, что я должен объяснить "диаматовскую мантру о развитии". Да у меня совсем другая, абсолютно анти-диаматовская "мантра". Конечно, каждому желающему понять мою философскую концепцию в целостности, следует скачать и внимательно прочитать мою книгу "Единство Бога, человека и ноосферы" ivakin.net Но Вы-то делать этого не будете. Вы будете искать в моих текстах лишь ошибки в цитировании, за деревьями не видя леса.

Аватар пользователя boldachev

Очевидные высказывания Хайдеггера о внутренней противоречивости истины как онтологического феномена трактуются Вами абсолютно произвольно.

Мной трактуются? Я лишь повторил ключевые фразы из ваших цитат, не прибавив ничего от себя :))) Это вы привели эти цитаты в подтверждение своего тезиса, что Хайдеггер использовал термин "противоречие" как спор. Я этого в цитатах не заметил.

Да ведь дело не в цитатах!

Именно в цитатах. Мне было интересно только одно: на основании чего вы приписываете Хайддегеру и Гегелю некоторые мысли?

Я предлагаю обсудить идеи, зародившиеся еще в античности и используемые мною в качестве источника развития всего сущего.

И тут дело в цитатах: вы вводите в заблуждение своих читателе по поводу идей Платона - приписываете ему то, что он не писал. Если бы вы сказали: вот так я думаю, не возникло бы у меня никаких вопросов.

я должен объяснить "диаматовскую мантру о развитии". Да у меня совсем другая, абсолютно анти-диаматовская "мантра".

Да, у вас есть много развитых концепций, но на этой странице вы нам поведали именно о диаматовском принципе "противоречие как источник развития". Вот я и спросил, а что это значит? Если для вас это очевидно, то и не составило бы труда пояснить - а вы (как и другие) не можете рассказать, где эти противоречия запрятаны в развитии? Пусть даже противоречия-спор, а не логические.

Вы будете искать в моих текстах лишь ошибки в цитировании, за деревьями не видя леса.

Если бы это были ошибки цитирования (не та книга, не та страница)... Я спрашиваю вас об основаниях диалектики. Что ж читать в книге (которую я уже просматривал ранее), если вы не можете дать ответы на вопросы, касающиеся исходных моментов вашей философии.

Извините, что может был не столь удобен.
Но думаю был полезен - и вы откорректируете свои отсылки к классикам.
Успехов

Аватар пользователя Евгений Силаев

Уважаемый Алексей Аркадьевич!

Очень сомневаюсь, нужен или нет это мой комментарий.

Мне очень нравятся и очень не нравятся Ваши рассуждения.

Складывается впечатление, что все философы, на постсоветском пространстве, в базовых понятиях своего мыщления, навсегда останутся диалектическими материалистами, со всеми вытекающими, из этого факта последствиями.

Только в языческом поклонении божку, по имени Диамат, можно верить в «свободу, как осознанную необходимость», в «эволюцию к справедливому обществу», в «практическое преобразование человека», в «господство Разума», в «Ноосферу, как царство свободы» …

Эклектика оснований философских рассуждений позволяет строить любые фантастические мировоззрения.
Как говорил один математик — если 2 умножить на 2 равно 5, то я докажу что угодно.
Думаю, что в философии дело обстоит аналогичным образом.

Извините, за категоричность моих суждений, но ведь мы с Вами стремимся к Истине.

ЕС

Аватар пользователя Доген

Д-ЕС. Искание абсолютного на фоне отноительного или другого абсолюта - что еще остается? с ув.

Аватар пользователя Алексей Ивакин

Уважаемый Евгений Васильевич! Все, что Вы перечислили в качестве идей "Диамата" - отнюдь не его философские идеи и идеалы, а плоды размышлений всей Философии. Диамат и Истмат по-своему интерпретировали эти общечеловеческие ценности, в большинстве случаев серьезно исказив их, а главное - путь к ним.
Не понимаю, почему эти ценности не нравятся Вам и связываются с языческим поклонением. Чем плоха познанная необходимость человека постоянно становиться все более и более истинным человеком, выходя за пределы достигнутого? В этом и заключена, как я уверен, подлинная (и что важно, - поощряемая Свыше) свобода человека. Или: чем Вам не нравится эволюция к справедливому обществу, которая вызывается к жизни той закономерностью, что "все разумное - действительно"? Да и тем еще эта направленность эволюции вызывается, что практика показывает (и уже Платон хорошо это понял), что несправедливость, в конечном счете, - это инструмент к выживанию цивилизаций и человечества в целом, а отсутствие справедливости - путь к их деградации и гибели.

Аватар пользователя Евгений Силаев

Уважаемый Алексей Аркадьевич!

Итак, давайте попробуем порассуждать.

1. Я не перечислял идей "Диамата", а говорил о фантастических идеях, которые порождаются верой в него, как языческое поклонение. Жертва бесценной человеческой личности на алтаре иллюзорных «общественных» или «общечеловеческих» временных ценностей.

2. Думаю, что «плоды размышлений всей Философии» значительно богаче и интересней.

3. Готов показать, что «Свобода человека» — абсолютна и ничем не обусловлена, ее невозможно «нарушить» из-вне, она не требует «поощрения» и не нарушается даже Свыше.
Очень хорошо изложено у Н.А.Бердяева.
(И еще, очень жаль, что Вы не знакомы с христианской антропологией, а ведь это вся европейская культура, и философия в том числе, за последние 2000 лет.)
Что, из такого понимания свободы, следует?
а) Человек имеет свободу творить зло.
б) Истинный человек свободен, и не связан необходимостью.
в) Человек имеет свободу индивидуально понимать справедливость и стремиться к ней, на основе своего личного миропонимания.

4. "Диамат" принципиально не может уловить нематериальную сущность абсолютных и значит вечных «общечеловеческих ценностей».

На этом, имеет смысл, пока, прекратить мои рассуждения.

ЕС

Аватар пользователя Алексей Ивакин

Ну, что же, Евгений Васильевич, давайте прекратим на время и мои ответы на Ваши рассуждения. И все же для меня утверждение "Свобода выше любой необходимости" звучит чудовищно: ничем неограниченная свобода - это произвол. Это, во-первых. А во-вторых, мне непонятно, зачем тогда человеку разум, если он, не задумываясь над последствиями своих решений и действий, может обойтись от труда осознания главной необходимости - быть человеком!?

Аватар пользователя Евгений Силаев

Уважаемый Алексей Аркадьевич!

Вы меня неправильно поняли. Я хотел сказать, что пока, прекращаю свои рассуждения в предыдущем комментарии, а наше с Вами обсуждение прошу продолжить.

О свободе и необходимости. Попробуйте найти или придумать хоть один пример в котором необходимость, или любая другая внешняя причина, сможет нарушить внутреннюю свободу души, лишить человека права выбора.
Максимум, на что способен весь материальный мир, со всей своей мощью — это, каким-то образом, воздействовать на тело человека, пытаясь «сломить» его духовно.

Сложность этой проблемы свободы заключается в том, что абсолютно каждый человек, в своей душе имеет ту или иную «зацепку» — зависимость от внешнего материального мира. Кто-то стремится к славе и готов отдать за нее даже жизнь, кому-то нужна власть, деньги, а кто-то «поведен» на сексе … Любая зависимость превращает человека в раба чего-то внешнего материального, лишает сил и воли — свободы. Вот только тогда, для удовлетворения влечения и возникает внешняя необходимость, как принуждение, нарушение свободы: — не сделаешь, не получишь того, что хочется, хочется, не взирая на то, что человек должен делать. В такие моменты, человек не думает о последствиях его поступков, теряет смысл происходящего с ним.
И совсем другое дело: "все разумное — действительно", когда свободный человек в своей разумной творческой деятельности, преодолевая материальную необходимость, стремится к доброму, прекрасному, истинному.

Обратите внимание на особенности человеческого разума.
Разум, с одинаковой добросовестностью решает, в соответствии со своими возможностями, все конкретные проблемы, которые возникают у человека на пути, в его стремлении к определенной цели.
Разуму совершенно безразлично, какую решать проблему: «как помочь ближнему?» или «как правильно спроектировать механизм?» или «как украсть миллион?» ...
Разум готов оправдать и логически обосновать любой наш поступок.

ЕС

Аватар пользователя Алексей Ивакин

Я все-таки не могу понять, Евгений Васильевич, как можно отрывать свободу от необходимости? Это то же самое, что и отрывать качество от количества, сущность от явления, форму от материи. Нужно просто среди всех необходимостей найти (познать) такую, которая не только не мешает человеку стать и быть свободным, а делает человека истинно свободным. И другой необходимости нет, кроме необходимости слушать и слышать Голос Отца Небесного и исполнять его Волю, заключающуюся в том, чтобы человек свободно избрал истинный путь своего соответствия и подражания Образу и подобию Божию. Это - на религиозном языке, доступным многим. А можно то же самое выразить и на философском языке, доступным немногим.

Аватар пользователя Иной

Евгений Силаев пишет:

Уважаемый Алексей Аркадьевич!

Вы меня неправильно поняли. Я хотел сказать, что пока, прекращаю свои рассуждения в предыдущем комментарии, а наше с Вами обсуждение прошу продолжить.

О свободе и необходимости. Попробуйте найти или придумать хоть один пример в котором необходимость, или любая другая внешняя причина, сможет нарушить внутреннюю свободу души, лишить человека права выбора.
Максимум, на что способен весь материальный мир, со всей своей мощью — это, каким-то образом, воздействовать на тело человека, пытаясь «сломить» его духовно.

Сложность этой проблемы свободы заключается в том, что абсолютно каждый человек, в своей душе имеет ту или иную «зацепку» — зависимость от внешнего материального мира. Кто-то стремится к славе и готов отдать за нее даже жизнь, кому-то нужна власть, деньги, а кто-то «поведен» на сексе … Любая зависимость превращает человека в раба чего-то внешнего материального, лишает сил и воли — свободы. Вот только тогда, для удовлетворения влечения и возникает внешняя необходимость, как принуждение, нарушение свободы: — не сделаешь, не получишь того, что хочется, хочется, не взирая на то, что человек должен делать. В такие моменты, человек не думает о последствиях его поступков, теряет смысл происходящего с ним.
И совсем другое дело: "все разумное — действительно", когда свободный человек в своей разумной творческой деятельности, преодолевая материальную необходимость, стремится к доброму, прекрасному, истинному.

Обратите внимание на особенности человеческого разума.
Разум, с одинаковой добросовестностью решает, в соответствии со своими возможностями, все конкретные проблемы, которые возникают у человека на пути, в его стремлении к определенной цели.
Разуму совершенно безразлично, какую решать проблему: «как помочь ближнему?» или «как правильно спроектировать механизм?» или «как украсть миллион?» ...
Разум готов оправдать и логически обосновать любой наш поступок.

ЕС

 

Вот именно!
Разум для Червя (для живота)!,
а не Червь для Разума - как у автора темы.
-----------------
Алексей Аркадьевич.
Ведь все Ваши словесно-понятийные конструкции - есть ничто иное, как поиски оправдания неосознанного базового посыла - Разум изначален, всё остальное в человеке (в том числе и его живот) для обслуживания Разума.
И если этот посыл ложен, то и все словесные построения как Ваши, так и Хайдеггера - ложные.
А Вы попробуйте построить мир, где "Червь" (обмен веществ и приток энергии) изначален (первичен), а Рассудок и Разум - есть не более как обслуживающий "персонал" для "Червя".
И если это так и есть в действительности, то вся Ваша "ДИАЛЕКТИКА" - ...... (назовите сами).

Аватар пользователя Алексей Ивакин

Уважаемый Евгений Васильевич!
Во-первых, вряд ли в истории философии есть "ложные посылы". Есть - абстрактные мысли, в которых часть выдается за целое. Эти абстрактные мысли в процессе развития общечеловеческого мышления, то есть - философии, постоянно конкретизируются мыслителями, исторически следующими по стопам высказавшего данную абстрактную мысль.
Во-вторых, я тоже пережил ту стадию развития, в которой пребываете Вы. Если Вы читали подраздел моей книги "Единство Бога, человека и ноосферы" под названием "Человек, которого я называю "я", то не могли не заметить, что я до поступления в аспирантуру рассылал всюду свою статейку "Может ли человек стать Богом?" В ней я пытался доказать, что материя способна породить из себя человека, а далее - и Сверхчеловека, то есть Бога. Сейчас я отказался от этой идеи. Но, предположим, что она верна и случайностное развитие материи породило в свое время разум и Сверхразум. Сейчас-то мы видим, что стабильное бытие универсуму может обеспечить только то обстоятельство, что он есть универсально мыслящая система. Допустим даже, что в начале универсума была цепь причинно-следственных отношений, счастливо (после миллионов неудач) замкнувшаяся в цикл субстанциального взаимодействия. Зачем тогда нам размыкать это кольцо, у которого, как известно, нет конца? И один из принципов диалектики (которую Вы почему-то считаете чем-то неустойчивым и зависящим от мнения отдельного человека), а именно, - принцип единства исторического и логического, содержит в себе закономерность, заключающуюся в том, что исторически первичое основание становящейся системы становится логически обоснованным (вторичным) в развитой системе.

Аватар пользователя Евгений Силаев

Похоже, что Вы отвечаете Иному :-))

ЕС

Аватар пользователя Иной

Человек - открытая структура, с непрерывным нарастанием её "ветвей" и отмиранием тупиковых. И никакого "замкнуто кольца" его идей и деяний нет и не предвидится.
А уж, Бесконечности и Вечности навязывать замкнутость несколько "преждевременно".

Аватар пользователя Евгений Силаев

Уважаемый Алексей Аркадьевич!

Вот мы с Вами и пришли к тем самым недоказуемым метафизическим утверждениям, которые лежат в основе каждой философии.

Я уверен, что объективно существуют положительные абсолютные: Свобода, Красота, Истина, Смысл, Свет …
(См. мою тему «Метафизические «Утверждения о Именах».)

Объективно существуют, также, отрицания, искажения, разрушения этих положительных абсолютных сущностей.
Но, все эти: «отрицания», «искажения», «разрушения» … — не сущностны, в том смысле, что они не могут существовать без того, что они отрицают, искажают, разрушают.
А вот наоборот, положительные абсолютные сущности, без их отрицания, искажения, разрушения — вполне могут существовать.

Думаю, что «необходимость» существует со «случайностью», а не со «свободой».

Необходимость слушать и слышать на пути своего стремления соответствовать и подражать, осознается, познается, как необходимое, но, при этом, никак не нарушает свободы человека. На этом пути нет насилия, принуждения, и даже «рабство» — добровольное.

ЕС

Аватар пользователя Алексей Ивакин

Уважаемый Евгений Васильевич! Может быть, я в ближайшее время отважусь написать в своем блоге статью "Что такое свобода", зная прекрасно, что вызову этим негативную реакцию любителей цитатников и прочих уважаемых мною читателей, не желающих, однако, увидеть за деревьями - леса (а за моими возможными или кажущимися неточностями - основной моей мысли).
Сейчас же скажу только, что Вы правы: исходной диалектической парой в обсуждаемом нами случае выступает "необходимость и случайность".
Но необходимость изначально содержит в себе некую предпосылку свободы, которая (предпосылка) со временем порождает из себя свободу. Кантовское разделение мира на мир феноменов и мир ноуменов есть эмпиристская констатация, наподобие разделения Платоном единого мира на мир идеальный, истинный и мир материальный, неистинный. Разделяющее мышление, возникающее в эпоху до-разумного бытия рассудка, должно при решении таких сложных проблем, как проблема свободы, с необходимостью заменено Разумом (диалектическим методом), включающщим в себя рассудок как свой собственный частный момент.

Аватар пользователя Евгений Силаев

Уважаемый Алексей Аркадьевич!

Надеюсь, мне будет интересно прочитать Вашу статью «Что такое свобода».

Если можно, один комментарий к Вашему ответу Иному, в нем же обращение кр мне :-))

Уверен, что утверждение: «исторически первичое основание становящейся системы становится логически обоснованным (вторичным) в развитой системе» — не соответствует действительности.

Если Вам будет это интересно, могу
сформулировать, для Вашей критики, обоснование моей уверенности.

ЕС

Аватар пользователя bravoseven

Алексей Аркадьевич,

вызову этим негативную реакцию любителей цитатников

Проблема свободы меня совершенно не занимает. Обещаю не читать и не комментировать эту статью.

Аватар пользователя Victor

Уважаемый Алексей Аркадьевич!
Интересная у вас получилась статья.
Но я с ней во многом не согласен. Особенно мне интересен момент связки диалектики и ноосферизма:

Итак, только разумное мышление является диалектическим мышлением. Разум – это диалектический синтез, конкретное единство одинаково абстрактных своих моментов: устойчивости (тезис) и изменчивости (антитезис).

Поскольку вы связываете диалектику с разумным мышлением, с этого и начну.

Известный ноосферист д.ф.н Субетто А.И. в своем произведении Разум и Анти-Разум дает следующее определение Разуму:

«Разум» в моей интерпретации есть эволюционный механизм, противостоящий механизму «естественного отбора», и в первую очередь олицетворяющий собой управление будущим со стороны человека, общества и человечества в контексте обеспечения продолжения прогрессивной эволюции человечества и живого на Земле.

А вот из словаря Даля:

Муж. духовная сила, могущая помнить (постигать, познавать), сулить (соображать, применять, сравнивать) и заключать (решать, выводить следствие); способность верного, последовательного сцепления мыслей, от причины, следствий ее и до цели, конца, особенно в приложении к делу....

А вот Википедия:

Разум (лат. ratio), ум — философская категория, выражающая высший тип мыслительной деятельности, способность мыслить всеобще, способность анализа, отвлечения и обобщения.

***
Я это к тому, что по ноосферизму (сфере Разума) уже тысячи публикаций, на Разум все ссылаются, а договориться - что это такое, не могут. А раз не могут, то ноосферизм показывает свою беспомощность. У него нет единой системы координат. А то, что называют ноосферизмом приобретает форму флага, которым машут идеологически, а не научно... и это печально.
***
***
Началось все с Канта, с его категориальных триад, которые при мышлении никто не использует. Но Гегель эти триады довел до абсурда. Уже в начале своей «Наука логики» он выдает:

Согласно второму определению оно есть сфера, в которую входят определения и все движение его рефлексии. В ней бытие полагает себя в трех следующих определениях:
I. как определенность, как таковая: качество;
II. как снятая определенность: величина, количество;
III. как качественно определенное количество: мера.
Это деление, как сказано во введении относительно всех этих делений вообще, есть только предварительное перечисление. Его определения должны еще возникнуть из движения самого бытия, дать себе через это движение дефиницию и обоснование.

Вот эта «мера», ни в какие ворота не лезет! Мера - это единичное количество (уже предполагающее качество). Вот именно с этого момента и начинается вся диалектика, который Гегель странно понимал. Так как Гегель понимал "меру" (в «узловой системе мер») надо еще изловчиться объяснить...

Даже ребенку можно объяснить, что если мы возьмет яблоки (качество) три штуки (количественно) то любое добавление или отнимание будет изменением ситуации. То есть мы имеем, как минимум триаду:
качество - количество - изменение (направления) - ....
которая у меня продолжается - структуризацией - (неважно, будет ли это геометрическая плоская фигура или ребенок).

И вот тут начинается мое принципиальное несогласие с вами:

«Развитие обычно считают, чуть ли не синонимом диалектики. Но развитие не является основанием диалектики. Ее основанием является тождество противоположностей...».

Нет, именно развитие - является важнейшей частью метода диалектики (движок), а как оно отражается во вне - это второй вопрос. Развитие - это одна из форм движений присущие материи исходно. Все моменты (телега) сопровождающие это развитие (лошадь) должны быть диалектически упорядочены.

Согласно В.А. Геодакян, беременность женщины (Становление) есть продолжение полового диморфизма и дисинхронизма мужчины (изменчивость) и женщины (постоянство). А ребенок будет Ставшее... Не мужчина и женщина причина развития (эволюционирования) - они ее следствие..., так как им предшествовали другие формы размножения. Тут важно определиться в этапности (статусах) развития и исходной причиной. Когда говорят об "тождестве противоположного", тогда пытаются этим обусловить развитие. Но это не физика, где задают "граничные условия". Диалектика предполагает, как минимум кругооборот, цикличность, самоподобность и т.д.

Вы сами себе противоречите, когда предпосылаете Разуму, явно дарвинистские «устойчивость» и «изменчивость»: (устойчивости (тезис) и изменчивости (антитезис).), связанные с эволюцией (развитием), с таким безликим застывшим синтезом (в чем он?).
Я бы, по крайней мере, устойчивость и изменчивость поменял местами - было бы логичнее, а на место синтеза поставил отбор (это почти как у меня - Логический Выбор). Но это уже явный дарвинизм..., а это "урезанная" картина...

Логическая (преемственная) пара качество - количество, это не тождество!!! (по мне - ортономия) и противоречия тут никакого нет, поскольку количество «вбирает» в себя (кумулирует) качество. Так же как «изменение» кумулирует в себе количество (мы можем добавить к трем яблокам еще одно яблоко, а можем и грушу; ускорение может быть количественным (по прямой), а может быть чисто качественным - по кругу и т.д.).

Точно также и с изменчивостью (Различием) и устойчивостью (Тождеством) - эта ваша пара, отнюдь не «тождество противоположностей».
***
Не понято Гегелем в «Наука логики» и Становление, и числа (после «ряд» идут группировки, а не бесконечность) и т.д. Тут можно много анализировать, но я не буду - Гегель для меня не интересен (хотя уважаем). И там, где вы его критикуете, я с вами согласен.
***
Диалектика интересна и актуальна именно тем, что она объясняет устройство Мира через его развитие. Но объясняет обязательно логически, отбрасывая содержание и предлагая всеобщий метод (шаблон, формат, протокол, алгоритм, ...). Вы все правильно пишите:

Диалектика мышления субъекта неотделима от диалектики объекта.

Только сейчас этого мало! Нужна «модель» (метод) как они соотносятся практически. Пока я такой метод нашел только у А.Ф. Лосева в виде его категориального эйдоса:
различие - тождество - становление - ставшее - проявление.
и множества конкретных рассуждений ("Диалектические основы математики" и т.п.)

Вы же, рассуждая о диалектике, ничего конкретного (методического) не предлагаете. А то, как вы диалектику себе представляете (на примере Разума), для меня очень сомнительно. Разум, по мне, вообще нечто другое... Ему нужно дать именно логическое обоснование.

Но, все равно, статья интересная - есть над чем поразмышлять!

Аватар пользователя Алексей Ивакин

Увжаемый Виктор! Если говорить в целом, то я свое впечатление о Вашем развернутом комментарии мог бы выразить теми же самыми словами, которые его завершают: интересно, есть о чем поразмышлять. Но все же есть в Вашем комментарии такой момент, о котором хотелось бы сказать нечто и весьма существенное. Я имею в виду, что должен отреагировать на увиденную Вами в тексте моей статьи связь между диалектикой и "ноосферизмом". Да, слово "Разум" то же самое и в структуре логического и в понятии, обозначающем феномен "ноосферизации". И это - не случайное, а глубинное единство. Однако дело в том, что, возражая Гегелю, я отвлекаюсь от этого единства. Разумом здесь выступает наиболее адекватная и мощная, с проникновением в суть предмета, форма мышления, вбирающая в себя в качестве "снятых", то есть подчиненных и преобразованных моментов, как рассудок с его стремлением найти понимание вещи такой, какой она есть на самом деле, с точки ее самотождественности, устойчивости (А=А), так и скептицизм, релятивизм и прочие формы отрицания устойчивости и самотождественности любой вещи (всё течет, все изменяется). И вот удивительно, что Гегель, диалектика которого во многом базируется на принципе синтеза противоположностей (тезиса и антитезиса), допускает в исследовании структуры самого мышления странные погрешности. Думаю, что он до конца не мог еще отойти от того очень расширенного (и поэтому абстрактного) понимания диалектики, которое базируется на отождествлении любого, вовсе не диалектического, противоречия с наличием диалектического мышления. Гегель очень нежно относится к тропам Секста Эмпирика и других скептиков и называет их уже диалектиками, хотя тут же оговаривается, что это диалектика не в ее подлинной форме, что это разум, но пока еще пребывающий в своем негативном состоянии. Однако как можно антитезис считать уже причастным к синтезу и ставить его выше тезиса? Я уверен, что все эти странности гегелевской схемы структуры логического, хотел этого сам Гегель или, скорей всего, не хотел, но позволяют всем этого желающим диалектику понимать очень абстрактно, что в свою очередь, ведет к отрицанию ее универсальности, а следовательно, - к провозглашению необходимости дополнять ее какими-то другими, в том числе, - альтернативными, методами. Например, каким-то - метафизическим, что выше моего понимания.
О самом "ноосферизме" надо тоже бы поговорить, но это - не главная тема обсуждаемой здесь моей статьи о диалектике.